Идея создать сеть региональных авиахабов прозвучала от экспертов аналитического центра при правительстве России впервые год назад. Тогда руководитель этого центра Владислав Онищенко заявил — рационалнее всего создать ограниченное число региональных хабов, которые собирают самолеты и рейсы с окрестных территорий с последующей организацией рейсов между самими хабами…
Пока большинство перелетов по России выполняется через Москву. Но по расчетам федеральных аналитиков, развитые авиа-перекрестки до 2024 года могут забрать до половины стыковочных внутрироссийских рейсов. Челябинский аэропорт значительно нарастил пассажиропоток и количество рейсов. После реконструкции он способен оттянуть на себя транзитный пассажиропоток, за который традиционно бьются авиаузлы соседствующих территорий — Башкирии, Оренбуржья и Свердловской области.
Тенденция такая. В 2019 году Челябинский аэропорт сокращает долю полетов в Москву (если год назад на московское направление приходилось 67 % полетов из Баландино, то в 2018 году показатель снизился до 62 %). Москва теряет в общем объеме полетов за счет развития маршрутов внутри страны.
В работе Челябинского авиапредприятия сформировались три направления развития.
Во-первых, по пассажиропотоку он стал в один ряд с большой тройкой московских аэропортов (челябинцы перевезли дополнительно порядка 40 тысяч пассажиров). Вторая точка роста — Санкт-Петербург, пассажиропоток на этом направлении вырос на 14 %, и Новосибирск с ростом пассажиропотока сразу в 2,5 раза. Наконец, главным приоритетом в 2018 году стало развитие региональных перевозок — запущено 8 новых региональных маршрутов (в Самару, Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Волгоград, Тюмень, Горно-Алтайск, Красноярск).
Региональные перевозки — главное направление развития челябинского аэропорта на 2019 год
Именно внутренние перевозки называют сейчас основным драйвером отечественной пассажирской авиации. Московские аэропорты выполняют роль транзитных точек. Они перегружены. В Москве постоянными стали проблемы со стыковками рейсов, инфраструктурой. А пассажиры хотят летать напрямую.
В 2019 году из аэропорта Челябинска было запланировано девять региональных направлений. Это рейсы в Краснодар, Минеральные Воды, Казань, Ростов-на-Дону, Красноярск, Новый Уренгой, Нижневартовск, Сургут, Самару и Нарьян-Мар. Будут ли эти направления жизнеспособными? Время покажет. По разным причинам рейсы из Челябинска в Сыктывкар, Уфу, Тюмень и Екатеринбург оказались малоперспективны.
Челябинский региональный авиахаб
Но, сегодня, похоже, ситуация складывается иная — маршруты выстроены так, что Челябинск выступает неким региональным мини-хабом. К примеру, Челябинск будет связывать Казань и Красноярск, Ростов-на-Дону и Нижневартовск, Самару и Новый Уренгой. За счет региональных маршрутов планируется нарастить транзитный пассажиропоток. В этом смысле ставку челябинцы делают на Новосибирск — аэропорт Толмачево быстро растет, превращаясь в восточный авиахаб. Пассажиры, которые движутся на восток, чаще выбирают для стыковки Сибирь, а не Москву. Баландино рассчитывает воспользоваться этим и усилить сибирский маршрут — с июня этого года рейсы в Новосибирск из Челябинска станут ежедневными.
Изменения коснутся и летних российских направлений из Челябинска. Вырастет частота полетов в Сочи, выполняемых авиакомпаниями «Уральские авиалинии» и Red Wings. Два рейса в неделю сохранит авиакомпания «ИрАэро». Вероятно, к южному маршруту подключится и национальный лоукостер «Победа». В совокупности, это позволит в 2019 году нарастить пассажиропоток как минимум до 1,8 млн человек (в 2018 году — 1,6 млн). После реконструкции воздушная гавань нарастит и грузопоток.