Публикую на posredi.ru ранний образец этнографического исследования — статью из «Оренбургских губернских ведомостей» от 20 октября 1845 г. Она опубликована без подписи, но автор известен — редактор неофициальной части газеты И.П. Сосфенов. Нужно также пояснить: черемисы — это мари.
Мордва и черемисы Оренбургской губернии
Нет сомнения, что ни одна губерния Европейской России не может похвалиться таким разнообразием в жителях своих, как Оренбургская. Вы встретите в ней, кроме Русского – господствующего народа, – Ясашных Татар, Башкирцев, Мещеряков, Тептярей, Мордвов, Чуваш, Черемис, Вотяков, Калмыков, Каракалпаков, Хивинцев, Бухарцев и Киргизцев.
Сказав несколько слов в предшествовавших номерах Губернских Ведомостей о Мещеряках и Башкирцах, не лишним считаю ныне упомянуть о Мордвах и Черемисах здешней губернии.
1.) Не входя в исследование происхождения Мордвов, скажу, что они перешли в Оренбургский край из Пензенской и Симбирской Губернии, в особенности же из Курмышского уезда и поселились на землях, принадлежащих Башкирцам, платя начально им за это оброк. Когда же именно они переселились сюда, – этого из летописей не видно; лишь только то известно, что они по Генеральной ревизии 1747 г. обложены податью наравне с Тептярями и Бобылями, а именно: по 80 к. в души и наряжались на казённые работы вместе с другими в Оренбург. Ныне, будучи причислены в состав Государственных и частию Удельных крестьян, несут по этим ведомствам и подлежащие повинности.
Характером Мордва кротки и благонравны; принадлежа к Православному исповеданию весьма богомольны, и преимущественное почитание из Святых Угодников воздают Николаю Чудотворцу; а от того в весьма редком доме у них не встретишь образа его. Когда они приходят в Церковь, то первым правилом почитают ставить свечи пред ликом этого Святого, говоря старосте церковному: Путык свечка Никола.
К особенностям этого народа должно отнести лишь то, что они говорят особенным наречием, не имеющим собственной письменности; живут большею частью безбедно; в образе жизни более опрятны нежели небрежны. Сверх того весьма гостеприимны. –
2.) Черемисы, происходя от одного племени с Мордвами из Сармат и поселясь в Оренбургской губернии, подлежат одному условию с Тептярями, в отношении отправления повинностей. Переход их в здешний край был более из Казанской губернии; язык у них особенный, но не имеющий тоже своей письменности; Черемисы почти все язычники; молитва их состоит в кратких словах: Мом серляга манеж, т. е. Господи помилуй. Жертву приносят они в так называемых Кереметях которые ни что иное, как загороженные пряслами берёзовые и другие кустарники и небольшие рощи, – где они раскладывают огонь, режут лошадей, и варя едят их с приговариванием при этом вышеозначенной молитвы, а кожу с головою и ногами развешивают на деревьях в тех же Кереметях.
Слово Черемисянин означает восточного или на востоке живущего. До 1747 года они платили куничный и денежный ясак вместе с Мордвами; характером они более мстительны, нежели кротки, в образе жизни не опрятны; в отношении благосостояния более бедны; страсть их курить табак. К особенностям их должно отнести похороны умерших. – В то время, как в могиле один устанавливает доски, на которые должно положить усопшего, прочие родственники подходят к нему говоря непрестанно: ит лют вестюньзи коин моныш, то есть: ничего не бойся мёртвый. Окончив внутри уборку могилы спускают в неё тело, а с ним кладут ножик, кочедык, которым плетут лапти, пучёк лык, лутошку и пучёк шиповых прутьев. Совершив этот обряд мертвеца покрывают кафтаном и засыпают землёю. По окончании такой церемонии на могилу кладётся печёный хлеб, во круг которого ставят несколько зазжённых свеч и потом огораживают могилу плетнём. –
Значение всех помянутых обрядов при погребении умерших следующее:
1.) Уверяют умершего в небоязни, лишь по примеру отцёв своих и хранят сей обряд, ни мало его не нарушая.
2.) Полагают в могилу кочедык, ножик и лыки, для того чтобы покойник пришедши на тот свет мог сплести себе и лапти;
3.) Лутошка кладётся с тем, чтобы покойник на том свете имел возможность чем обороняться от псов, находящихся в тех, местах, где он должен обитать;
4.) Шиповые прутья кладутся для того, чтобы нечистый дух неприкасался к телу умершего. По их мнению демон боится этих прутьев.
5.) Печёный хлеб кладётся на могиле для того, чтобы покойник, пришедши на место ему назначенное, имел на первый случай возможность чем питаться;
6.) Зазжёные свечи означают подобие умерших предков, с коими советуют, ставя и зажигая их, жить в согласии;
7.) Огородка около могилы делается на тот конец, чтобы покойник не мог выходить из могилы и топтать их хлеба.
Источник: Оренбургские губернские ведомости. 1845. 20 октября.