Национальный театр — Уфа от А до Я
Национальный театр, возникновение. Первые попытки организации театральных представлений, создания национальных театральных кружков предпринимались в медресе. Так, в 1901 г. шакирды медресе «Усмания» без разрешения властей поставили комедию «Рисалят» («Мессия»), в которой юмористически обыгрывались быт учащихся и практика преподавания в мусульманских школах.
В 1906 г. впервые в истории края самодеятельная национальная театральная труппа поставила пьесу «Жизнь с тремя женами», в которой был критически осмыслен традиционный мусульманский быт. В спектакле приняли участие и три девушки. Первая публичная театральная постановка, участие в ней женщин-мусульманок, которым запрещались не только выступления на сцене, но и посещение театра, вызвала дискуссию в печати.
Несмотря на все сложности, постановка спектаклей не прекращалась и в последующие годы. В 1906 г. в доме X. Заимова (ныне ул. К. Маркса, 25) актерами-любителями была поставлена драма Г. Камала «Несчастный юноша». Успех спектакля был значителен, аудитория его многонациональна – татары, башкиры, русские. В следующем году приказчиком Н.Н. Абдрашитовым организуется любительский драматический кружок. Ставились пьесы татарских драматургов, преимущественно пьесы Г. Камала.
Активное участие в занятиях самодеятельной труппы принимали известные в будущем артисты А. Зубаиров, Ю. Вельская, Г. Исхаков, С. Шарипов и др.
В 1912 г. первая татарская профессиональная актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская основала в Уфе профессиональную театральную труппу «Hyp» («Луч»), которая активно гастролировала в городах, где проживало мусульманское население.
Творческая личность и организаторские способности Сахибжамал Гизатуллиной-Волжской уникальны. С пятнадцатилетнего возраста актриса выступала в первой профессиональной татарской труппе «Сайяр» X. Арбани, затем, в 1908 г., гастролировала в городах Кавказа. Уфимские сезоны 1912–1918 гг. стали для актрисы периодом взлета ее артистического таланта и первых серьезных режиссерских опытов. Когда она организовала труппу «Hyp», ей было всего двадцать лет.
За два-три сезона труппа составила богатый репертуар из татарских, русских, азербайджанских, турецких пьес.
Труппа подвергалась гонениям, работать приходилось в сложных условиях. «Горе мы испили полной чашей, – вспоминала актриса Е.А. Сыртланова. – Скитаясь по глухим городам и степным аулам, мы мечтали: кончится ли бродяжья жизнь? Когда-нибудь сумеем ли хотя бы выступить подряд два раза в одном городе?.. Где бы мы ни гастролировали, всюду выгоняли нас духовенство и полиция». Однако в Уфе труппу принимали очень радушно. Она стала для нее долгожданным пристанищем.
С 1916 г. актеры окончательно осели в Уфе. За время работы в Уфе труппа создала значительный репертуар из оригинальных татарских спектаклей, переводных пьес русских и западноевропейских драматургов. Ставились также пьесы первых башкирских драматургов М.Я. Нуриманова и Ф.К. Туйкина. Спектакли оформлял первый профессиональный художник национального театра Сабит Яхшибаев.
Несмотря на все трудности, труппа «Hyp» сыграла значительную роль в становлении национального театрального искусства, явилась предшественницей татарских и башкирских театральных коллективов 1920–1930-х гг. От театральной труппы «Hyp» Гиззатуллиной-Волжской ведет свое происхождение Уфимский государственный татарский театр на ул. 50 лет СССР, 36.
Сергей Синенко Уфа от А до Я (Интернет-вариант книги «Уфа старая и новая»)