УЗУН-КЮЙ, башкирские народные лирические протяжные песни. Составляют широкий пласт народно-песенного искусства башкир, являются вершиной певческого искусства башкирского народа.
Содержание песен охватывает область духовного мира (переживания, чувства, настроения и т.п.). Напевы протяжны, отличаются драматизмом. Для мелодий узун-кюй свойственны виртуозность и импровизационность. Особенностями являются большой диапазон (до двух октав и выше), широкая распевность и сложная мелодия.
В эту группу входят песни о красоте природы и о реках («Агидель», «Река», «Берега Самары», «Берега Демы-реки», «Аи», «Юрюзань» и т.п.), песни-размышления о жизни, судьбе, жизненных целях, несправедливости («Пройденная жизнь», «Белая плотва», «Туман», «Сосна» и т.п.), песни о любви девушки и джигита («Русые волосы» и т.п.), о женской красоте («Сэлимакай», «Кусьбикя» и т.п.), о неравном браке («Шаура» и т.п.), о тяжелой женской доле («Каменный луг» и т.п.), о несчастьях женщины, о смерти любимого («Ашкадар» и т.п.).
Пример. Одна из известных баш. ист. нар. песен узун-кюй – «Буранбай». Возникновение песни и преданий о Буранбае связано с именем нар. певца-импровизатора, кураиста Буранбая Кутусова. В песне нашло отражение событие из жизни Кутусова, когда он по ложному обвинению вместе со своим сослуживцем Айсуаком Ибрагимовым был сослан в 1820 г. в Сибирь. Напев песни виртуозно орнаментирован, мелодия отличается большим диапазоном (две с лишним октавы). Исполнение этой песни свидетельствует об особом таланте и зрелости певца и музыканта. См. также кыска кюй (короткая песня).