Уфимский епископ Иосиф Богословский

4574678589 Уфимский епископ Иосиф Богословский БАШКИРИЯ Православие

Сергей Синенко

В 1849 году уфимским епископом стал Иосиф (Богословский), служивший перед этим викарием Московской митрополии, заместителем знаменитого московского митрополита Филарета Дроздова. В памяти современников он остался как блестящий оратор и публицист, автор более двухсот рукописей, многочисленных проповедей на религиозно-нравственные темы. В период его недолгого епископства — менее четырех лет — в епархии произошло два важных события.

Во-первых, в 1851 году три уезда епархии, Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский вошли в состав вновь открытой Самарской губернии и, вместе с нею, учрежденной 19 декабря 1850 года Самарской епархии. Эти уезды принадлежали к числу самых густонаселенных, и в результате от Оренбургско-Уфимской епархии отошли 175 из 455 церквей, а сама епархиальная территория сократилось до 237 тысяч квадратных верст.

Во-вто­рых, епископ Иосиф стал инициатором основание в Оренбурге в 1853 году женского монастыря.

По поводу территориального сокращения епархии — оно относительно, та как первоначально формирование епархиальных границ происходило в момент расширения российского влияния на казахские станы северо-западной части Степного края. Эти территории хотя и входили при учреждении Оренбургско-Уфимской епархии в состав Оренбургского края, но принадлежали ему номинально – православное население здесь отсутствовало, не было ни приходов, ни храмов.

Но в 1845 году в степях стали возводить укрепления и фор­посты — Оренбургское укрепление, впоследствии город Тургай; Уральское, или город Иргиз; Раимское укрепление и другие. С того времени для отправления христианских треб у военных Степного края по указу Синода и распоряжению генерал-губернатора стали приглашать священников епархиального ведомства из ближайших мест.

Обычно в степь отправлялись причты церквей Форштадта, Илецкой Соляной Защиты, Орской крепости или форпоста Изобильный. Но из-за отдаленности степных укреплений, отстоявших на расстоянии до четырехсот и более верст от ближайших православных сел, а также из-за невозможности сообщения с ними большую часть года, казачьи гарнизоны этих укреплений фактически оставались без исправления у них треб, мертвые погребались без христианского напутствия. Поэтому военный губернатор Оренбургского края Владимир Афанасьевич Обручев рапортом на имя военного министра сделал представление о необходимости назначить для степных укреплений отдельные причты с походными церквами.

Читайте также:  Градо-Уфимской Богородской церкви историко-архитектурный ансамбль

Сначала только Аральскому укреплению на реке Сыр-Дарье была придана походная Воскресенская церковь с причтом. В начале 1848 года разрешено было устроить походные церкви в Оренбургском и Уральском укреплениях. Причт был положен на каждую церковь в составе одного священника и причетника из числа военнослужащих нижних чинов с содержанием от казны. Жалование полагалось одному только священнику, которому кроме этого оплачивалось отопление, освещение, прислуга и провиант по общему обер-офицерскому положению.

В Уральском укреплении походная церковь разместилась в здании, возведенном из саманного кирпича (ее освящение состоялось 11 июля 1848 года). В Оренбургском укреплении для походной церкви во имя великомученика Георгия Победоносца построен был дощатый дом (освящение церкви состоялось 22 июня 1852 года). Эти две церкви явились первыми храмами в Тургайской степи и, так сказать, основоположницами православия. Походные церкви Степного края подлежали первоначально ведению Главного священника армии и флота, а в 1853 году по Высочайшему повелению, об­ъявленному в Синодальном указе, были переданы Оренбургскому духовенству.

5467589 Уфимский епископ Иосиф Богословский БАШКИРИЯ Православие

Преосвященный Иосиф (Богословский), епископ Оренбургский и Уфимский с 1849 по 1853 гг.

 

Биографическая справка

Иосиф (Богословский), 20 ноября 1849 – 27 августа 1853.

1800, 18 августа Рождение Иосифа (Иоанна Иоанновича Богословского) в семье причетника с. Кобыльского Зарайского уезда Рязанской губернии.

1818 Поступление в Зарайское духовное училище.

1824 Поступление в Рязанскую духовную семинарию.

1828 Окончание Московской духовной ака­демии со степенью старшего кандидата богословия. 20 августа того же года пострижен в монашество, 5 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября – во иеромонаха.

1829-1833 Инспектор Московской духовной семинарии.

1833, 19 марта Возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря.

1834, 13 ноября Назначен ректором Московской духовной семинарии.

1842, 27 декабря Митрополитом Филаретом (Дроздовым) хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии.

1849, 20 ноября  Назначен епископом Оренбургским и Уфимским.

1853, 27 августа Назначен епископом Воронежским.

1860, 3 апреля Возведен в сан архиепископа.

1861, 23 августа При участии преосвященного открыты мощи святителя Тихона Задонского.

1864, 14 ноября  Уволен на покой по болезни глаз и потере зрения в Воронежский Митрофаниевский монастырь.

1892, 19 февраля Скончался, погребен в склепе под полом соборного Благовещенского храма Митрофаниева монастыря.

 

Читайте также:  Уфимская губерния и революция 1905-1906 гг.

…Теперь о строительстве храмов при епископе Иосифе. В Уфе на месте, где ранее находилось городское кладбище, была возведена Успенская церковь (улица Большая Успенская, 73, ныне угол улиц Дорофеева и Коммуни­стической). Первоначально это место явля­лось окраиной, но после того, как город раздвинулся на север, кладбище оказалось на его территории. По указу Священного Синода умерших запрещалось хоронить в городской черте, и под кладбище отвели новое место (территория ны­нешнего Сергиевского кладбища), а улицу, поднимавшуюся от старого кладбища в западном направлении, уфимцы стали звать Старо-Кладбищенской.

В конце XVIII века уфимский помещик Аничков разобрал по бревнам и перенес с Усольской горы на это кладбище деревян­ную церковь Успения Божьей Матери, оставшуюся от упраздненного в 1764 годуУспенского мужского монастыря. Церковь на новом месте стала кладби­щенской.

В начале XIX века Уфа еще дальше раздвинула свои гра­ницы на север и запад. В результате старое кладбище и церковь оказались почти в центре города. Когда в 1824 году кладбище закрыли, деревянная Успенская церковь сделалась приходской, а часть Старо-Кладбищенская улицы стала именоваться Успенской. В 1839 году деревянную Успенскую церковь вновь разобрали и продали крестьянам села Авдон Уфимского уезда за тысячу рублей ассигнациями. На том же месте в 1840 году был заложен ка­менный Успенский храм, освященный в 1849 году.

В 1852 году в Благовещенском женском монастыре была возведена первая монастырская церковь во имя Святого князя Александра Невского. За два года до этого на средства горожан уже была построена деревянная летняя церковь в честь Благове­щения Богородицы, но попытка устроить в ней временное ото­пление закончилась неудачно, деревянный купол обвалился. Сначала ремонт, а потом переделка церкви затянулась на сем­надцать лет, и лишь в 1867 году она была освящена. Не­смотря на то, что здание остава­лась неотапливаемым, в монас­тырском комплексе эта церковь яв­лялась главной.

Читайте также:  Суфийский шейх Ассаиди в Уфе

Среди монастырских зданий были и каменные и деревянные. Двухэтажные здания были обнесены по периметру второго этажа крытыми галереями. Большая часть мона­хинь и послушниц проживала в здании главного корпуса. Монастырь имел свой свечной завод, золотошвейную и иконописную мастерские, помещения для изготовления и ремонта карет, для плетения ков­ров, просвирню, по­греба, амбары, баню и прачечную. К северо-западной стене монастыря примыкал яблоневый сад, от­дельно размещались скотный двор, состоявший из конюшни и коровника. Монастырю принадлежали также дома на Александровской улице, где останавливались монастырские паломники и гости.

 

Источник: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. Уфа, 2009.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 1 =

Next Post

Духовник Петра Великого

Сб Фев 3 , 2024
  Размещаю статью уфимского краеведа, действительного члена Уфимского Статистического Комитета и члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева «Найденные в г. Уфе сведения о духовнике Петра […]
Духовник Петра Великого