Изучая историю православия на Южном Урале, с некоторым даже удивлением убеждаешься, что краеведение, эта приземленная и практическая ветвь исторической науки, возникла именно в церковных стенах, а самыми дотошнейшими из краеведов являлись сельские батюшки, монахи и семинарские учителя…
Как это вышло? Судя по всему, этому способствовали и Синод, и консистория. Именно Синодом и консисторией неоднократно делались указания и разрабатывались специальные программы изучения истории края, способствующие тому, чтобы приходское духовенство, как образованное сословие, взяло на себя труд краеведческих изысканий.
Нельзя сказать, что так было сразу, испокон веков. Да и активность в этом деле возникала как-то наплывами с периодичностью в десять-одиннадцать лет. Именно с таким промежутком выходили распоряжения о поиске и охране древних памятников, адресованные священнослужителям.
Первый указ Уфимской консистории о поиске в церковных архивах древних летописей, адресованный духовенству, датирован 1816 годом. Через десятилетие консистория обращается уже ко всему епархиальному духовенству с указанием «О сборе сведений о наличии древних замков и крепостей и сохранности их на территории епархии». Еще через десять лет выходит распоряжение о «сборе сведений о наличии при церквах старинных рукописей и грамот и отсылке оных в консисторию». Совершенно естественно поэтому, что написание епархиальной истории стало делом людей церковных.
Первый раз вопрос об этом возник в 1831 году по инициативе Оренбургского генерал-губернатора графа И.П. Сухтелена. (Заметим, граф был инициатором разнообразных просветительских и религиозных начинаний, почему и был погребен в ограде Петропавловской церкви Оренбурга, хотя принадлежал к протестантской церкви!).
Именно Сухтелен предложил протоиерею Спасо-Преображенского собора Милордову составить «Начертание церковной истории Оренбургской епархии», наподобие тогда только подготовленной к изданию по его, губернатора, инициативе летописной гражданской истории И. Жуковского «Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургской губернии» (1-ое издание — в Оренбурге в 1832 г., в 1880 г. переиздано в Уфе под заглавием «Краткое географическое и статистическое описание Оренбургской губернии»).
Протоиерей Милордов, однако, не нашел в епархиальной истории почти ничего примечательного и достойного занесения в летопись, кроме самого факта учреждения епархии, открытия в Уфе семинарии, а также мужского и женского монастырей. С мыслями такого рода он обратился к архиерею Аркадию (Федорову), прося того сделать распоряжение консистории о подготовке копий с архивных бумаг, касающихся открытия названных учреждений.
Соответствующее распоряжение архиереем было сделано. «Начертание…» было написано, но, видимо, жидковато и публикации не заслужило…
Следующие шаги в этом направлении были предприняты в 1850 году, когда циркулярным указом Святейшего Синода преосвященному Иосифу (Богословскому) было предписано составить «Церковно-историческое и статистическое описание Оренбургской епархии». К синодальному указу прилагалась подробная программа, включающая историю распространения православия на Южном Урале и в Приуралье — постройку церквей, монастырей, учреждения епархиальных учреждений и пр.
Ввиду обширности работы и важности задачи для подготовки очерка был образован особый комитет под председательством ректора семинарии архимандрита Пантелеймона. Кроме него в комитет вошли протоиерей Владиславлев, священник Софотеров и наставники семинарии Словцов и Суходольский. Последний и стал главным, а на деле – единственным его практическим работником.
Лев Степанович Суходольский, сын священника Могилевской епархии, по окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии был определен в Уфимскую духовную семинарию помощником ректора. Здесь он и работал на протяжении тридцати шести лет по день своей смерти. Кроме богословских наук некоторое время преподавал немецкий язык, состоял семинарским библиотекарем, был избран действительным членом Императорского Русского Географического Общества, являлся инспектором семинарии.
Работа по сбору материала и написанию очерка заняла шесть лет. В январе 1857 года труд под заглавием «Церковное историко-статистическое описание Оренбургской епархии» был отправлен в Святейший Синод. Затем частями под различными заглавиями за подписью Суходольского работа была опубликована в «Оренбургских Губернских Ведомостях» за 1854, 1858, 1859 и 1863 гг.
После обнародования очерка Суходольского не раз упрекали, что многие разделы работы, особенно связанные с учреждением епархии и ее церковными деятелями, написаны слабо, хотя автор имел возможность пользоваться не только архивами, но и обратиться к живым участникам событий.
Как бы то ни было, но именно Суходольский стал пионером в исследовании церковных архивов края и стал как бы единственным в своем роде — все последующие авторы, так или иначе, опирались на сообщенные им данные (в том числе копируя допущенные Суходольским неточности). Так, крупной ошибкой Суходольского, получившей распространение, стало утверждение, что Оренбургская епархия учреждена 27 сентября 1799 года. Напомним, в этот день Синодом был всего лишь представлен доклад об учреждении для Оренбургской, Калужской, Пермской, Саратовской и Слободско-Украинской губерний самостоятельных епархий…
Составленный по архивным данным, труд Суходольского стал первым опытом изложения церковной истории края, а Суходольского мы можем назвать первым епархиальным историком. Он явился основателем традиции, которую продолжили преподаватели Уфимской семинарии Зефиров, Черемшанский и Херувимов – все они, каждый по-своему, углубляли епархиальную историю. А магистерское сочинение самого Суходольского полностью так и не было найдено.
Л.С. Суходольский оставил многочисленные печатные труды: «Взгляд на первые следы христианства в пределах Оренбургского края» («Оренбургские Губернские Ведомости», 1858 г., № 20, 21, 24–26 и 35, и отдельно, Оренбург, 1859 г.); «Распространение христианства в земле Уральского казачьего войска в ХVIII в.» («Оренб. Губ. Вед.», 1859 г., № 1–4, 7, 8, 13, 15–17 и 31); «Краткие замечания о прежде существовавших монастырях в Оренбургском крае и описание Уфимского Успенского собора» (там же, 1860 г., № 38, 39, 44, 47 и 53); «Церковно-статистическое описание Оренбургской епархии» (там же, 1854, 1858, 1859 и 1863 гг. – главный труд); «Башкирская легенда о Туляке» (там же, 1858 г., № 46).