ДЖАДИДИЗМ или джадизм (от араб. «джадид» – «новый»), реформаторское движение в области школьного образования среди тюркских народов. Иначе говоря, это обновленцы. Движение возникло во 2-й пол. XIX в. у татар Крыма и Поволжья, в Башкирии, позднее — в Азербайджане и Средней Азии.
Формально связано с введением в медресе и мектебах обучения по «звуковому методу». В школах джадидов преподавание было организовано по европейскому образцу — изучались, кроме религиозных предметов, родной язык, литература, арифметика, география и др. Обновленцы требовали переустройства быта и культуры, что вызывало упорное сопротивление консерваторов. Основоположником, активным пропагандистом являлся крымский татарин мурзак (потомств. дворянин) и крупный землевладелец И. Гаспринский, издававший в Бахчисарае газету «Тарджиман» («Переводчик»).
К 1880-м гг. оформилось в мощное общественное и культурное движение просветительского характера. Основными установками являлись: замена религиозных школ светскими, развитие культуры, изучение современных наук, издание газет и журналов на национальных языках. Идеологи движения — национальные просветители Р. Фахретдинов, X. Усманов, Д. Абзгильдин, З. Расулев и др.
Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа в кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542-566; История Узбекской ССР, т. 1, кн. 2, Ташкент, 1956, с. 278-280; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Окт. революции, «ИСССР», 1963, No 2.
A. B. Пясковский. Москва.