Демский район — Уфа от А до Я
Паровоз-памятник в центральной части Демского района (в настоящее время он перемещен и установлен перед центральным корпусом железнодорожного техникума). Фото Сергея Синенко
Демский район г. Уфы, или, как называют его уфимцы, Дема, начинался с маленького железнодорожного разъезда, построенного в 1887 г. по проекту железной дороги Самара–Уфа–Златоуст–Челябинск и получившего имя протекающей рядом реки. Состоял разъезд из трех железнодорожных путей и шпалопропиточного завода.
В Гражданскую войну в этом месте располагался штаб Чапаевской дивизии, здесь побывали М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, будущий писатель Д.А. Фурманов. В 1920-е гг. здесь мало что изменилось – на полустанке насчитывалось всего пятьдесят работников. Вся последующая история станции Демы связана с развитием железнодорожного транспорта. Именно здесь, в Деме, из-за недостатка места рядом с железнодорожной станцией «Уфа» в районе Нижегородки, в 1930-е гг. строится сначала локомотивное, а затем вагонное депо, станция превращается в мощный транспортный и ремонтный узел.
На Демской земле в 1942 г. была сформирована легендарная Башкирская кавалерийская дивизия.
Начало современной истории рабочего поселка железнодорожников было положено в 1944 году, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 марта на его базе был создан Демский район г. Уфы.
В 1950-е годы в Деме развернулось интенсивное жилищное строительство. В 1960-е годы здесь появляются крупные промышленные и строительные предприятия: нефтепромысловое управление «Уфа-нефть» (впоследствии НГДУ «Уфа-нефть»), Уфимское управление геофизических работ ОАО «Башнефтегеофизика», завод ОАО НПФ «Геофизика», дорожно-строительный участок № 2 (впоследствии СУ-820), Уфимское управление буровых работ, переведенное в Дему из г. Октябрьского. В результате на западной окраине Демы возникла большая промышленная зона. В 1965 г. в Дему перебазировался НИИ имени И. Мечникова, ныне предприятие «Иммунопрепарат» – самое крупное предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов в Российской Федерации.
Территория современного Демского района – 54 тыс. кв. м, в районе проживает более 53 тыс. человек. Облик района меняется, появляются новые жилые кварталы. С каждым годом благоустроеннее и привлекательнее становятся улицы и площади района. С 1997 г. в Деме работает рынок «Южный», торговое обслуживание населения осуществляют более 50 магазинов и 19 предприятий общественного питания. В районе имеется 13 детских дошкольных учреждений, 7 общеобразовательных школ, Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, техникум железнодорожного транспорта, профессиональное училище железнодорожников. Функционируют спорткомлекс, 17 спортзалов, 69 спорт-сооружений, тир, трасса для мотокросса. Здравоохранение представляет лечебный корпус на 200 коек, детская поликлиника, родильный дом, поликлиника, отделение восстановительной терапии и др.
Развитию района долгое время препятствовала нехватка питьевой воды. С 2000 г. началось строительство водопровода «Дема–Затон» и реконструкция очистных сооружений, что даст возможность увеличить застройку жилых домов. Кроме того, в ближайшее время планируется построить более 400 жилых домов коттеджного типа в поселке Баланово. Сегодня идет расширение главной трассы с реконструкцией моста, соединяющей Дему с основной территорией города, планируется открытие троллейбусной линии. Строится физкультурно-оздоровительный комплекс стадиона «Локомотив» со спортивными залами и двумя плавательными бассейнами.
Быт и работа жителей Демского района тесно связаны с железной дорогой. В 1987 г. во время празднования 50-летия создания локомотивного депо «Дема» и 50-летия первого рейса, проведенного его паровозной бригадой на участке Уфа–Кропачево, у входа в депо был открыт памятник паровозу ФД, с которого в 1930-е гг. начиналась история этого предприятия. Паровозы этой марки работали до 1956 г., когда на смену им пришли электровозы. Сейчас памятник установлен на центральной площади Демы.
См. более подробно — прогулку по Демскому району