Кряшены Башкирии — часть кряшенского народа

1441375967_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B_big Кряшены Башкирии - часть кряшенского народа БАШКИРИЯ Народознание Православие ТАТАРСТАН

Кряшены Башкирии считают себя частью самостоятельного кряшенского народа

Кряшены, тюркоязычный православный народ, проживающий в Татарии и Башкирии, не признан отдельным этносом, в то время как нагайбаки, этносословная подгруппа кряшен, получила статус малого коренного народа РФ.
  • Кряшены Башкирии. Иллюстрации: Валерий Зарубин
  • 1441376069_%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B2_big Кряшены Башкирии - часть кряшенского народа БАШКИРИЯ Народознание Православие ТАТАРСТАН
  • 1441376215_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B3_big Кряшены Башкирии - часть кряшенского народа БАШКИРИЯ Народознание Православие ТАТАРСТАН
  • 1441376420_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B8_big Кряшены Башкирии - часть кряшенского народа БАШКИРИЯ Народознание Православие ТАТАРСТАН Реликвии семьи Николая Кузнецова: прабабушка Елена и прапрабабушка Ольга в национальных костюмах
Кряшены Башкирии считают себя неотъемлемой частью народа кряшен, большая часть которого проживает в Татарстане. Как считают представители научного сообщества Башкирии, пока нет единой точки зрения на то, следует ли признать кряшен отдельным этносом или продолжать их считать этнокофессиональной группой татар. Вопрос о признании кряшен отдельным этносом встал после обновления списка малых коренных народов РФ, куда входят и родственные кряшенам нагайбаки.

«Численность нагайбаков по переписи 2010 года составила около 10 тыс. человек, — констатирует этнолог, эксперт сети EAWARN, кандидат исторических наук Ильдар Габдрафиков. — Также в советских переписях после 1926 года нагайбаки учитывались в составе татарского народа. В постсоветских переписях (2002 и 2010 годов) нагайбаков начали учитывать как самостоятельную, отдельную от татар, этническую категорию».

По своему этногенетическому и культурному происхождению нагайбаки очень близки к кряшенам.
«Компактно нагайбаки проживают в основном в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Их язык, как и язык кряшен, относится к среднему диалекту татарского языка. По вере они, как и кряшены, православные христиане», — отметил ученый.
 
«Известно, что нагайбаки на территории сегодняшней Башкирии жили у современного села Нагайбаково в Бакалинском районе, считались отличными воинами. А позже в целях укрепления границы с киргиз-кайсаками были перевезены на реку Яик, где на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско», — поясняет историк Павел Егоров. — В Башкирии сейчас живет около сорока человек, считающих себя нагайбаками».

Профессор Ринат Гатауллин также отмечает родство нагайбаков и кряшен. «И те, и другие, скорей всего, являются потомками ногаев или ногайцев, — утверждает Гатауллин. — Что дает нагайбакам статус малого народа? Способ ведения хозяйства нагайбаков практически не отличается от хозяйственной деятельности русских, да и большинства россиян. Разве что в современных условиях поможет сохранить им свою самобытность».

Читайте также:  Город Агидель (Башкирия)

Вопрос о численности кряшен остается открытым.

«По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, их численность составила около 35 тыс. человек, — напомнил Ильдар Гаддрафиков. — Они компактными группами проживают в основном в Татарстане (около 30 тыс. человек). Меньше в Башкирии (около 4 тыс.), Удмуртии (500). На самом деле татар-кряшен больше. Но значительная часть во время переписей относит себя к татарам. О том, что их численность больше, чем 35 тыс. человек, говорит и тот факт, что еще по итогам Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшен насчитывалось 101,4 тыс. человек».

«В Уфимской губернии кряшены окормлялись в церквях, находившихся в нескольких кряшенских селах на севере Белебеевского уезда Бакалинской волости. Наиболее известна Троицкая церковь в селе Нагайбаково 1745 года постройки. Это был памятник истории федерального значения, уничтоженный по приказу районного начальства в 1994 году, — рассказал агентству историк Павел Егоров. — Ныне кряшены компактно проживают в селе Бакалы, там же и окормляются. При этом часть службы проходит на кряшенском языке».

В вопросе статуса кряшен некоторые этнологи Башкирии придерживаются традиционной для советской науки точки зрения.

«Кряшены — это этноконфессиональная группа в составе Волго-Уральских татар, исторически исповедующая православную веру, — подчеркнул историк, этнолог Ильдар Габдрафиков. — В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен. Во всех советских переписях после 1926 года кряшены учитывались в составе татарского народа, так как официальная советская историография отрицала существование кряшен как самостоятельного народа, рассматривая их как часть татар».

Читайте также:  В Татарстане на престижную премию номинированы националисты

В двух последних постсоветских переписях (2002 и 2010 годов) кряшен начали учитывать как особую субэтническую категорию, но в составе татар. «Это было связано с возрождением кряшенского движения, прежде всего, в республике Татарстан, где проживает основная доля кряшен, — поясняет эксперт. — Лидеры кряшенского движения добивались признания, что кряшены — это отдельный от татар народ. В настоящее время кряшены имеют свой культурный центр, печатные издания, открыто проводят свои традиционные праздники, мероприятия». Сам этнолог рассматривает кряшен как особую субэтническую группу в составе татар, это же относится и к нагайбакам.

Отличия нагайбаков и кряшен от проживающих в Татарии татар, по мнению эксперта, вполне объяснимы.

«Этносы, особенно крупные, каким является татарский этнос, не являются и не могут быть в культурном плане абсолютно однородными, — подчеркивает Габдрафиков. — Татары, расселенные на огромном пространстве Поволжья, Урала и Сибири, не являются исключением. Не будем забывать, что для сознания людей характерна иерархичность их идентичности. Например, русский может иметь и субэтническую или локальную идентичность: казак, помор, сибиряк — оставаясь при этом русским».

С данной точкой зрения не согласны как некоторые эксперты, так и сами нагайбаки и кряшены. Эксперт Института национальной стратегии, политолог Раис Сулейманов подчеркивает абсурдность и нелогичность сегодняшней ситуации: «Нагайбаки — это кряшенские казаки, проживающие на территории Челябинской области. Кряшены как целый народ не признан отдельным этносом, а его отдельную подгруппу признают самостоятельным этносом»

Напомним, малочисленным коренным народом, согласно российскому законодательству, признается этнос, численность которого менее 50 тыс. человек. Этот статус предоставляет льготы на хозяйственную деятельность, государственные субсидии на поддержку их культуры.

«Несмотря на давление Казанского Кремля во время переписи, в 2010 году в переписных листах себя обозначили кряшенами 34 тыс. 822 человека, — приводит данные Сулейманов. — И хотя эта цифра не соответствует реальной численности кряшен, тем не менее, она формально дает право этому этносу добиться статуса коренного малочисленного народа. Если кряшены (пусть даже если их реальная численность составляет 300 тыс. человек) будут признаны малочисленным коренным народом по формальным основаниям, то это откроет им путь к долгожданному для них этническому самоопределению. И это в перспективе поможет им избежать татаризации и исламизации, чего они очень опасаются».

Читайте также:  "Таблиги Джамаат" в Кукморском районе Татарстана
Сами кряшены возмущаются, когда некоторые исследователи называют их татарами-«новокрешенами».

«Мы не крещеные татары, которых обратил в православие царь Иван Грозный после взятия Казани, — настаивает основатель Молодежного православного движения кряшен села Бакалы Николай Кузнецов. — Многие из «новокрешен» обратно вернулись в ислам. Кряшены к этому времени уже были православными. Мы были христианами, как только начали осознавать себя как народ».

По мнению кряшен, их язык отличается от татарского. Примерно так же, как белорусский от русского. Есть существенные различия в национальных костюмах, фольклоре, народной кухне, наблюдаются и некоторые внешние различия. «А вот с нагайбаками чувствуется родство, — отметил Кузнецов. — Я был в Челябинской области и общался с нагайбаками. У нас и песни схожие очень, ведь они переехали за Урал из Бакалинского района».

«Мы рады за нагайбаков, получивших статус малого кореного народа. Это позволит им сохранить свою культуру и обычаи, — резюмировал собеседник агентства. — О том, как нам добиваться этого статуса, говорить пока рано. Но несомненно, что нам, кряшенам из Башкирии, необходимо общаться. Нужно быть более активными, как наши братья, кряшены из Татарии».

В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации включена проживающая на территории Чукотского автономного округа народность юкагиры. Соответствующее постановление от 25 августа 2015 года опубликовано 29 августа на официальном сайте правительства РФ. Напомним, теперь в Едином перечне коренных малочисленных народов РФ насчитывается 50 народов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − два =

Next Post

Александр Невский и советская идеология

Сб Сен 12 , 2015
  Юрий Пантюхин. Александр Невский (левая часть триптиха «За землю Русскую») Александр Невский и советская идеология   ДАРЬЯ МЕНДЕЛЕЕВА   Сегодня Православная Церковь празднует день […]
Александр Невский и советская идеология