sh10797522 Послевоенное промышленное развитие Уфы - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я Экономика и финансы

Развитие железнодорожного узла «Дема» – «Уфа» – «Черниковск» значительно повлияло на экономическое положение города. Фото Сергея Синенко

Послевоенное промышленное развитие Уфы – Уфа от А до Я

Послевоенное промышленное развитие Уфы началось с перевода городских предприятий на выпуск мирной продукции. За годы Великой Отечественной войны Уфа стала крупным многоотраслевым промышленным центром, выполнявшим, в основном, заказы фронта. Необходимо было изменить технологии, заменить часть оборудования, произвести переучивание сотрудников.

Многие трудности первых послевоенных лет связаны с человеческими потерями в военное время – в 1946 г. в Уфе не хватало более 20 тыс. рабочих.

Наиболее быстрыми темпами развивалась нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. К 1951 г. закончилось строительство первой очереди Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода. На Уфимском ордена Ленина нефтеперерабатывающем заводе велось большое капитальное строительство, вводились в строй новые мощности (с 1945 по 1958 г. переработка нефти возросла в несколько раз).

В 1957 г. вступил в строй Черниковский, позднее Уфимский им. XXII съезда КПСС нефтеперерабатывающий завод. Уфа стала крупнейшим в СССР центром нефтепереработки.

В 1956 г. выдал продукцию Уфимский завод синтетического спирта. Коренную реконструкцию претерпел Уфимский химический завод, на котором были введены мощности по производству новых видов ядохимикатов для сельского хозяйства.

Уфимский моторостроительный завод, слившийся с некоторыми другими предприятиями, стал крупнейшим в городе. После войны здесь возобновился выпуск комбайновых моторов, станков, металлических инструментов, кухонных плит. Свой профиль изменил завод горного оборудования, специализирующийся на изготовлении насосов, деталей дизельных моторов и оборудования для горнообогатительных фабрик.

Уфимский электроламповый завод перешел на производство стандартных бытовых и миниатюрных ламп. Был реконструирован завод кабельной и низковольтной электроаппаратуры, наращивала мощности старейшая отрасль в городе – деревообрабатывающая промышленность.

На ведущих предприятиях, Черниковском лесофанерном (позднее Уфимском фанерном) комбинате, спичечной фабрике, уфимских лесном № 2 и фанерном заводах – было заменено оборудование, организовано производство мебели, древесностружечных плит на синтетических смолах.

Была полностью реорганизована строительная индустрия Уфы.

Одним из крупнейших стал трест № 21, созданный в 1947 г. для строительства Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Этим трестом возведены все предприятия нефтепереработки и нефтехимии, химии и других отраслей промышленности в Орджоникидзевском районе. Созданный в 1945 г. трест «Башнефтезаводстрой», сооружавший первоначально только промышленные объекты, стал затем специализироваться на строительстве жилых домов и культурно-бытовых учреждений.

Для монтажа оборудования и трубопроводов в 1958 г. был организован трест «Востокнефтезаводмонтаж». Возведением предприятий машиностроения и металлообработки занимался старейший в городе строительный трест № 3.

В начале 1950-х гг. для укрепления энергетической базы расширяется ТЭЦ № 2, вводится в действие ТЭЦ № 3, а в 1956 г. дает первый ток ТЭЦ № 4.

Электростанции Уфы включаются в единую систему, которая связывает Башкирию с Оренбургской и Челябинской энергосистемами, что повышает общую надежность электроснабжения.

 

Проводится техническая реконструкция Уфимского железнодорожного узла: расширяется путевое хозяйство станций «Дема», «Уфа», «Черниковск», механизируются погрузочно-разгрузочные работы. В 1955 г. пущен первый электрифицированный участок дороги Дема–Кропачево, в январе следующего года начали курсировать электрические пригородные поезда из Уфы в Дему и Улу-Теляк.

Развивается трубопроводный транспорт, связавший нефтеперерабатывающие заводы Черниковки с сырьевыми районами и потребителями. Сдаются в эксплуатацию нефтепроводы Уфа–Туймазы, продуктопровод Уфа–Новосибирск. Через Уфу прошел нефтепровод Туймазы–Омск. Было положено начало нефтеналивному флоту. Бельское речное пароходство получило суда, построенные на отечественных верфях и в Венгрии.

Коренной реконструкции подвергся порт (см. Сафроновская пристань). Возобновились регулярные автопассажирские перевозки, к 1958 г. рейсовые автобусы направлялись в большинство районных центров республики. Открылись новые воздушные рейсы в Москву, в районные центры БАССР.

Уфимский промышленный узел к концу 1950-х гг. стал одним из крупнейших индустриальных центров страны (см. Промышленное развитие Уфы в 1960–1980-е гг.).

Уфа от А до Я Городская энциклопедияИстория и краеведениеУфа от А до ЯЭкономика и финансыгород,завод,история,промышленность,транспорт,экономика  Развитие железнодорожного узла «Дема» - «Уфа» - «Черниковск» значительно повлияло на экономическое положение города. Фото Сергея Синенко Послевоенное промышленное развитие Уфы - Уфа от А до Я Послевоенное промышленное развитие Уфы началось с перевода городских предприятий на выпуск мирной продукции. За годы Великой Отечественной войны Уфа стала крупным многоотраслевым промышленным центром, выполнявшим, в...cropped-skrin-1-jpg Послевоенное промышленное развитие Уфы - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я Экономика и финансы