МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, традиционный костюм мордвы. Женский костюм происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам. Швы располагались посреди груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого. Принадлежностью мокшанского женского костюма являлись длинные, доходящие до щиколоток холщовые штаны (понкст). Теплая верхняя одежда выполнялась из сукна. Разнообразны женские головные уборы мордвы: головные полотенца, платки, повязанные «по-мокшански» (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из нескольких частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Головные уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса. Женщины-эрзянки носили набедренное украшение (пулай) в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения делались из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями были также специальные расшитые полотенца (кескоруцят). Обувью служили лапти мордовского типа (картъ, каръхть) с низкими бортами и специальными петлями из лыка для обор. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обернутые онучами. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки – белыми и черными онучами. Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII–XIX вв. Переход к современной одежде проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплектов русского народного костюма.
Лит.: Жукова Е.Д. Костюмы народов Башкортостана // Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994; Мордовский национальный костюм. Альбом. — М., 1973. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. – М., 1989; Мордовия. Народное искусство. – Саранск, 1989.