Съемки документального фильма «Э анӥе» («Мамочки») о бесермянах из деревни Шамардан пройдут в Юкаменском районе Удмуртии летом
В интернете уже стартовала кампания по сбору средств, сообщили организаторы. Проект был запущен 17 апреля, к 20 апреля собрано уже более 80% от необходимой суммы.
Бесермянка в традиционной одежде
«Для меня это очень личная история и личный жест по отношению к конкретным людям, конкретным бесермянам, которых я люблю, – сказал режиссер фильма Николай Филиппов, – Мне кажется, что само их существование очень художественно.
При этом нам бы очень хотелось рассказать историю бесермян, выйдя за пределы традиционного канона рассказа о малых народах и показать их не в национальных костюмах, и не как малочисленный народ, который борется за своё существование, а как живых, настоящих, искренних людей, рассказать истории их повседневной жизни, которая часто остаётся за кадром. И еще мы хотим показать, что бесермяне – это модно».
Бесермяне – малочисленный финно-угорский народ, в основном проживающий на северо-западе Удмуртии. В 2010 году во время переписи бесерменами себя назвали 2,2 тысячи человек. Деревня Шамардан – один из центров бесермянской культуры: в 2003 году группа московских лингвистов начала изучать там бесермянский диалект, с 2009 году экспедиции в деревню проводятся регулярно.
Говорят на наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, в общем близком к южным говорам удмуртского языка. Верующие бесермяне — православные христиане. Народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включает также некоторые элементы исламского происхождения.
По переписи 1891 года в России проживало 10,8 тысячи бесермян, в 1926 — 10 тысяч человек. Падение численности бесермян объясняется в первую очередь тем, что начиная с 1930-х годов вплоть до распада Советского Союза их официально причисляли либо к удмуртам, либо к татарам. Лишь в июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа».