Катакомбная церковь в Уфе

katakombnaja-cerkov-v-ufe Катакомбная церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Сергей Синенко

Катакомбная церковь в Уфе («дело уфимских церковников»)

На рубеже 1920 — 1930-х годов сильные группы православных катакомбников имелись в Костроме, Юрьев-Польском, Рыбинске, Самаре и Ярославле. Центрами катакомбного движения на Урале стали Уфа и Оренбург

Многочисленные выступления верующих против закрытия церквей, антиколхозная агитация, распространение листовок под заголовками «Долой советскую власть!» или «Берегись, советский работник!» вызвали массовые аресты участников движения в мае-июне 1931 года.

После задержания духовенства и мирян следствие объединило все судебные процессы в групповые дела по отдельным городам, обозначив их как областные филиалы Истинно Православной Церкви. По версии следствия, руководителем уфимской группы являлся епископ Сергий (Никольский), а оренбургскую группу возглавлял епископ Вениамин (Троицкий), приглашенный на одно из собраний духовенства и верующих весной 1929 года, где он выступил с осуждением Декларации Сергия и призвал верующих к объединению.

e03-a-245_22 Катакомбная церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Священник Петр Варламов, настоятель храма с. Преображеновка Стерлитамакского уезда. Арестован 27 мая 1929 г., расстрелян 9 марта 1930 г.

Следствие установило, что «уфимский филиал» состоял из 16-и ячеек, объединяющих духовенство и мирян Уфы, а также 10-и ячеек в деревнях и селах республики.

В материалах дела отмечалось, что уфимское духовенство осуществляло постоянную связь через епископа Марка (Новоселова) со Всесоюзным Центром Истинно Православной Церкви, а через архиепископа Димитрия (Любимова) – с иосифлянами, а также с самарским и оренбургским катакомбным духовенством.

Основным обвинением против арестованных стала агитация против вступления в колхозы и кооперацию, а также призывы к насильственным действиям против представителей власти. Подтверждалось это многочисленными заявлениями подставных свидетелей, показавших, что на церковных проповедях и во время исповедей священники якобы убеждали верующих уничтожать посевы и травить скотину. Рядом со лжесвидетельствами шли реальные факты неповиновения и сопротивления антицерковной деятельности властей.

Особенно много материалов было собрано следствием против игуменьи Авдотьи (Панферовой), которая слыла среди верующих пророчицей.

Разъезжая по деревням и селам, она убеждала верующих «не иметь никакого молитвенного общения с попами, которые признают антихристову советскую власть, так как они – изменники православия». Один из священников, принужденный следствием к сотрудничеству, дал показания, что игуменья потребовала от него «произнесения покаяния в том, что я отрекусь от митрополита Сергия, как служителя антихристовой власти».

Читайте также:  Кряшены Башкирии - часть кряшенского народа

e03a-235_22 Катакомбная церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Священник Вениамин Юновидов с прихожанами. Расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1930 г.

После окончания следствия арестованным были предъявлены обвинения, все они были приговорены к исправительно-трудовым лагерям или ссылке на пять-десять лет. Некоторые из обвиняемых, успевшие скрыться, были осуждены заочно.

Несколько слов нужно сказать об уже упоминавшемся Евгении Александровиче Тучкове, начальнике III-го отделения Секретно-Политического Отдела ОГПУ. Именно он являлся одним из главных организаторов процессов против катакомбной церкви. 1 сентября 1931 года один из руководителей ОГПУ Я.С. Агранов, ходатайствуя о его награждении, дает ему такую характеристику:

«Секретно. Е.А. Тучков… в органах ВЧК-ОГПУ работает с 1918 года. Участвовал в 1919 г. в подавлении и ликвидации восстания в Башкирии. Под руководством тов. Тучкова и его непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других течений). В этой работе он добился блестящих успехов.

При его непосредственном участии проводилась в 1921 году работа по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. В 1923-25 гг. им были проведены два церковных собора (Всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к Соввласти…

Благодаря энергичной работе тов. Тучкова была раскрыта и ликвидирована в конце 1930 г. Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь», опиравшаяся в своей антисоветской деятельности на черносотенно-клерикальные круги. Организация имела множество своих филиалов – 300 повстанческих ячеек, огнестрельное и холодное оружие.

Стоящий во главе этой организации церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором Лосевым, Новоселовым, епископом Иосифом и др. – ставили своей задачей объединение под флагом церкви всех контрреволюционных сил для свержения Советской власти и реставрации монархии… Ходатайствую о награждении тов. Тучкова Евгения Александровича орденом «Красное Знамя».

Начальник Секретно-Политического Отдела ОГПУ – Агранов».

Читайте также:  КУДАШ (Кудашев) Сайфи Фаттахович

…В октябре 1932 года массовые аресты в епархии повторились, но основной вал арестов и казней был еще впереди.

На рубеже двадцатых-тридцатых годов сильные группы православных катакомбников имелись в Костроме, Юрьев-Польском, Рыбинске, Самаре и Оренбурге. Одними из главных центров этого движения в Поволжье и Предуралье стали Ярославль и Уфа.

e03-1009 Катакомбная церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

9 февраля 1931 года митрополит Сергий обратился с посланием к Советскому правительству, выражая протест против массового закрытия церквей и арестов священнослужителей. Он ходатайствует о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ.

Вслед за этим кампания по закрытию церквей на некоторое время приостанавливается. Даются некоторые временные послабления. Русская Православная Церковь получает разрешение на издание официального церковного органа, «Журнала Московской Патриархии», – он выходил в течение четырех лет, издано было в общей сложности двадцать четыре номера.

В Уфе в это время проходит областное партийное совещание по антирелигиозной работе. Из Москвы известие – взорван московский храм Христа Спасителя. Вся подготовка к взрыву велась втайне от населения. В целях сохранения секретности у сотрудников треста «Дворецстрой» брали письменные обязательства не разглашать содержание работ, а в случае нарушения обязательства виновный подлежал «суровой ответственности во внесудебном порядке, согласно секретному Постановления Президиума ЦИК СССР».

003 Катакомбная церковь в Уфе БАШКИРИЯ Православие

За чтением газеты «Безбожник у станка». Фото начала 1930-х гг.

13 июня 1931 гола выходит постановление Президиума ЦИК СССР «О закрытии и сносе храма Христа Спасителя в городе Москве»: «Принимая во внимание, что участок, на котором находится здание храма Христа Спасителя, подлежит застройке домом съездов, руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года (о религиозных объединениях), указанную церковь закрыть, а здание снести». 5 декабря 1931 года храм был взорван.

Репрессии нарастают с новой силой. Союз воинствующих безбожников начинает «безбожную пятилетку», результатом которой должно стать полное уничтожение религии в СССР. Публично ни Е.М. Ярославский, ни кто-либо из руководства Союза с заявлениями об этом не выступал, однако план ликвидации религии к 1937 г. существовал – его составили воинствующие безбожники из Антирелигиозной комиссии.

Читайте также:  В Уфе рассматривают дело мусульманок из "Хизб ут-Тахрир"

По этому плану, реконструированному профессором С.Н. Савельевым, к 1932-1933 годам должны закрыться все храмы; к 1933-1934 годам исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей; к 1934-1935 годам страну, прежде всего молодежь, необходимо охватить тотальной антирелигиозной пропагандой; к 1935-1936 годам должны исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители; к 1936-1937 годам религию требовалось изгнать из самых укромных ее уголков…

 

Историческая справка

1930 Начало ухода в катакомбы значительной части священнослужителей и мирян, отделившихся от митрополита Сергия. Молельные дома организуются скрытно, по принципу конспиративных квартир. Многочисленные нелегальные церковные группы возникают в местах ссылки архиереев.

В Уфимской епархии закрыты все монастыри.

Взорван пятиглавый Благовещенский храм бывшего Уфимского Благовещенского женского монастыря, развалины разобраны на кирпичи.

1931-1932 Аресты и суды над священнослужителями и мирянами Уфимской епархии по делу об Уфимском филиале Истинно Православной Церкви.

1934 Массовые преследования влиятельных священнослужителей. Арестованы архиепископы Дамиан (Воскресенский) и Феофил (Богоявленский), епископ Афанасий (Сахаров), протоирей Р. Медведь и др.

1935, 18 мая Роспуск митрополитом Сергием Временного Патриаршего Синода в связи с арестом большинства его членов. Управление епархиями осуществляется им с помощью епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского).

1936, 22 декабря Местоблюстителем Патриаршего Престола становится митрополит Сергий (Страгородский), к этому времени уже более десяти лет реально возглавлявший Русскую Церковь.

1936-1937 Гонения на Церковь достигают своею пика, встает вопрос о самом существовании Православной Церкви в СССР.

1937 Всероссийская перепись населения, итоги которой показывают, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими.

 

Новая волна репрессий: расстреляны митрополиты Серафим (Чичагов), Кирилл (Смирнов) и Иосиф (Петровых), архиепископ Феодор (Поздеевский), епископ Григорий (Лебедев), протоиреи А. Хотовицкий и Д. Баянов, священник, известный русский философ П. Флоренский и многие другие. 10 октября расстрелян патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский).

Уфимское епархиальное управление ликвидировано. Приходы Уфимской епархии перешли под управление епископа Куйбышевского.

Автор: Сергей Синенко  

По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 7 =

Next Post

Суд изучит, было ли публичное оправдание терроризма

Пн Окт 19 , 2015
Уголовное дело уфимского гражданского активиста Роберта Загреева, обвиняемого в публичном оправдании терроризма, будет рассмотрено на выездном заседании в Уфе Московским окружным военным судом. Начало слушаний […]
Блогер Василий Розанов