Из материалов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов
В. С. Воронцов (г. Ижевск):
При подготовке настоящего доклада использованы материалы и документы официальных сайтов руководителей страны и республики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее – УР), Центральной избирательной комиссии УР, Министерства национальной политики УР, Дома дружбы народов УР, Управления по вопросам миграции МВД по УР, Федеральной налоговой службы России по УР, федеральных и региональных печатных и электронных СМИ, а также данные социологических исследований.
Общественно-политическая ситуация
Общественно-политическая жизнь республики в 2023 г. была богата на разнообразные события и запомнилась посещением Удмуртии президентом страны В. В. Путиным, участием республики в международном военно-техническом форуме АРМИЯ-2023 и выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, масштабными мероприятиями в рамках Года молодежи, громкими отставками и назначениями чиновников разного уровня. Однако, как и в 2022 г., специальная военная операция (СВО) на Украине и обострение международной обстановки оказывали существенное влияние на ход развития общественно-политических процессов и иных сфер жизнедеятельности республики.
19 сентября 2023 г., в День оружейника, Президент России В. В. Путин побывал с рабочим визитом в Ижевске. Он провел заседание Военно-промышленной комиссии, посетил предприятие «Аэроскан», а также провел встречу с главой Удмуртии А. В. Бречаловым. На заседании комиссии президент отметил, что за первые восемь месяцев 2023 г. предприятия ОПК в целом выполнили график поставок продукции, а по отдельным направлениям в разы увеличили производство.
Так, выпуск основных видов бронетехники увеличен более чем вдвое, а особо востребованных средств поражения – в три раза. «Вместе с тем нужно повысить объемы производства средств контрбатарейной борьбы и ПВО. В этой связи, мы на этот счет говорили, и мною дан ряд указаний по дополнению графика поставок на 2024 г. соответствующей номенклатурой. Хочу также вновь повторить: в целом предприятия ОПК должны активнее развивать производственные мощности, внедрять передовые технологии, как и прежде повышенное внимание уделять качеству военной продукции»,– указал глава государства. В. В. Путин поздравил работ- ников предприятий оборонного комплекса с Днем оружейника, утвердил новых генеральных конструкторов по созданию вооружения и военной техники, а также кандидатов на должности руководителей приоритетных технологических направлений.
В этот же день прошла встреча главы государства с А. В. Бречаловым, в ходе которой обсуждались вопросы развития региональной экономики и социальной сферы. Президент обратил внимание на проблемы здравоохранения и медицинских кадров в республике. Глава Удмуртии признал наличие проблемы и пообещал держать ее на личном контроле. В свою очередь, глава Удмуртии попросил В. В. Путина оказать содействие в решении проблем, связанных с дефицитом бюджета и высокого республиканского долга (на 1 января 2024 г. государственный долг Удмуртии составил 67 млрд 485 млн руб. и уменьшился за 2023 г. на 1,3 млрд руб.).
Он обратил внимание на непропорционально высокую долю отчислений налогов и сборов из республики в федеральный бюджет, по сравнению с другими регионами (Удмуртия вошла в топ-10 регионов по доле уплаченных налогов в федеральный бюджет). А. В. Бречалов также проинформировал главу государства о помощи, которую оказывает республика участникам СВО и их семьям, а также подшефному району в Луганской Народной Республике (ЛНР). Более детальная информация об участии уроженцев Удмуртии в СВО содержится в других выступлениях главы республики.
Так, из республики в зону СВО, помимо мобилизованных, на регулярной основе проходит отправка добровольцев, решивших заключить контракт на прохождение военной службы. Из уроженцев Удмуртии сформированы «именные» подразделения – полк имени легендарного конструктора М. Т. Калашникова, отдельный зенитно-ракетный дивизион имени конструктора-оружейника Е. Ф. Драгунова, зенитно-ракетный дивизион «Чепца», мотострелковый батальон «Вормон», спецподразделение «Италмас» и др. (Четыре подразделения из Удмуртии сформировали для участия в СВО).
С начала СВО «Фондом Сообщество» и жителями Удмуртии в войска направлено более 1,2 тыс. тонн гуманитарной помощи. Это, в первую очередь, пиломатериалы, бензопилы, электрогенераторы, специальная техника, дополнительные элементы амуниции, продовольствие и др. Накануне Нового года военнослужащим из Удмуртии вместе с подарками к праздничному столу доставили три тонны пельменей.
Как и по всей стране, в Удмуртии работает филиал Фонда «Защитники Отечества», созданного по инициативе Президента России. Фонд оказывает поддержку участникам специальной военной операции, их семьям, родственникам погибших бойцов. В республике ведется большая работа по увековечиванию памяти погибших героев, в городах и районах открываются мемориальные доски, идет подготовка к созданию мемориала памяти. Удмуртия также активно поддерживает подшефный Лутугинский район ЛНР.
В 2023 г. оказана помощь в восстановлении системы отопления и водоснабжения двух школ и двух детских садов. Жителям направлена гуманитарная помощь: книги, лекарственные препараты, оргтехника, два автобуса для перевозки школьников, детские площадки для садиков. Кроме того, на подшефной территории продолжают работать аварийные бригады, в штатном режиме поддерживается работоспособность коммунальных сетей.
4 ноября в Москве на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) открылась самая большая экспозиция страны – международная выставка-форум «Россия». На выставке в павильоне № 75 был представлен стенд «Мы из Удмуртии». Открытие стенда прошло в формате квартирника.
Гости форума могли пообщаться с известными в России и мире уроженцами Удмуртии – президентом Российской федерации баскетбола А. Г. Кириленко, двукратным призером Олимпийских игр биатлонистом И. Ю. Черезовым, вратарем сборной России по следж-хоккею В. А. Каманцевым, двукратным чемпионом Паралимпийских игр В. А. Лекомцевым, балериной Мариинского театра Е. Ю. Евсеевой. Открыл работу стенда А. В. Бречалов: «Сегодня мы познакомим жителей России с теми, кто создает все то, чем гордится Удмуртия. У нас потрясающие люди, работоспособные, трудолюбивые и любящие свою родину. И этот стенд в первую очередь про них, потому что без труда врачей, педагогов, заводчан, селян ничего бы не получилось. Здесь каждый гость сможет увидеть и послушать рассказы предпринимателей, сфотографироваться с легендарным мотоциклом «ИЖ» и понять, чем Удмуртия уникальна», – отметил глава республики.
Еще более масштабно и красочно достижения Удмуртии были продемонстрированы на церемонии открытия Дня Удмуртской Республики на выставке-форуме «Россия», которая состоялась 5 декабря. В День Удмуртии гостям выставки была предложена насыщенная культурная и деловая программа: познавательные лекции и мастер-классы, спектакли и викторины, дегустации национальных блюд, выступления музыкальных коллективов, панельная и инвестиционная сессии, круглый стол и многое другое.
2023 г. запомнился жителям Удмуртии и важными внутриполитическими событиями: кадровыми перестановками в администрации главы и в региональном правительстве, избранием нового градоначальника Ижевска, дополнительными выборами депутатов представительных органов муниципальных и городских округов и др.
9 и 10 сентября прошли дополнительные и повторные выборы депутатов представительных органов муниципальных и городских округов в Устиновском районе Ижевска, Сарапуле, Можге, Алнашском, Балезинском, Глазовском, Кезском, Киясовском, Сюмсинском, Увинском, Шарканском районах. Участие в голосовании приняли 10 868 чел., что составляет 22,51% от включенных в списки избирателей. Как правило, конкуренция на муниципальных выборах находится на не очень высоком уровне, порой даже сложно найти кандидатов в депутаты. Это связано со сравнительно низким интересом политических сил и партий к муниципальным выборам за пределами некоторых больших городов. Прошедшая выборная кампания не стала исключением, хотя в отдельных округах и наблюдалось некое подобие конкурентной борьбы. В итоге все 15 депутатских мандатов в городах и районах Удмуртии замещены кандидатами, выдвинутыми партией «Единая Россия».
11 апреля 2023 г. глава Удмуртии назначил А. А. Журавлева исполняющим обязанности руководителя Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики. Новый руководитель до этого возглавлял администрацию Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара. Предыдущий руководитель М. А. Шумихин пробыл на должности менее четырех месяцев и после отставки назначен главой регионального отделения государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества».
31 августа 2023 г. добровольно покинула свой пост Советник главы Удмуртии И. Н. Макарычева, курировавшая кадровую политику в Администрации главы и правительства УР. 20 сентября глава республики освободил от занимаемой должности и. о. министра здравоохранения Удмуртии Н. В. Якимову (в настоящее время находится под домашним арестом, расследуется уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями»). Очередным и. о. министра был назначен С. А. Багин, который занимал должность заместителя министра (с 15 августа 2023 г.), а до этого возглавлял Центральную городскую больницу в г. Электросталь Московской области.
В конце декабря «команду Бречалова», уже почти по традиции, покинули сразу три члена правительства – два вице-премьера – К. А. Сунцов и Э. З. Пинчук, а также министр строительства, ЖКХ и энергетики республики Р. Р. Ибрагимов. По мнению политолога А. Г. Балицкого, увольнение сразу трех членов регионального правительства не является чем-то удивительным. С 2017 г. кадровые перестановки в Удмуртии стали «хроническим заболеванием».
Значимые отставки прошли и в органах местного самоуправления Удмуртии. 27 февраля 2023 г. добровольно покинул свой пост глава г. Можга М. Ю. Трофимов. Увольнение мэра произошло после крупной коммунальной аварии, когда в сильные морозы три дня без теплоснабжения оставались 79 многоквартирных домов и 12 социальных объектов. Без тепла остались около 11 тыс. человек, из-за нагрузки на электрические сети в домах также отключался свет, что еще более усложняло ситуацию. Причиной аварии стали износ коммунальных сетей и непринятие оперативных мер руководством города. Более того, администрация города умалчивала о масштабах коммунальной аварии и не объявила режим ЧС, который позволил бы предпринять дополнительные меры для устранения аварии.
Однако самой громкой отставкой года стал досрочный уход с должности мэра Ижевска О. Н. Бекмеметьева в мае прошедшего года. По словам бывшего градоначальника, причиной отставки стал переход на новое место работы. В местных СМИ писали, что О. Н. Бекмеметьев якобы переходит на повышение в республиканское правительство и для него, возможно, введут новую должность вице-премьера, курирующего работу муниципалитетов Удмуртии. Делались прогнозы и о его назначении руководителем администрации Главы и Правительства республики.
В свою очередь, глава Удмуртии А. В. Бречалов отметил, что О. Н. Бекмеметьев, безусловно, остается в его команде, однако при этом не внес ясность о новом назначении, пояснив, что предложение очень серьезное, и он с пониманием от- носится к желанию экс-мэра реализовать себя в каком-то более интересном проекте. Комментарии многих других высокопоставленных чиновников о работе О. Н. Бекмеметьева были исключительно комплиментарными.
Интрига с новым назначением завершилась для О. Н. Бекмеметьева весьма неожиданно. 26 июля 2023 г. бывшего мэра задержали по обвинению в двух фактах злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, в 2021 г. он незаконно передал в собственность одной из строительных компаний земельный участок, находившийся в государственной и муниципальной собственности.
По решению суда О. Н. Бекмеметьев был отправлен под домашний арест на два месяца, но позднее мера пресечения была ужесточена и его посадили в СИЗО. Судом принято во внимание, что обвиняемый систематически покидал место отбытия домашнего ареста, а также нарушил ранее установленные ему запреты в виде общения со свидетелями по уголовному делу и пользования интернетом. Обвиняемый и его защита считают такое решение необоснованным и незаконным.
30 августа по делу бывшего главы Ижевска задержали прокурора Октябрьского района г. Ижевска Н. В. Пушина. Его обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 285 УК РФ, следствие считает, что он занимался пособничеством экс-мэру при незаконной передаче земельного участка одной из строительных компаний. Суд постановил избрать в отношении Н. В. Пушина меру пресечения в виде домашнего ареста на срок два месяца и установил в отношении него ряд ограничений.
19 декабря по делу О. Н. Бекмеметьева задержан Гендиректор ООО «Ресурс» О. В. Бушмакин. Бизнесмену предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 285 УК РФ (подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями, совершенному главой органа местного самоуправления). По версии следствия, О. Н. Бекмеметьев незаконно предоставил подконтрольному Бушмакину ООО «Специализированный застройщик «Ухтомского один» земельный участок без торгов по заниженной стоимости. В настоящее время следствие по делу высокопоставленных чиновников продолжается.
В 2023 г. прошла также череда отставок руководителей сельских районов, в масштабах республики они менее заметны, но для жителей этих районов имеют большое значение. Так, заявили об уходе по собственному желанию главы Воткинского (И. П. Прозоров), Глазовского (В. В. Сабреков), Киясовского (С. В. Мерзляков), Красногорского (Д. С. Клабуков) районов. В конце года об отставке объявил глава Индустриального района г. Ижевска Н. С. Туркеев, который проработал в этой должности менее года.
Таким образом, отставки и аресты высокопоставленных чиновников не только в очередной раз обозначили проблему кадров и коррупции в республике, но и свидетельствуют о потере мотивации чиновников работать даже на высших должностях, о «хронической текучке кадров» в республиканской управленческой сфере. Попытки привлекать управленцев из других регионов России, как правило, также не приводят к положительным результатам. Все это негативно влияет на имидж региональной власти в глазах жителей республики.
Социально-экономическая ситуация
По информации Удмуртстата, за январь – ноябрь 2023 г. предприятиями республики отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг промышленного характера собственными силами на сумму 886 млрд руб. (114,7% к январю – ноябрю 2022 г.).
Индекс промышленного производства в январе – ноябре 2023 г. по отношению к аналогичному периоду 2022 г. составил 108,3%. Такие показатели позволили республике рас- положиться на 27-м месте в России и на 7-м месте в Приволжском федеральном округе.
Драйверами роста региональной экономики стали отрасли ОПК. По группе обрабатывающих производств наблюдался рост производства на 21,7%, это 4-е место в РФ (выделено нами – авт.). Наиболее значительно увеличилось производство химических веществ и химических продуктов – в 2,2 раза, текстильных изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий – в 1,5 раза, электрического оборудования – в 1,4 раза.
Индекс производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» в январе – ноябре 2023 г. составил 97,8%, индекс производства по виду деятельности «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – 92,8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В отраслях, связанных с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений, зафиксирован рост на 0,6%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», с учетом досчета на малые предприятия и неформальную деятельность за 11 месяцев 2023 г. составил 47,93 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 21,9% выше аналогичного периода прошлого года. В республике сдано в эксплуатацию 1246,6 тыс. кв. м общей площади жилых помещений, что на 7,1% больше, чем в январе – ноябре 2022 г. Индивидуальными застройщиками введено 738,4 тыс. кв. м жилых домов (на 3,9% меньше), что составило 59,2% от общего ввода по республике.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, фермерские хозяйства, хозяйства населения) в 2023 г. в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 89,5 млрд руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2022 г. сложился в размере 100,1%. Валовой надой молока в сельскохозяйственных организациях всех категорий в 2023 г. составил 1027,8 тыс. тонн (2022 г. – 957,2 тыс. т), республика впервые в своей истории произвела более 1 млн тонн молока.
Производство скота и птицы на убой составило 183,6 тыс. тонн (2022 г. – 181,7 тыс. т), яиц – 1095,6 млн штук (2022 г. – 1119,1 млн штук). В ПФО по производству молока Удмуртия занимает 3-е место, по производству скота и птицы – 8-е место, по производству яиц – 5-е место19. За январь – ноябрь 2023 г. оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности с учетом неформальной деятельности составил 444 млрд руб., что в товарной массе на 18,2% больше января – ноября 2022 г.
Оборот оптовой торговли более чем наполовину (53,5%) формировался за счет субъектов малого предпринимательства. За январь – ноябрь 2023 г. оборот розничной торговли (с учетом всех источников реализации) составил 302 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 4,1% больше января – ноября 2022 г. За январь – ноябрь 2023 г. оборот общественного питания составил 17,0 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 4,4% больше января – ноября 2022 г.
В январе – ноябре 2023 г. населению республики оказано платных услуг на сумму 94,3 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,1% больше аналогичного периода прошлого года. В структуре оказанных населению услуг преобладают коммунальные (25,0%), бытовые (14,3%), транспортные (12,9%), медицинские (11,6%) и телекоммуникационные (9,9%). В структуре бытовых услуг почти половину объема суммарно занимают услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств и оборудования, парикмахерские и косметические услуги (47,8%)20.
В ноябре 2023 г., по оперативным данным, среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций сложилась в размере 54241 руб. и в сравнении с ноябрем 2022 г. увеличилась на 18%. Учитывая изменение потребительских цен, реальная заработная плата за ноябрь 2023 г. по от- ношению к ноябрю 2022 г. увеличилась на 9,8%.
В республике сохраняется значительная дифференциация в оплате труда работников организаций различных видов деятельности. Уровень оплаты труда работников организаций, осуществляющих деятельность в образовании, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, административную деятельность и сопутствующие дополнительные услуги, а также деятельность гостиниц и предприятий общественного питания в ноябре 2023 г. отставал на 15–20 тыс. руб. от среднего уровня по республике.
Наиболее высокая оплата труда наблюдалась в организациях по добыче полезных ископаемых (83 366 руб.) – в 1,5 раза выше среднереспубликанской. Кроме того, наиболее высокая зарплата была в следующих отраслях: в области информации и связи (80 293 руб.), деятельность финансовая и страховая (75 307 руб.), обрабатывающие производства (68 154 руб.), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (62 010 руб.).
В ноябре 2023 г. Удмуртия занимала 6-е место по среднемесячной начисленной зарплате среди регионов ПФО, уступая Татар- стану, Пермскому краю, Башкортостану, Самарской и Нижегородской областям. Самая высокая заработная плата была в Татарстане – 64 659 руб., а самая низкая – в Мордовии – 47 452 рубля.
По данным Удмуртстата, расходы сред- нестатистического жителя Удмуртии в 3-м квартале 2023 г. выросли и достигли 22 753 руб. в месяц. При этом больше всего население тратит на покупку непродовольственных товаров – 8834 руб. на каждого члена семьи в месяц (на 19,2% больше, чем в 3-м квартале 2022 г.), траты на продукты составляют 6597 руб. (+6,3%), оплата услуг – 6233 руб. (+19,8%), питание вне дома – 674 руб. (+37,6%), покупка алкоголя – 415 руб. (+1,6%).
В зависимости от места жительства респондентов структура расходов домохозяйств заметно различается. Так, на услуги горожане тратят в 2,2 раза больше, чем сельские жители – 7672 руб. против 3469 руб., зато в деревнях покупают больше непродовольственных товаров, чем в городе – 9266 руб. против 8609 руб. В целом жизнь в городе заметно дороже, чем на селе: если среднестатистический горожанин тратит в месяц 24 323 руб., то деревенский житель – 19 736 руб.
Удмуртия продолжает оставаться одним из лидеров по закредитованности населения. Этот показатель, в свою очередь, служит основным фактором снижения реальных располагаемых денежных доходов населения. По данным Центробанка России, на 1 января 2024 г. долг жителей Удмуртии перед кредитными учреждениями по всем кредитам, включая жилищные, составил 354,4 млрд руб., год назад – 280 млрд руб., прирост составил рекордные 74,4 млрд, или 21% (выделено нами – авт.). За 2023 г. жителям Удмуртии выдано потребительских кредитов на 170,1 млрд руб. (2022 г. – 119,3 млрд), жилищных – на 86,9 млрд руб. (2022 г. – 55,5 млрд), по сравнению с 2022 г. первых выдано больше на 42,6%, вторых – на 56,6%.
В 2023 г. среднедушевой долг по кредитам прирастал в среднем на 145 рублей за сутки (в 2022 г. – на 57 руб.). За истекший год долговая нагрузка на каждого жителя увеличилась на 52,9 тыс. руб. Удмуртия на начало января 2024 г. находилась на втором месте в ПФО по уровню задолженности населения по рублевым кредитам, взятым в банках (247 тыс. руб.). Татарстан «лидирует» с показателем 254 тыс. руб. в среднем на каждого жителя, меньше всего задолженность по кредитам у населения Мордовии (158 тыс. руб.).
Индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.) составил 107,44%, в т. ч. на продовольственные товары – 107,6%, услуги – 108,5%, непродовольственные товары – 106,6%. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в ноябре 2023 г. в Удмуртии составила 5184 руб. на человека и по сравнению с декабрем 2022 г. (рассчитанной по базовым ценам) повысилась на 4,2%. Среди регионов Приволжского федерального округа по стоимости этого набора Удмуртия в ноябре 2023 г. занимала 7-е место по убыванию.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Удмуртии в ноябре 2023 г. составила 19 219 руб. в расчете на одного человека. Среди регионов Приволжского федерального округа по стои- мости этого набора Удмуртия в ноябре 2023 г. занимала 5-е место по убыванию. Величина прожиточного минимума в Удмуртии в 2023 г. составила 12 794 руб., в т. ч. для трудоспособного населения – 12 258 руб., для детей – 12663 руб., для пенсионеров – 11 003 руб.
По итогам выборочного обследования численность рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше в среднем за три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) 2023 г. составила 729,3 тыс. чел., в их числе 714,1 тыс. чел. были заняты в экономике и 15,2 тыс. чел. не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). Уровень безработицы в этот период составил 2,08%.
По данным Государственной службы занятости населения УР, в 2023 г. в центре занятости населения было зарегистрировано более 47,7 тыс. обращений граждан за предоставлением услуг в области содействия занятости населения. На учет в качестве ищущих работу поставлено 16,1 тыс. чел. (в 2022 г. – 27,2 тыс. чел.). В составе поставленных на учет наибольший удельный вес занимают незанятые граждане – 96,6%; учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, – 3,3%.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 1 января 2024 г. составила 3051 чел., а потребность работодателей в работниках составила 21 957 человек. На рынке труда из общей заявлен- ной потребности в работниках рабочие профессии составляют 65,7%. Напряженность на рынке труда Удмуртии составила 0,2 человека на вакансию. Уровень регистрируемой безработицы в Удмуртии на 1 января 2024 г. – 0,41% от экономически активного населения (на 1 января 2023 г. этот показатель составлял 0,63%).
И вновь о налогах. По данным пресс-службы УФНС по УР, в 2023 г. из Удмуртии в консолидированный бюджет мобилизовали на- логов на 398,6 млрд руб., это на 39,5 млрд, или на 11% больше, чем за 2022 г. Из этой суммы в федеральный бюджет перечислено 306,6 млрд руб. (76,9%), в консолидированный бюджет Удмуртии – 92 млрд руб. (23,1%).
В структуре налоговых поступлений федерального бюджета основную долю традиционно занимают поступления платежей за пользование природными ресурсами в сумме 227 621 млн руб. (74,2%) и налога на добавленную стоимость в полном объеме (23,6%). На долю поступлений по налогу на прибыль организаций и акцизам по подакцизным то- варам приходится по 1,3% и 0,3% соответственно.
Доходная часть консолидированного бюджета Удмуртии, администрируемая ФНС Рос- сии, сформирована следующими налоговыми доходами: 1) поступления налога на доходы физических лиц составили 38 723 млн руб. (42,1%) в общей сумме доходов, 2) налога на прибыль организаций – 27 111 млн руб. (29,5%), 3) налогов на имущество – 10 746 млн руб. (11,7%), 4) акцизов по подакцизным товарам – 6340 млн руб. (6,9%), 5) остальных налогов и сборов (в т. ч. специальные налоговые режимы) – 9097 млн руб. (9,8%).
Демографическая и миграционная ситуация По состоянию на 1 января 2023 г. численность постоянного населения Удмуртии составляла 1 442 251 чел. и за январь – ноябрь уменьшилась на 6870 человек. Демографическая ситуация характеризовалась снижением рождаемости, смертности и естественной убыли населения, о чем свидетельствуют следующие данные.
За 11 месяцев родилось 11 274 младенца (2022 г. – 11 695 младенцев), по коэффициенту рождаемости (8,6‰) Удмуртия находилась на 5-м месте в Приволжском федеральном округе (ПФО), первое место у Пермского края и Татарстана (9,1‰), последнее – у Мордовии (6,0‰). За этот же период в Удмуртии умерло 16 120 чел. (2022 г. – 16 767 чел.), коэффициент смертности составил 12‰, ниже уровень смертности в ПФО только в Башкортостане (11,7‰) и Татарстане (10,7 ‰), самый высокий в Кировской области (15,0 ‰). Таким образом, естественная убыль населения составила 4846 чел. (2022 г. – 5072 чел.), коэффициент естественного прироста населения составил -3,6‰, это третий результат в ПФО, ниже только в Башкортостане (-2,9‰) и Татарстане (-1,6‰), для сравнения, в Мордовии (-7,4‰), в Пензенской обл. (-8,0‰).
По данным Комитета по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики, в 2023 г. зарегистрировано 12 298 актов о рождении, это на 555 актов меньше, чем в 2022 г. За 2023 г. также отмечено уменьшение числа актов о смерти: за 2023 г. составлено 17 546 актов о смерти, в 2022 г.– 18 220 (меньше на 674). Таким образом, число актов о смерти превысило число актов о рождении на 5248 случаев.
В 2023 г. в республике наблюдается небольшое снижение числа зарегистрированных актов о заключении брака – 8154 против 8236 случаев в 2022 г. и уменьшение числа актов о расторжении брака (2023 г. – 5675, 2022 г. – 5919)26. В миграционных процессах наблюдается многолетняя миграционная убыль населения (с 1999 г.). По данным Удмуртстата, в январе – ноябре 2023 г. в республику прибыло 34 004 чел., выбыло – 36 028 чел., миграционная убыль составила 2024 чел. (за аналогичный период прошлого года – соответственно 37 176, 38 123, 947 чел.).
Среди прибывших 21905 (64,4%) приходится на внутрирегиональную миграцию, 10 256 (30,2%) – межрегиональную в пределах России, 1843 (5,4%) – международную, в том числе 1438 (83,5%) – со странами СНГ. Среди выбывших 11 103 (30,8%) приходится на межрегиональную ми- грацию в пределах России, 3020 (8,4%) – на международную, в том числе 2631 (87,2%) – со странами СНГ.
По данным Управления по вопросам ми- грации МВД по УР, за 2023 г. на миграционный учет поставлено 53 988 иностранных граждан и лиц без гражданства (за аналогичный пери- од прошлого года – 55 335 чел.), из них по месту пребывания – 52 849 чел., в т. ч. по целям въезда: на работу – 39 850, по частным делам – 6585, на учебу – 3257, в туристических целях – 757, деловая – 489, с иными целями – 1911.
За этот же период снято с миграционного учета 34 710 иностранных граждан и лиц без гражданства (2022 г. – 47 275), в т. ч. 18 – при установлении фактов фиктивной постановки на миграционный учет или фиктивной регистрации.
Оформлено 615 приглашений (2022 г. – 733), все приглашения оформлены в форме электронного документа. Оформлено 774 визы (2022 г. – 671), из них 585 учебных. Принято 260 заявлений о выдаче разрешений на временное проживание, в пределах установлен- ной квоты принято 17 заявлений (за 2022 г. – 431 и 118 соответственно), из них с заявлением о выдаче разрешений на временное проживание в целях обучения в РФ обратился 81 иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Оформлено 286 разрешений на временное проживание (2022 г. – 484). На основании разрешений на временное проживание в Удмуртии проживают 529 иностранных граждан и лиц без гражданства. Оформлено 834 вида на жительство (2022 г. – 957). На территории УР на основании вида на жительство проживают 2274 иностранных гражданина и лица без гражданства.
В 2023 г. оформлено 10 разрешений на привлечение иностранных работников (2022 г. – 11), оформлено 164 разрешения на работу (2022 г.– 48). Количество действительных разрешений на работу на конец года составляет 112. Количество оформленных патентов на работу – 7115 (2022 г. – 6078). Сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов, поступившая в бюджет УР, составила 284,84 млн руб. (2022 г. – 225,46 млн руб.). Всего на конец отчетного периода зафиксировано 4665 действительных патентов.
За 2023 г. Управлением по вопросам миграции принято на рассмотрение 29 заявлений для участия в региональной подпрограмме, из которых 12 заявлений поступило из-за рубежа. Рассмотрено 29 заявлений, оформлено 15 свидетельств участника Государственной программы. Принято два решения об отказе в выдаче свидетельства участника госпрограммы на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти.
С заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ обратилось 20 заявителей (2022 г. – 594). По состоянию на 1 января 2024 г. на учете состоят 16 человек, которым предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации. За прошедший год в гражданство РФ принято 913 иностранных граждан (2022 г.– 1675). Наблюдаемая тенденция снижения количества принимаемых в российское гражданство лиц обусловлена признанием Россией независимости Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей и последующим вхождением в состав Российской Федерации.
В целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ, трудовой деятельностью иностранных работников проведено 3055 мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства. За 2023 г. должностными лицами, уполномоченными на составление административных протоколов в сфере миграции, выявлено и привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере миграции 2041 лицо (2022 г. – 2272).
По материалам сотрудников подразделений по вопросам миграции органами судебной власти вынесено 263 судебных решения об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ (2022 г. – 162), из них 218 о выдворении в принудительном порядке. Исполнено 233 решения о выдворении (2022 г. – 158). Кроме того, вынесено 93 решения о сокращении срока временного пребывания (2022 г. – 133). Количество направленных представлений о закрытии въезда составило 456 материалов (2022 г. – 343).
За 2023 г. расследованы и направлены в суд уголовные дела по 86 преступлениям, совершенным иностранными гражданами (2022 г. – 99), из них 25 незаконно находящимися на территории РФ. Вместе с тем отмечается значительное увеличение доли совершенных иностранными гражданами преступлений, отнесенных к категории тяжких и особо тяжких, в общем количестве совершенных ими преступлений (за 2022 г.– 36,4%; 2023 г. – 62,8%). Преступления, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них, не носят экстремистской направленности.
Продолжается рост совершенных иностранными гражданами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. За отчетный период зарегистрировано на 78,9% больше таких преступлений в сравнении с показателем за аналогичный период 2022 г. (рост с 19 до 34). Доля таких преступлений в общем количестве совершенных иностранными гражданами преступлений за 2023 г. составила 39,5%, за аналогичный период 2022 г. – 19,2%.
Из общего числа: 34 – в сфере незаконного оборота наркотиков, 29 – против собственности, 9 – против личности, 4 – подделка документов, 10 – иные. Указанные преступления совершены гражданами Узбекистана (33), Таджикистана (15), Азербайджана (10), Украины (8), Египта (5), лицами без гражданства (4), гражданами Армении и Молдовы (по 3), гражданами Казахстана и Беларуси (по 2), Кыргызстана (1).
В отношении иностранных граждан зарегистрировано 52 преступления (2022 г. – 61), из них: 5 – против личности, 46 – против собственности, 1 – иные. Расследовано 9 преступлений (2022 г. – 26). Потерпевшими признаны граждане Узбекистана (28), Таджикистана (10), Вьетнама (4), граждане Туркменистана, Армении и Азербайджана (по 2), лица без гражданства, граждане Индии, Турции и Туниса (по 1).
В целях формирования дактилоскопических учетов на постоянно и временно проживающих на территории республики граждан в 2023 г. в Информационном центре МВД по УР составлено и направлено 6885 дактилоскопических карт, из них: 35 – добровольно на граждан РФ, 6850 – обязательно на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, в целом контроль за миграционными процессами в Удмуртии сохранен. В сфере незаконной миграции и регистрационного учета задокументировано 113 преступлений. Выдворено в административном порядке и депортировано с территории РФ 255 нелегальных мигрантов. В 2023 г. на 13,1% сократилось число уголовных посягательств, совершенных иностранными гражданами (с 99 до 86), а также на 14,8% – в отношении них (с 61 до 52). Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, составило 0,3% от общего количества зарегистрированных преступлений и 0,7% от общего количества расследованных преступлений.
Национальная политика, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений
В 2023 г. Удмуртия по-прежнему оставалась одной из наиболее стабильных в этнополитическом плане российских республик, каких-либо серьезных конфликтов в сфере межэтнических и религиозных отношений не наблюдалось. Сохранение межнационального мира и доброжелательных отношений между народами стало возможно благодаря совместной работе органов власти и общественности. Основные мероприятия в сфере национальной политики и этнокультурной деятельности в Удмуртии осуществлялись в соответствии с ведомственными планами. Как и в предыдущие годы, деятельность Министерства национальной политики Удмуртии проводилась по следующим основным направлениям:
1) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики (проведение коллегий, постоянно действующих совещаний, межведомственного координационного совета по государственным языкам Удмуртии, Общественного Совета при Министерстве национальной политики УР);
2) мониторинг ситуации в сфере этноконфессиональных отношений в Удмуртской Республике (с применением ФАИС мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций);
3) повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности кадров в сфере реализации государственной национальной политики и государственно-конфессиональных отношений (проведение курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров, координационных советов, в т. ч. в районах Удмуртии);
4) профилактические, воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности на национальной и религиозной почве (семинары, тематические Дни, выезды в города и районы, встречи с молодежью и т. п.);
5) создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Удмуртии (мониторинг и анализ миграционной ситуации, организация встреч с иностранными студентами, юридические консультации, просветительские мероприятия и др.);
6) взаимодействие с национально-культурными и религиозными организациями Удмуртии (организационно-методическая, ин- формационная поддержка, организация учебных семинаров, помощь в подготовке грантовых этнокультурных проектов и др.);
7) проведение республиканских и всероссийских массовых этнокультурных и просветительских мероприятий (календарные и иные национальные праздники, фестивали, конкурсы, Большой этнографический диктант, этногастрономический фестиваль «Всемирный день пельменя» и др.).
Основные итоги 2023 г. в сфере межнациональных отношений были подведены на трех республиканских форумах: коллегии Миннаца «О результатах работы Министерства национальной политики Удмуртской Республики по организации работы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан» (21.12.2023.); итоговом заседании постоянно действующего совещания при министре национальной политики УР (28.12.2023.); внеочередном заседании Антитеррористической комиссии (10.01.2024.). Подробней остановимся на последнем мероприятии.
10 января 2024 г. глава Удмуртии А. В. Бречалов провел внеочередное заседание Антитеррористической комиссии, на котором обсудили обстановку в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. В заседании приняли участие руководители министерств и ведомств, сотрудники правоохранительных органов, представители национально-культурных объединений и религиозных организаций.
О межведомственном взаимодействии в республике рассказал министр национальной политики Э. С. Петров. Он отметил, что в Удмуртии налажена системная работа по противодействию экстремизму на межнациональной и межконфессиональной почве. Ведется ежедневный мониторинг соцсетей, подозрительная информация передается в правоохранительные органы.
Учебные и организационно-методические семинары проводятся для работников органов местного самоуправления. В рамках меж- ведомственного взаимодействия с участием сотрудников Прокуратуры УР и МВД по УР в мае 2023 г. проведен образовательный семинар для заместителей глав муниципальных образований, курирующих сферу межэтнических и межконфессиональных отношений в муниципальных округах.
В Удмуртии действуют 12 республиканских национально-культурных объединений, представляющих народы ближнего и дальнего зарубежья, из которых наиболее многочисленными являются азербайджанская, армянская, узбекская и таджикская диаспоры. С руководителями активов систематически проводятся встречи, в ходе которых обсуждаются вопросы, связанные с профилактикой экстремизма на межнациональной и межрелигиозной почве. Лидеры НКО также регулярно проводят разъяснительную работу с молодежью в своих сообществах.
Министр обратил внимание присутствующих на то, что в Удмуртии в настоящее время на строительных объектах и в других сферах экономики работает большое количество трудовых мигрантов, в высших учебных заведениях региона обучаются более 1400 иностранных студентов, которые нуждаются в социальной и культурной адаптации. В связи с этим имеется хорошая практика диалога между сотрудниками Управления по вопросам миграции и представителями высших учебных заведений республики, где обучаются иностранные граждане. Доводится информация об изменениях в миграционном законодательстве.
Большой упор делается на работу с молодежью. Проводятся различные форумы, стратегические сессии, различные этнокультурные и межнациональные акциях. К примеру, в Доме дружбы народов начала функционировать территория этноковоркинга, был запущен проект «Этноволонтёры», разработан этнокалендарь. По информации министра, в Доме дружбы народов начинает действовать новая оборудованная площадка, на которой более активно планируется задействовать молодежь, и речь идет не только о категории так называемых «отличников», но и о тех, кто имел какие-либо конфликты с законом.
В Доме Дружбы народов проводятся интерактивы «Россия многонациональная» для учащихся школ, классных руководителей, социальных педагогов. Целью мероприятия является выявление социально-психологических потребностей детей-мигрантов и их окружения, изучение психологической обстановки, окружающей детей-мигрантов, профилактика буллинга на почве расовых, национальных различий, профилактика ксенофобии, экстремизма и терроризма.
Подводя итог, Глава Удмуртии А. В. Бречалов отметил, что системная работа по профилактике и пресечению межнациональных конфликтов должна быть постоянной для всех ведомств, органов власти всех уровней и общественных организаций. Также необходимо активней включаться в совместную работу по грантовым проектам. «Наша молодежь в прошлом году выиграла гранты на 40 больших содержательных проектов от «Движения «Первых». И как минимум два касаются межнациональных отношений. Мы все знаем, что лучше всего объединяют совместные мероприятия», – подчеркнул глава республики.
Напомним, Детский морской центр «НОРД» им. Героя Советского Союза, вице-адмирала В. Г. Старикова выиграл грант на детский этнокультурный сплав «Народное единство», а Центр этнокультурного образования и социальных инициатив «АРТЭ» («ВМЕСТЕ») – грант на патриотический проект «Родина – значит вместе!». Он направлен на вовлечение детей и молодежи Удмуртии в создание и выпуск серии игр по приобщению к историко-культурному наследию народов России, укреплению межэтнического общения и культурного обогащения.
Эффективность работы регионального Миннаца была отмечена главой Удмуртии и в ежегодном докладе «О положении в республике», при этом особое внимание было обращено на проекты в сфере национальной политики. Большинство их авторов являются участниками федеральных и региональных грантовых конкурсов.
«Только в 2023 г. из бюджета на реализацию проектов и мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере межэтнических отношений было выделено более 9 млн рублей. Мы поддержали и большое количество инициатив, которые выиграли в различных грантовых конкурсах. Через эти источники дополнительно в республику на их реализации поступило 54 млн рублей», – подчеркнул А. В. Бречалов.
Благодаря участию в конкурсах Фонда президентских грантов в Удмуртии реализованы проекты – лаборатория удмуртского костюма, медиашколы, интернет-телевидение ДАУР-ТВ, фестиваль «Высокий берег». В 2023 г. коллектив Дома Дружбы народов стал победителем Всероссийской премии «Гордость нации»!
В настоящее время в республике действует более 40 национально-культурных объединений, функционирует 9 Домов дружбы и более 100 центров национальных культур, ежегодно проводится более 300 этнокультурных, межнациональных, просветительских, образовательных проектов, направленных на укрепление единства российской гражданской нации, патриотическое воспитание, со- хранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Религиозная ситуация. По данным Управления Минюста России по Удмуртской Республике, на конец 2023 г. в республике осуществляло деятельность 341 религиозное объединение, из которых 313 имели статус юридического лица.
Среди зарегистрированных религиозных объединений Православие является самой многочисленной конфессией, всего в республике действует 220 православных религиозных организаций, в их число входят 207 организаций Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 11 старообрядческих общин (девять относятся к Русской Православной Старообрядческой Церкви и две – к Древлеправославной Поморской Церкви) и две организации Российской Православной Автономной Церкви (Суздальская епархия). С православием идентифицируют себя большинство русских, удмуртов, марийцев, украинцев, белорусов и ряд др. этнических групп.
Ислам в Удмуртии представлен 31 мусульманскими организациями, в т. ч. одной централизованной (Региональное Духовное Управление Мусульман Удмуртии в составе ЦДУМ России) и 30 местными общинами-махалля в городах и районах республики. Основная масса последователей ислама в республике, которая представлена, главным образом, татарами и башкирами – это мусульмане суннитского направления ханифитской религиозно-юридической школы (мазхаба). Различные течения ислама в республике представляют также представители «новых этнических групп» – азербайджанцы, таджики, узбеки, чеченцы и др.
Государственную регистрацию также имеют 55 организаций протестантов (значительное количество протестантских организаций не должно вводить в заблуждение, большинство из них малочисленны и не пользуются влиянием среди местного населения). В Удмуртии функционируют протестантские религиозные организации следующих течений: Христиане веры евангельской – пятидесятники (22 организации), Христиан Веры Евангельской (18), Евангельские христиане (2), Адвентисты седьмого дня (6), Евангельские христиане-баптисты (3), Лютеране (3), Евангельские христиане в духе апостолов (1).
Кроме того, в Удмуртии зарегистрированы две Буддистских организации, по одной религиозной общине имеют последователи Армянской Апостольской Церкви, иудаизма и вайшнавиизма (Общества сознания Кришны). В республике также зарегистрированы две околохристианские религиозные организации – Церковь Иисуса Христа святых послед- них дней (мормоны) и Церковь Христа.
В Удмуртской Республике сферу государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений курирует республиканское Министерство национальной политики. Для координации деятельности органов власти с религиозными организациями в республике создан Общественный совет по вопросам межконфессиональных отношений при главе УР А. В. Бречалове.
Удмуртия входит в число регионов, где на протяжении многих лет сохраняется стабильная этноконфессиональная ситуация. Наблюдается активная социально ориентированная работа большинства религиозных организаций, проводятся благотворительные и семейно-ориентированные мероприятия, расширяются сферы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, внедряются новые формы привлечения к своей деятельности жителей региона.
В условиях специальной военной операции представители религиозных общин Удмуртии занимаются сбором и передачей военнослужащим теплых носков, рукавиц, термобелья, средств гигиены, медикаментов, продуктов и др. нужных в полевых условиях вещей. Ижевская епархия передала иконы и необходимую для богослужений утварь для организации молитвенной палатки в зоне специальной военной операции. В свою очередь, воспитанники воскресных школ от- правили военнослужащим подарки, рисунки и письма с добрыми пожеланиями. Посильная благотворительная помощь оказывается беженцам и вынужденным переселенцам из новых российских регионов.
Подводя итог, отметим, что несмотря на сложный этнический и религиозный состав населения, в Удмуртии сохраняется стабильная межконфессиональная ситуация. В республике отсутствуют конфликты на религиозной почве, большинство религиозных организаций находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, с органами государственной власти и местного самоуправления, выполняя ряд важных социально ориентированных функций. Для своих последователей и прихожан религиозные общины выполняют важные функции не только экзистенциального, но и социального характера.
Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений.
Благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений в Удмуртии подтверждают и данные социологического исследования. Согласно результатам соцопроса, абсолютное большинство жителей Удмуртии (85,2%) положительно оценивают отношения между людьми различных национальностей в своей республике (оценка «нормальные, малоконфликтные» дана 59,1% респондентов, доброжелательными отношения назвали 26,1% респондентов), напряженными и взрывоопасными отношения считают 7,1% и 3,5% опрошенных соответственно.
За последний год подавляющее большинство респондентов (90,2%) не испытывали по отношению к себе неприязнь или враждебное отношение из-за национальности и/или языка, и/или религиозной принадлежности. Также большинство опрошенных (84,1%) отмечают отсутствие по отношению к другим негативного отношения по признаку национальной принадлежности.
Большинство жителей Удмуртии дает позитивные оценки и состоянию межконфессиональных отношений (82,3%): положительно оценивают отношения между людьми различных вероисповеданий в Удмуртии (22,1% – как доброжелательные, бесконфликтные и 60,2% – как нормальные, малоконфликтные), напряженными и конфликтными отношения назвали 5,2% опрошенных. В течение последнего года лично не испытывали недоверие из-за своих религиозных убеждений, вероисповедания или в связи с атеистическими воззрениями подавляющее большинство (77,9%) респондентов.
Таким образом, данные социологического опроса свидетельствуют о том, что в республике сохраняются доброжелательные межэтнические и межконфессиональные отношения, абсолютное большинство опрошенных жителей Удмуртии положительно оценивают отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Противодействие экстремистским проявлениям
В 2023 г. в Удмуртии каких-либо серьезных конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений не зафиксировано. В целом спокойную этноконфессиональную ситуацию нарушают отдельные случаи ненасильственных конфликтных действий, как правило, связанных с размещением в сети Интернет материалов, направленных на публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, разжигание межнациональной и иной розни либо участием в организациях, признанных в России экстремистскими.
По данным Министерства внутренних дел по УР, в 2023 г. сотрудниками внутренних дел выявлено 9 преступлений экстремистской направленности (в 2022 г. – 8), из них 3 совершены с использованием сети Интернет. Приведем ряд характерных примеров подобных уголовных дел.
По данным пресс-службы УФСБ РФ по УР, в отношении иностранца, отбывающего наказание в учреждении УФСИН России по УР, вступил в законную силу приговор суда за призывы к терроризму и его оправдание (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ). По совокупности приговоров мужчину приговорили к трем годам и восьми месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По информации пресс-службы Индустриального суда г. Ижевска, в мае 2023 г. в столице Удмуртии осудили 42-летнего мужчину, которого признали виновным в совершении экстремистских призывов в социальной сети «ВКонтакте». В период с 2020 по 2021 г. обвиняемый на своей странице размещал комментарии, в которых содержались публичные призывы к экстремистским действиям. Они были направлены на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека по признаку отношения к религии. Подсудимый вину свою признал и раскаялся. Суд наказал ижевчанина административным штрафом в размере 10 тыс. рублей.
По данным пресс-службы МВД по УР, 35-летнего, ранее судимого жителя Ижевска привлекли к ответственности за распространение в соцсетях экстремистской символики. В результате мониторинга сети Интернет сотрудники полиции выявили в одной из социальных сетей публикацию, содержащую элемент, похожий на нацистскую символику, и нашли автора поста. Правонарушителя на- казали административным штрафом.
Первомайский районный суд г. Ижевска огласил приговор в отношении 20-летнего жителя столицы республики, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Следствие установило, что молодой человек в мае 2023 г. напечатал листовки с призывами к совершению насильственных действий в отношении жителей кавказских республик, а затем расклеил их в общественных местах. Свою вину подозреваемый признал в полной мере. Суд, учитывая смягчающие обстоятельства, приговорил его к 8 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 6 месяцев.
56-летний житель г. Воткинска признан виновным в совершении преступления, пред- усмотренного п. «в» ч. 2 ст. 354-1 УК РФ (реабилитация нацизма). Следствием установлено, что осужденный в феврале 2022 г. разместил в публичном сообществе в одной из социальных сетей комментарий, содержащий одобрение преступлений нацистов. Приговором суда виновному назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев и лишением права заниматься деятельностью, связанной с размещением материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, на такой же срок.
Следует отметить, что в условиях проведения СВО и противостояния с т. н. «коллективным Западом» в Удмуртии, как и в других российских регионах, участились случаи размещения в социальных сетях недостоверной, провокационной информации. Сотрудниками Центра управления регионом (ЦУР) Удмуртии выявлено более 30 фейков только в региональном сегменте соцсетей.
Главная задача подобной информации – внести дестабилизацию в общество, заставить людей переживать, поддаться панике. Например, в декабре 2023 г. ЦУР выявил в соцсетях Удмуртии информацию о том, что «украинские диверсанты» якобы размещают на улицах Ижевска смартфоны, планшеты и другие гаджеты, а также детские игрушки, начиненные взрывчатыми веществами.
Злоумышленники пугали жителей тем, что заложенный заряд небольшой, но его достаточно, чтобы у поднявшего предмет человека оторвало пальцы или кисть. Сообщение распространяли в «ВКонтакте», «Одноклассниках», мессенджере WhatsApp. В течение года также распространялась фейковая информация о полетах неопознанных беспилотников и о якобы готовящихся ракетных ударах по территории Удмуртии.
Против российского государства ведется не только информационная война, но и целенаправленная работа по разведывательно-диверсионным действиям на территории РФ. Наличие в республике предприятий ОПК, производящих различные виды передовых вооружений, не может не вызывать интереса со стороны враждебных спецслужб.
В декабре 2023 г. в Ижевске задержан 33-летний гражданин России, осуществлявший по заданию украинской террористической организации подготовку теракта с использованием самодельного взрывного устройства в отношении одного из руководителей оборонного предприятия Удмуртии. У задержанного изъяты компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства и взрывчатые вещества, а также средства связи с перепиской с украинскими координаторами. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 205 (приготовление к террористическому акту), ч. 2 ст. 205.5 (участие в деятельности террористической организации) УК РФ48.
В январе 2024 г. сотрудники ФСБ вы- явили в Ижевске женщину, которая является участницей одной из запрещенных в России украинских военизированных террористических организации. В отношении задержанной возбудили уголовное дело по статье «Государственная измена». В настоящее время ведется следствие, за данное преступление предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет.
Таким образом, в условиях проведения специальной военной операции усилились попытки враждебных спецслужб расшатать общественную безопасность, дестабилизировать обстановку в регионах России. Для этого активно используются элементы информационной войны, вбросы в социальные сети фейковой информации, вербовка российских граждан, диверсионно-разведывательная деятельность.
Выводы и рекомендации
В 2023 г. общественно-политическая ситуация в Удмуртии в целом оставалась стабильной. Общественно-политическая жизнь республики была насыщена разнообразными событиями федерального и республиканского уровня. Однако, как и годом ранее, основное внимание власти и общества было направлено на специальную военную операцию и возросшие внешнеполитические угрозы со стороны «коллективного Запада».
Показательно, что в течение года в республике не было ни одной сколь-нибудь заметной акции политического протеста. Это стало следствием того, что, с одной стороны, большая часть населения Удмуртии поддержала решение руководства страны о начале СВО. С другой – произошло ужесточение законодательства, связанного с наказаниями за дискредитацию российской армии и распространение фейковой информации. В сложившейся ситуации немногочисленные представители оппозиционных сил не рискуют открыто выступать против действующей власти.
В 2024 г. основным политическим событием станут выборы президента России. Эксперты полагают, что здесь вряд ли стоит ожидать каких-либо электоральных сюрпризов. Выборы будут носить «референдумный характер», обусловленный высоким уровнем доверия и консолидации населения вокруг действующего президента страны.
Однако не стоит недооценивать наших геополитических противников, как это было уже не раз в постсоветской истории, они будут пытаться дестабилизировать ситуацию в стране, используя в том числе «этнический фактор». Не случайно за пределами страны начали создавать из выходцев российских республик разного рода национальные союзы и правительства в изгнании, а также интернет-проекты типа «Свободная Калмыкия» и подобные им.
Не исключен также вариант использования в провокационных целях и радикальных групп из числа мигрантов. Поэтому в условиях СВО, масштабных внешних вызовов и угроз российскому государству и обществу качественный, системный мониторинг этнополитической ситуации, межнациональных и межконфессиональных отношений в каждом российском регионе становится еще более актуальным.
Социально-экономическая ситуация в Удмуртии характеризуется заметным ростом ВРП, индекса промышленного производства и, прежде всего, обрабатывающих производств. Экономический рост позволил увеличить не только номинальную, но и реальную заработную плату в ряде отраслей экономики и в целом повысить среднедушевые доходы населения. Однако в республике сохраняется значительная дифференциация в оплате труда работников организаций различных видов деятельности.
Кроме того, Удмуртия продолжает оставаться одним из лидеров в ПФО по закредитованности населения. Этот показатель, в свою очередь, служит основным фактором снижения реальных располагаемых денежных доходов населения.
Негативное влияние на дальнейшее экономическое развитие региона может оказать (и уже оказывает) кадровая проблема. Недостаток рабочих рук ощущается как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Речь идет, прежде всего, о нехватке представителей рабочих профессий, т. н. «синих воротничках». Усугубляют ситуацию демографические и миграционные проблемы. На рынок труда входят малочисленные поколения второй половины 1990-х – начала 2000-х гг., к тому же в республике в течение последних десятилетий наблюдается миграционный отток населения.
Для противодействия негативной социально-демографической тенденции (естественная убыль, миграционный отток, сокращение трудовых ресурсов) необходимо разработать и принять республиканскую комплексную программу по сохранению и развитию человеческого капитала, специальные программы, направленные на удержание молодежи как стратегически важного для региональной экономики кадрового ресурса.
Кроме того, доля молодых людей в составе населения субъектов РФ существенно различается (в отдельных случаях до двух раз). Столь значимые различия в численности молодежи и в целом лиц трудоспособного возраста делают актуальным принятие государственных программ, способствующих повышению трудовой мобильности населения из трудоизбыточных регионов (но этот вопрос требует дополнительного, всестороннего анализа).
В 2023 г. Удмуртия по-прежнему оставалась одной из наиболее стабильных в этно- политическом плане российских республик, каких-либо серьезных конфликтов в сфере межэтнических и религиозных отношений не наблюдалось, принимаемые органами власти и общественностью меры позволяют сохранять межнациональное и межконфессиональное согласие. Вместе с тем, как уже отмечалось, в новых геополитических условиях враждебные спецслужбы пытаются подорвать этнополитическую стабильность в России и ее регионах, используя для этого различные провокации.
Не менее опасны, на наш взгляд, внутренние «интеллектуальные» расколы в вопросах дальнейшего развития государственной национальной политики. В последнее время вызывают опасения провокационные высказывания отдельных высокопоставленных политиков относительно терминов «россияне», «российская идентичность», «нация» и др.
В частности, зампред Государственной Думы ФС РФ П. О. Толстой в своем ТГ-канале заявляет: «Слово «россиянин» появилось в 90-е, его использовал Ельцин с подачи вражеской пропаганды. Его используют те, кто возлагает сегодня вину за свои преступления на нашу страну, называя нас «россиянами»… Мы – русские. И не надо подкидывать врагам, называя себя абсолютно пустым словом «россиянин». Вторит ему депутат Госдумы РФ Б. С. Султанов: «Россияне – это по Ельцину… Считаю, что в стране должен быть федеральный закон о русском народе. Наций в России много, народ – один. Русский народ, куда входят все национальные группы. Мы используем фразу «многонациональный народ Российской Федерации». Я бы говорил: русский народ Российской Федерации». Видимо, недостаточное знание истории своей страны присуще не только недавно получившим российское гражданство мигрантам, но и некоторым «государственным мужам».
На наш взгляд, попытки отказаться от концепта «российская нация», понятий «общероссийская гражданская идентичность», «россияне» могут разрушить так непросто формировавшийся в течение последних десятилетий консенсус между «гражданским и этническим», сломать систему сдержек и противовесов в национальном вопросе. Дать повод местным радикальным националистам вновь обвинить руководство страны в «политике ассимиляции и русификации нерусских народов», раскрутить маховик обвинений на международной арене о якобы «нарушениях прав нацменьшинств» в России.
Как отмечает Президент России В. В. Путин, наши геополитические противники использовали, используют и будут использовать в будущем агентов влияния для раскачивания политической ситуации в России. «Но здесь главное для нас – это укрепляться изнутри, укреплять нашу государственность, фундамент нашего дома и нашего будущего. Этот фундамент – межнациональное согласие. Это абсолютно очевидно для такой многонациональной страны, как Россия, это фундаментальные условия существования российской государственности. Это все должны понимать, и никто никогда, если действительно кто-то является патриотом России, никогда не должен здесь, на этой теме, наживаться политически и использовать в своих каких-то текущих политических конъюнктурных интересах. Если это действительно патриоты страны», – подчеркнул президент.
Источник: В. С. Воронцов (г. Ижевск) Удмуртская Республика. — Этнополитическая ситуация в Российской Федерации в 2023 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Ред.: В. А. Тишков, А. В. Черных. Пермь, 2024.