Церковное краеведение на Южном Урале

875643523_223 Церковное краеведение на Южном Урале БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Свято-Троицкий храм города Ишимбая Уфимской епархии

Церковное краеведение на Южном Урале

Изучая историю православия на Южном Урале, с некоторым даже удивлением убеждаешься, что краеведение, эта приземленная и практическая ветвь исторической науки, возникла именно в церковных стенах, а самыми дотошнейшими из краеведов являлись сельские батюшки, монахи и семинарские учителя.

Как это вышло? Судя по всему, этому способствовали и Синод, и консистория. Именно Синодом и консисторией неоднократно делались указания и разрабатывались специальные программы изучения истории края, способствующие тому, чтобы приходское духовенство, как образованное сословие, взяло на себя труд краеведческих изысканий.

Нельзя сказать, что так было сразу, испокон веков. Да и активность в этом деле возникала как-то наплывами с периодичностью в десять-одиннадцать лет. Именно с таким промежутком выходили распоряжения о поиске и охране древних памятников, адресованные священнослужителям.

Вот первый указ Уфимской консистории о поиске в церковных архивах древних ле­тописей, адресованный духовенству. Он датирован 1816 годом.

Через десятилетие консистория обращается уже ко всему епархиальному духовенству с указанием «О сборе сведений о наличии древних зам­ков и крепостей и сохранности их на территории епархии». Еще через десять лет выходит распоряжение о «сборе сведений о наличии при церквах старинных рукописей и грамот и отсылке оных в консисторию».

Совершенно естественно поэтому, что написание епархиальной истории должно было стать делом людей церковных.

Первый раз вопрос об этом возник в 1831 году по инициативе Оренбургского генерал-губернатора графа И.П. Сухтелена. Заметим, граф оставил по себе память, как инициатор разнообразных просветительских и религиозных начинаний, почему и был погребен в ограде Петропавловской церкви Оренбурга, хотя и являлся протестантом!

Читайте также:  ИСЛАМОВ Рафаэль Галеевич

Сухтелен предложил первоприсутствующему Оренбургского духовного правления протоиерею Спасо-Преображенского со­бора Милордову составить «Начертание церковной истории Оренбургской епархии», наподобие тогда только подготовленной к изданию по его, губернатора, инициативе летописной гражданской истории И. Жуковского «Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургской губернии» – первое издание вышло в 1832 году.

В 1880 оно было переиздано в Уфе под заглавием «Краткое географическое и статистическое описание Оренбургской губернии».

Протоиерей Милордов, однако, не нашел в епархиальной истории почти ничего примечательного и достойного занесения в летопись, кроме самого факта учреждения епархии, открытия в Уфе семинарии, а также мужского и женского монастырей. С мыслями такого рода он обратился к архиерею Аркадию (Федорову), прося того сделать распоряжение консистории о подготовке копий с архивных бумаг, касающихся открытия названных учреждений.

Соответствующее распоряжение архиереем было сделано, «Начертание…» было написано, но, видимо, жидковато и публикации не заслужило…

Следующие шаги в этом направлении были предприняты в 1850 году, когда циркулярным указом Святейшего Синода преосвященному Иосифу (Богословскому) было предписано составить «Церковно-историческое и статистическое описание Оренбургской епархии».

К синодальному указу прилагалась подробная программа работы, обнимавшая историю распространения христианства в крае, постройку церквей, монастырей и учреждения епархиальных учреждений.

Вви­ду важности и обширности труда для подготовки очерка был образован особый комитет под председательством ректора семинарии архимандрита Пантелеймона. Кроме него в комитет вошли протоиерей Владиславлев, священник Софотеров и наставники семинарии Словцов и Суходольский. Последний и стал главным, а на деле – единственным его практическим работником.

Читайте также:  Инвесторы из Ижевска вряд ли смогут работать в Уфе

Лев Степанович Суходольский, сын священ­ника Могилевской епархии, по окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии был определен в Уфимскую духовную семинарию помощником ректора. Здесь он и работал на протяжении тридцати шести лет по день своей смерти. Кроме богословских наук некоторое время преподавал немецкий язык, состоял семинарским библиотекарем, был избран действительным членом Императорского Русского Географического Общества, являлся инспектором семинарии.

Работа по сбору материала и написанию очерка заняла шесть лет. В январе 1857 года труд под заглавием «Церковное историко-статистическое описание Оренбургской епархии» был отправлен в Святейший Синод.

Затем частями под различными заглавиями и за подписью Суходольско­го напечатан в «Оренбургских Губернских Ведомостях» за 1854, 1858, 1859 и 1863 годы.

После обнародования работы Суходольского не раз упрекали, что многие разделы работы, особенно связанные с учреждением епархии и ее церковными деятелями, написаны слабо, хотя автор имел возможность пользоваться не только архивами, но и обратится к воспоминаниям живых участников недавних событий.

Как бы то ни было, но именно Суходольский стал пионером в исследовании церковных архивов края и как бы единственным в своем роде, ибо почти все последующие авторы, так или иначе, опирались на сообщенные им данные, включая вкравшиеся в труд неточности.

Самой крупной ошибкой Суходольско­го, получившей всеобщее распространение, стало его утверждение, что Оренбургская епархия учреждена по Высочайшему повелению 27 сентября 1799 года. Напомним, в этот день Синодом был всего лишь представлен доклад об учреждении для Оренбургской, Калужской, Пермской, Са­ратовской и Слободско-Украинской губерний самостоятельных епархий…

Читайте также:  Баня Вахмянина. Уничтоженные памятники истории и культуры Уфы

Составленный по архивным данным, труд этот стал первым опытом изложения церковной истории края, а Суходольский, фактически, первым епархиальным историком.

Он явился и основателем традиции, которую продолжили преподаватели Уфимской семинарии Зефиров, Черемшанский и Херувимов – все они, каждый по-своему, углубляли епархиальную историю. А магистерское сочинение самого Суходольского полностью так и не было найдено…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 1 =

Next Post

УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Сб Ноя 10 , 2012
УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс древних представлений и верований удмуртского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и элементах народного декоративно-прикладного искусства. В удмуртском божественном пантеоне более четырех […]
УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ