Мусульманское кладбище Уфы — Уфа от А до Я

1-07513535 Мусульманское кладбище Уфы - Уфа от А до Я БАШКИРИЯ Ислам История и краеведение

Мусульманское кладбище Уфы — Уфа от А до Я

Мечеть «Гуфран» на городском мусульманском кладбище. Уфа 

Мусульманское кладбище Уфы расположено на крутом высоком берегу реки Белой, с севера ограничено ул. Малой Ахтырской, с востока — ул. Алтайской, с юга и запада – склоном Уфимского косогора. Центральный вход на кладбище находится с улицы Алтайской немного севернее старой уфимской водокачки.

Точное время возникновения кладбища не установлено. Дату основания указывают по-разному, сторонники «удревления» кладбища называют XVIII в., 1830-е гг., иногда – 1840-е, но документально это не подтверждается. К тому же, до середины XX в. в этом не было и особой потребности.

В Уфе, как русском поселении, основанном московскими стрельцами, первоначально были только православные кладбища с надмогильными крестами. Даже в середине XIX в., когда население Уфы составляло 13.500 человек (1850 г.), мусульман было всего 2,3% населения и местом захоронения тех, кто умер в Уфе, являлись сельские кладбища.

С ростом численности татар и башкир возникла потребность в городском мусульманском кладбище.  Первый отвод небольшого участка на окраине города для захоронения мусульман, по данным историка С. Семеновой, был произведен в 1852 г. Территория мусульманского кладбища в западной части Уфы, на горе, впервые отмечена на плане 1897 г. Микбар – место вечности – возник на каменистой площадке, обнесенной деревянной изгородью (она видна на фотографии ниже).

52564636 Мусульманское кладбище Уфы - Уфа от А до Я БАШКИРИЯ Ислам История и краеведение

Пятая соборная мечеть Уфы на мусульманском кладбище. Фото Сергея Синенко

По данным Ю. Узикова, в фонде Уфимского губернского правления республиканского архива имеется дело «Об устройстве в г. Уфе раскольничьего и магометанского кладбищ», в котором в документах за 1892–1897 гг. площадь мусульманского кладбища указана в 5.816 саженей2. В 1904 г.

Мусульманским Духовным собранием был поднят вопрос об увеличении площади под кладбище – к тому времени оставалось уже мало свободного места для погребений. 30 ноября 1904 г. городская дума высказалась за возможность расширения кладбища, и впоследствии к нему был прирезан участок земли в северо-западном направлении, ближе к первым кварталам улицы Пушкина.

В 1909 г. на кладбище по улице Алтайской была открыта двухэтажная деревянная мечеть, ставшая Пятой соборной мечетью. В 1960 г. после пожара кладбищенская мечеть была снесена.

В 1994 г. на месте Пятой соборной мечети была возведена мечеть «Гуфран», название которой переводится с арабского как «прощение». Это простая, небольшая кладбищенская мечеть для совершения погребальных обрядов. Она была построена по проекту уфимского архитектора И. Сабитова на средства уфимских благотворителей концерна «Планета», «Социнвестбанка», предприятия «Сентябрь». В 2006 г. началась реконструкция и расширение здания мечети, строительство минарета.

0695756 Мусульманское кладбище Уфы - Уфа от А до Я БАШКИРИЯ Ислам История и краеведение

Вид на мусульманское кладбище Уфы со стороны Нижегородки. Почтовая карточка издания Н.К. Блохина начала XX в.

На мусульманских кладбищах края, в отличие от православных кладбищ, не было принято очищать могилы от растительности. В результате, за кладбищенскими заборами сохранялась флора, свойственная данному месту в момент возникновения кладбища. Учеными даже высказывалось предложение провести «инвентаризацию» мусульманских кладбищ республики с тем чтобы наиболее интересные из них объявить памятниками природы.

Большая изгородь, которой Мусульманское кладбище было обнесено с момента основания, позволила «законсервировать» растительность, существовавшую на Уфимском косогоре два века назад. Ученые-ботаники говорят, что на небольшом старом кладбище можно встретить участки, характерные для каменистой, кустарниковой, луговой степи и участков сухих широколиственных лесов.

Крутой склон обращенного к реке Уфимского косогора – это типичная каменистая степь с ее полынью, чабрецом, оносмой, васильком, проломником, остролодочником, горлюхой, люцерной, белым донником. Среди растений много действительно реликтовых. Мусульманское кладбище Уфы представляет интерес и как памятник истории, и как памятник природы.

Перечислим некоторых известных людей, похороненных на этом кладбище. Рами Гарипов (Рами́ Ягафа́рович Гари́пов, 1932–1977) – народный поэт Башкортостана. Биишева, Зайнаб Абдулловна (1908–1996) – народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург, переводчик. Кадыров, Габдрахман Файзурахманович (1941–1993) – советский спортсмен (мотоспорт, спидвей), шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971–1973), чемпион Европы (1964).

Гильван Гильмутдинович Амиров (1916–1991) – заслуженный работник культуры БАССР. Файзи Адгамович Гаскаров (1912–1984) – «Заслуженный деятель искусств БАССР» (1944), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1955), «Лауреат республиканской премии имени Салавата Юлаева» (1967), а так же награжден орденом «Знак Почета» (1967). Салих Шайбакович Валеев (1912–1970) – Герой Советского Союза. Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – выдающийся башкирский композитор. Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919–2005) – народный поэт Башкортостана.

Тагир Таипович Кусимов (1909–1986) – Герой Советского Союза. Рыфат Рахматуллович Мавлютов (1926–2000) – ректор УГАТУ, членкор РАН. Габдрахман Расулев (1889–1950) – исламский религиозный деятель, муфтий Мусульманского Духовного собрания. Габдулвахид Сулейманов (1786–1862) – исламский религиозный деятель, Мусульманского Духовного собрания.

Гатауллин Мутыгулла (1975–1936) – муфтий Духовного управления мусульман Башреспублики в 1923–1936 гг. Гениатулла Нигматуллович Терегулов (1891–1984) – врач-терапевт. Хасанов Анас Габбасович (1937-1997) – министр внутренних дел РБ (1990-1995), председатель законодательной палаты Государственного Собрания (Курултай) РБ (1995-1998).

Закир Шакирович Шакиров (1881–1970) – ученый-лингвист, а также его сын Мидхат Закирович Шакиров (1916–2004) – организатор промышленности, государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома (1969–1987). Фарида Кудашева (1920–2010) – народная артистка Башкортостана и Татарстана.

По официальным данным кладбище считается закрытым (последнее захоронение – в 2005 г.), однако, несмотря на это, захоронения по специальным разрешениям на кладбище производятся.

Сергей Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Next Post

Уездный город Бирск

Пн Апр 29 , 2013
город Бирск В городе Бирске сосредоточивается всё уездное управление, исключая лишь того, что государственные крестьяне этого уезда подлежат ведомству Уфимского Окружного Управления, а дворянские имения, в опеке находящиеся, подчинены ведомству Мензелинской Дворянской Опеке, – где имеет пребывание и Предводитель Дворянства этих двух уездов. Присутственные места в городе: Уездный и Земский Суды, Городническое Правление, Канцелярия Начальника Инвалидной команды и Словесный Суд.