Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

ochered-640x499 Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

7 октября 1993 года Борис Ельцин приказал снять круглосуточный пост у мавзолея Ленина

Событие это осталось почти незамеченным, никаких мероприятий в связи с ликвидацией поста №1 возле усыпальницы вождя не проводилось. Вероятно, ликвидация почетного караула у мавзолея явилась следствием событий начала октября 1993 года, когда назревший в стране экономический кризис вылился в острый внутриполитический конфликт, едва не переросший в гражданскую войну.

Как бы там ни было, почти не замеченная страной ликвидация поста в мавзолее фактически символизировала окончательный отказ России от коммунистического проекта. Последние часовые, стоявшие в карауле у мавзолея — рядовой Роман Полетаев и ефрейтор Вадим Дедков. Последний разводящим, который увел караульных с поста — сержант Олег Замоткин. Вместе они дождались у мавзолея командира роты почетного караула капитана Александра Горбунова и через подземный ход ушли из мавзолея в Кремль.

С этого дня ленинский мавзолей исключен из списка объектов, которым следует воздавать воинские почести. 12 декабря 1993 года пост №1 был официально перенесен от мавзолея к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены, к мемориалу Вечного огня, построенного еще в 1967 году, но все эти годы не входившего в перечень мест, где предполагался постоянный почетный караул. С 12 декабря 1993 года караул у Могилы Неизвестного Солдата в памятные даты стал нестись круглосуточно, как, например, 21-22 июня, в день начала Великой Отечественной войны.

Мавзолей В.И. Ленина был открыт на Красной площади 27 января 1924 года. Его сумели построить за несколько дней.

После кончины вождя 21 января 1924 года его тело решили сохранить. Утром 22 января оно было забальзамировано, а в ночь на 24 января архитектор Алексей Щусев получил задание спроектировать и построить склеп, который мог бы пропустить всех желающих проститься с Лениным. На все работы давалось три дня. Соорудить Мавзолей Ленина было решено у Кремлёвской стены в Москве, среди братских могил борцов Великой Октябрьской социалистической революции.

Читайте также:  Уфимское училище искусств - Уфа от А до Я

Vtoroj-derevjannyj-mavzolej-Lenina.-Vid-so-storony-Senatskoj-bashni-Kremlja Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

Второй (деревянный) мавзолей Ленина, вид со стороны Кремля

Ко дню похорон Ленина к 27 января 1924 года по проекту Щусева был возведен временный деревянный мавзолей, представлявший  усеченную ступенчатую пирамиду, к которой с двух сторон примыкали Г-образные пристройки с лестницами. Интерьер — сочетание черного с красным — оформил художник Игнатий Нивинский. Траурный зал был заглублен на 3 метра.

Форма мавзолея, созданная русским зодчим, далеко отстояла не только от русской архитектуры, но и от европейской культуры. Между тем, архитектор Алексей Викторович Щусев до революции состоял на службе у Священного Синода, строил храмы и проектировал иконостас церкви во имя Успения Богоматери в Киево-Печерской Лавре.

mavzolej-1-640x335 Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

Мавзолей Ленина. 1924

mavzolej-640x410 Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

Мавзолей же напоминал пирамиду, культовое сооружение многобожников. Исследователи архитекторы объясняют странный вид сооружения тем, что во всем мире, и в том числе в России, в XIX веке в моду вошел египетский стиль. Это было связано с множеством археологических открытий и общим интересом к культуре древних народов.

Так, искусствовед Вера Дубровина (ст. «Интерпретация архитектурного наследия Древнего Египта в раннем советском зодчестве» пишет, что в это время по Европе распространись мода на иероглифы, сфинксов, пирамиды и обелиски. Еще до революции в России в этом стиле стали оформлять доходные дома в обеих столицах, создавали египетские интерьеры и памятники на могилах.

После революции большевики обратились к этому стилю в полной мере. Имело ли это духовный смыл? Конечно. Разрушая православные храмы и низвергая наземь кресты, они воздвигали обелиски и пирамиды, полностью старясь изменить лик страны.

kamennyj-mavzolej-lenina-1930-640x427 Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

Строительство каменного мавзолея. 1930 г.

27 января в 16-00 гроб с телом Ленина был установлен в мавзолее. Все, кто хотел попрощаться с телом Ленина, спускались вниз по правой лестнице, обходили саркофаг с трех сторон, и потом выходили по левой лестнице.

Читайте также:  ЦЮРУПЫ - ТЕЛЕГРАФНАЯ От Труниловки до речного вокзала

Этот первый мавзолей Ленина вскоре был закрыт, началось строительство нового деревянного мавзолея, а в 1929-1930 гг. был возведен каменный мавзолей, который по архитектуре повторил предыдущий, деревянный.

Форму пирамиды пришлось слегка изменить – было учтено пожелание вождей сделать из усыпальницы трибуну и принимать на ней парады. Некоторые искусствоведы считают, что ступенчатая форма пирамиды просто «повторяла» зубцы кремлевской стены.

Общая высота мавзолея вместе с подвалами составила 36 метров (это высота современной десятиэтажки). Над землей мавзолей возвышался на 12 метров, ширина видимой части составляла 24 метра. «Подошва» мавзолея — квадрат с длиной стороны в 72 метра, длина диагонали — 104 метра, а угол наклона пирамиды равен классическим 45.

mavzolej-lenina-v-moskve-640x420 Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

Мавзолей Ленина, 1980 г.

mavzolej-ochered-640x427 Мавзолей Ленина (о сакральных символах советской эпохи)

Первый почетный караул у тогда еще временного мавзолея встал сразу после смерти Ленина. Вахту у останков вождя по очереди несли простые крестьяне и рабочие, символизировавшие союз трудящихся.

Югославский коммунист Джилас удивлялся религиозному отношению в СССР к мумии Ленина. «Медленно спускаясь в мавзолей, я заметил, как простые, в платках, женщины крестятся, как будто подходят к раке святителя. Впрочем и меня охватило мистическое ощущение, забытое со времен ранней молодости. Больше того, все было так и устроено, чтоб создать в человеке именно такое ощущение — гранитные блоки, застывшая стража, невидимый источник света над Лениным, и сам его труп, ссохшийся и белый, как известковый, с редкими волосинками, как будто их кто-то сажал. Несмотря на все свое уважение к ленинскому гению, мне казались неестественными и, главное, антиматериалистическими и антиленинскими эти мистические сборы возле ленинских останков». (Джилас М. «Разговоры со Сталиным». М., 1970).

Читайте также:  Город Верхнеуральск (Челябинская область)

26 января 1924 года командовавший московским гарнизоном Николай Муралов утвердил порядок несения караула возле усыпальницы. Поначалу в карауле стояли учащиеся школы имени ВЦИК, почетным командиром которой являлся Ленин. Позже постоянную вахту у мавзолея должны были нести двое военнослужащих, вооруженных карабинами. Через несколько лет пост у мавзолея стал называться постом №1. Такое положение дел продолжало сохраняться вплоть до 1993 года.

По поводу символики мавзолея в России и на Западе было много спекулятивных публикаций. Так, высказывалось предположение, что Щусев не просто скопировал форму зиккурата, но и в план здания заложил особую символику, взяв за основу организацию пространства Пергамский алтарь, который христиане называют «престолом сатаны» в соответствии с «Апокалипсисом» Иоанна (Господь обращается к Ангелу Пергамской церкви «Ты живёшь там, где престол сатаны». Откр. 2:12—13). Эти слова богословы связывали с культом Асклепия, в храме которого содержался огромный змей, символизирующий дьявола.

Некоторые указывали на схожесть плана сооружений — ступенчатый потолок мавзолея и странный несимметричный выступ, на котором вожди СССР принимали парады. В нем не видели архитектурного смысла («гораздо логичнее было бы разместить вождя в центре трибуны»), но зато точно такой выступ есть на Пергамском алтаре – значит, он скопирован оттуда Щусевым.

Очевидно, что архитектор, ранее служивший в Синоде, не мог не знать, что именно он создает. Скорее всего, понимали это и красные вожди, имевшие начатки богословского образования (Сталин учился в духовной семинарии, Феликс Дзержинский в молодости готовился стать священником). По логики эзотериков, в 1930 году у стен Кремля был возведен зиккурат, символизирующий поклонение демоническим силам, и построен он был специально в форме жертвенного алтаря, на который и была принесена целая христианская страна. Это, конечно, красивая мифология, так мы из советского мифа переходим в область современных сказаний…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =

Next Post

Письма Екатерины II уфимским наместникам

Ср Окт 8 , 2025
Екатерина II. Фрагмент портрета кисти Вегилиуса Эрихсона Размещаю материал уфимского историка Руфа Гавриловича Игнатьева «Два собственноручных письма императрицы Екатерины II на имя Уфимских наместников Якобия […]
Письма Екатерины II уфимским наместникам