Академик Петр Симон Паллас

petr-simon-pallas Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

Академик Петр Симон Паллас

Петр Симон Паллас (нем. Peter Simon Pallas, 1741-1811), один из крупнейших ученых ХVIII в., родился в Берлине, с 1767 г. по приглашению Академии наук приехал в Россию и более 40 лет трудился на благо новой родины. В 1768 г. он был назначен руководителем Академических экспедиций и одновременно руководителем одного из Оренбургских отрядов. Ученый побывал на Южном, Среднем и Северном Урале, выявил различие геологического строения западного и восточного склонов Урала. Он описал ряд месторождений полезных  ископаемых, собрал сведения разного характера о горных заводах, вел фенологические, флористические, этнографические наблюдения, описал быт местного русского населения, башкир и манси.

Во время своего путешествия на Средний Урал в 1770 г. ученый посетил Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил и Кушву. Осмотрев Березовский золотой рудник, он подробно описал процесс добычи золота, сделал важное заключение о наличии в Уральских горах жильных месторождений золота и о возможных россыпях его в речных долинах.

П.С. Паллас опубликовал свои записки в пяти книгах «Путешествия по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Императорской Академии наук» в 1786 г. в Петербурге. Паллас приводит массу сведений о природных объектах, населении Южного Урала и Приуралья в пределах соседних с Башкирией регионов: Челябинской области, северной части Оренбургской области, юго-восточного края Удмуртской Республики, западной полосы Республики Татарстан, южной окраины Свердловской области и Пермского края. Так, в ряде случаев ученый подробно рассказывает о быте и хозяйстве «оренбургских» и «челябинских» башкир.

Ниже публикуем исследование французского историка, профессора Сорбонны Р. Порталя (1906—1994), посвященное путешествию академика Палласа на Урал (главной книгой Р. Порталя считается “Урал в XVIII веке: Исследование экономической и социальной истории”, Париж, 1950).

petr-simon-pallas-kniga Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

Отчет Палласа о своей поездке в июне 1768 г. — июле 1774 г. в юго-восточные губернии России, на Урал и в Сибирь — классический документ о состоянии Российской империи во второй половине XVIII в.

Во время зимовки в Уфе Паллас закончил первый том описания своего путешествия «Путешествие по разным провинциям Российского государства», который в 1771 году был опубликован в Санкт-Петербурге.

Отчет Палласа о поездке в июне 1768 г. — июле 1774 г. в юго-восточные губернии России, на Урал и в Сибирь — классический документ о состоянии Российской империи во второй половине XVIII века. Цель поездки была четко сформулирована в инструкции, которую Паллас получил перед отъездом. Перечень задач экспедиции довольно обширен.

Путешественники должны были описать край, исходя из практических целей. Почва и полезные ископаемые, растительный и животный мир края рассматриваются в упомянутой выше инструкции как потенциальные источники дохода, как основа для аграрного и промышленного развития региона.

Палласу и другим сотрудникам экспедиции необходимо было представить точные сведения “до естества земель и вод, которые на пути найдут; до избрания, по которому каждая необработанная земля или ненаселенное место уповательно с пользою назначено быть может..; до экономии населенных мест..; до описания особливых болезней, ежели где бывают. …Путешествующие примерно примечать будут все, что может служить к объяснению общей и поправлению частной географии, также погоды, тепло и стужу, а особливо в таких местах, где пробудут несколько времени, описывать нравы, светские и духовные обряды, древние повести народов, обитающих в той стране, которую проезжать будут, причем примечать встречающиеся древности, осматривая развалины и остатки древних мест”.

Интерес к природному миру вызван был стремлением провести его количественное измерение и наметить пути практического использования. Тем же объясняются предписания определить географические координаты важнейших объектов путем астрономических наблюдений или “описывать нравы, светские и духовные обряды”. Наблюдения за обычаями, нравами и религией не выходят за рамки фиксации экзотических явлений. Несмотря на эти недостатки, записи Палласа являются ценнейшим источником самых разнообразных сведений.

Путешествие ученого продолжалось шесть лет, но особый интерес представляет его пребывание на Урале в мае-августе 1770 г. В полном соответствии с инструкциями Паллас провел на Урале всеобъемлющие исследования, хотя его наблюдения и не образуют какого-либо единства. В отчете Палласа Урал предстал во всем многообразии: в мозаике физического строения (средней величины горы, глубокие долины, равнины на востоке и юге, железные и медные руды, месторождения золота, разработка которых как раз только началась), этнической пестроте (башкиры на юге, вогулы на севере, между ними — очаги русского населения), многоукладности экономики (металлургическая промышленность в лесной зоне севера и в степях юга; земледелие, пчеловодство, животноводство и т.п.).

Паллас прибыл в Приуралье из Уфы. Во время зимовки в Уфе в 1769-1770 гг. Паллас закончил первый том описания своего путешествия «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (в 1771 г. опубликован в Санкт-Петербурге). Из Уфы он 20 мая 1770 г. отправился в промышленную зону Урала, начав ее обследование с Симского завода. Затем повернул на север, где посетил, тщательно фиксируя увиденное, свыше тридцати промышленных центров Зауралья, которые они растянулись на 600 км — от степей на юге (55° северной широты), до лесной глуши на севере (60° северной широты).

Читайте также:  Лингвист Шейх-Аттар Иманаев

После посещения 13 июля Петропавловского завода, самого северного промышленного предприятия Урала, Паллас направился на юг и 2 августа прибыл на Каменский завод в районе Екатеринбурга, конечный пункт его ознакомительной поездки по металлургическим предприятиям края. Проведя несколько недель в Челябе, Паллас 16 декабря отправился в Тобольск, который должен был стать отправной точкой его последующей поездки — на этот раз путь ученого лежал в Сибирь.

В течение двух с половиной месяцев, проведенных на Урале, Паллас постоянно находился в пути, передвигаться иногда и по ночами, не имея необходимых транспортных средств, по бездорожью, пересекая встречающиеся на пути реки вброд или по наспех строящимся из подручных средств мостам. Несмотря на соответствующие распоряжения, лошади для путешественников не всегда были вовремя приготовлены на постоялых дворах.

Из-за ограниченного времени Паллас проводил не сплошное обследование заводов, а совершал из одного промышленного центра краткие выезды в окрестные предприятия. Насыщенная программа поездки изнуряла силы путешественников, и Паллас вынужден был делать небольшие передышки, прежде чем отправляться дальше.

pallas-pjotr-simon-karta Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

Карта десятинедельного путешествия П.С. Палласа на Урал

Приходится только удивляться содержательности и достоверности материала, собранного Палласом за 10 недель “скороспешной поездки” по необъятной территории. Французский перевод отчета Палласа о своем путешествии 20 мая — 2 августа 1770 г. занимает 360 страниц большого формата и излагает результаты проведенных им здесь исследований.

Около 80 страниц занимают описания примерно 30 осмотренных путешественником заводов, причем сведения о медных и железных рудниках, являющиеся предметом отдельного и подробного рассказа, туда не включены.

Палласовские описания рудников мало интересны для историка. Он говорит о них как естествоиспытатель и техник. Например, рассказывая о горе Магнитной, являющейся источником сырья для Невьянского, Тагильских и Ревдинского заводов, Паллас подробно описывает природу и расположение геологических месторождений, способы добычи руды и крайне мало внимания уделяет работающим на них людям.

Однако при описании приемов добычи руды вынужден упоминать и о рабочей силе: он пишет, что легкость добычи позволяет использовать для этого почти исключительно детей, причем обоего пола; как бы между прочим мы узнаем, что на рудниках работают 300-400 детей, получающих по 3 копейки в день. Эти сведения — редкое исключение для Палласа, поскольку обычно он их опускает . Так, говоря о знаменитом уральском руднике Благодать, снабжающем рудой три соседних завода, он ничего не упоминает о занятой на нем рабочей силе.

Этого принципа Паллас придерживается и при описании других рудников — Карельска (с Симским и Катав-Ивановским заводами), принадлежащего Твердышеву, заброшенных рудников Ивановска, меднорудных разработок Кукушевска (в истоке Миасса), рудников Косойброда (на Чусовой), Гумешевска (вблизи Полевского завода); хотя эти рудники почти не разрабатываются, он посвятил им немало страниц своего отчета, поскольку они были источником достойных внимания минералов, в частности, медной руды.

В подробном описании находящихся близ Екатеринбурга Пышминского и Березовского золотоносных рудников Паллас не ограничивается лишь техническими сведениями — мы узнаем, что на работе там заняты 500 горняков и несколько тысяч крестьян. Крестьяне, в зависимости от возраста и выполненной работы, получают по 3-6 копеек в день, но они трудятся только зимой и поэтому летом рабочих не хватает .

После горы Магнитной и Благодати Паллас посетил медные рудники Барминска, Рудалевска и Половинного, находящиеся вблизи Благодати, рудники Василевска, Ольговска и ряд других, расположенных в верхнем течении Сосьвы, а также железные рудники Лолонга рядом с Петропавловским заводом.

Из описаний Палласа создается впечатление, что некоторые рудники заброшены или использовались частично, а разработки велись на самых богатых и самых доступных месторождениях. Брошенные уральские рудники свидетельствуют, что добычу руды рассматривали как некий “урожай” и если затраты по добыче заметно увеличивались, рудник закрывали.

Более содержательные и полезные сведения можно найти в описаниях металлургических заводов. Паллас добросовестно фиксировал их размеры и расположение, описывал здания, указывал количество мастерских, доменных печей и занятых в производстве людей. Благодаря Палласу мы имеем возможность получить точное представление о промышленных сооружениях, которые почти не изменились со времен Татищева и Геннина: плотине, запруде, нескольких (если речь шла о медеплавильном заводе) или 1-2 (если перерабатывалось железо) печах, специализированных (например, предназначенных для изготовления якорей) мастерских, штамповочном молоте, наконец, поселке горняков и рабочих металлургических заводов, церкви, доме заводовладельца и заводоуправлении.

На Южном Урале, заселенном башкирами, запруда и река служат отчасти и защитой промышленного предприятия, обыкновенно окруженного палисадом и сторожевыми башнями. Паллас отмечает, что Симский завод был защищен укреплением в форме прямоугольника длиной 300 и шириной 150 саженей (в метрической системе это составляет 600х300 м), что должно было защитить предприятие в случае нападения башкир. За этим защитным сооружением Симского завода находилось 160 дворов рабочих .

Читайте также:  Биография Петра Рычкова

jurta-p.s.-pallas-puteshestvija-po-raznym-mestam-rossijskogo-gosudarstva Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

Рисунок из книги П.С. Палласа «Путешествия по разным местам Российского государства»

Значение таких укрепленных поселений очевидно — мы знаем, что металлургия стала причиной образования городов на Урале. Еще крупнее промышленный поселок Катав-Ивановского завода.

Принадлежащий Твердышеву, этот завод имеет не только мастерские, но и четыре кузницы, в которых пятнадцать молотов. В заводском поселке имеется 470 домов, а все его сооружения защищены прудом и оплотом с батареями и испанскими рейтарами5 . Надо упомянуть еще один завод, где перерабатывались железо и медь и который посетил Паллас, — Саткинский, находящийся на юге Урала. В нем было две доменных печи, пятнадцать штамповочных молотов и мастерские по производству якорей. Его заводской поселок составлял 500-600 домов с более чем 2000 жителями .

О Екатеринбурге Паллас  рассказывать не стал, так как он был ранее уже описан И.Г. Гмелиным в его отчете о путешествии по Сибири.

Промышленные поселения, расположившиеся вдоль всего восточного склона Урала на маленьких речушках бассейна Оби, описаны Палласом очень точно. Это и ежегодно дающий 200000 пудов (3200 т) полосового железа Невьянск с его покрытыми лесом окрестностями, 7 башнями, 1200 домами, 4000 душ мужского пола (почти все они — староверы), 18 заводскими зданиями8 , и Нижне-Тагильский завод с 1034 домами, 2579 рабочими (по большей части раскольниками)9 , и относящийся к Нижне-Тагильскому заводу Салдинский с 532 домами, 970 жителями, 12 штамповочными молотами. Далее на север расположен Нижне-Туринский завод, в котором 184 домны, 500 рабочих-металлургов и 5000 крестьян, занятых на вспомогательных работах (рубка и возка дров, углежжение).

А что промышленные поселки? Деревни, служащие заводам источником подсобной рабочей силы? О земледельческих занятиях жителей Урала Паллас едва упоминает — это не тот вопрос, который его интересует. Да и сам он признается, что главной задачей его путешествия было изучение гор в районе Екатеринбурга, содержащих железо. И все же он указывает, что в Ералы, вблизи Симского завода, крестьяне имеют два занятия: с одной стороны, осуществляют подсобные работы на заводе, с другой — на очень плодородном черноземе возделывают лен и коноплю.

Упоминая Кушвинский завод (около Благодати), Паллас замечает, что это первое промышленное поселение (оно основано в 1735 г.), где люди занимаются земледелием1 3. Наконец, мы узнаем, что на севере, вдоль Ляли крестьяне используют в качестве удобрения навоз; они отказались от корчевания участков леса и от той формы земледелия, которую историк-экономист Паллас называет хозяйством, основанным на “вырубке и очищении новых мест”14.

Эти отдельные замечания крайне недостаточны для того, кто хочет получить ясное представление о занятиях населения Урала. В регионе явно преобладает промышленность, но деятельность, связанная с обработкой земли (земледелие и скотоводство), тоже имеет определенное значение. Вызванное заселением Урала в конце XVIII века постепенное преобразование этого региона на основе разнообразной производственной деятельности, включающей прежде всего земледелие, не получило освещения у Палласа.

Здесь ярко проявилась ограниченность его отчета, но это не должно быть причиной упреков к ученому — мы не можем требовать от него полного описания территории Урала. Точность и живость запискам Палласа придает изображение транспортного сообщения на Урале.

p.s.-pallas-puteshestvija-po-raznym-mestam-rossijskogo-gosudarstva-2 Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

Рисунок из книги П.С. Палласа «Путешествия по разным местам Российского государства»

В качестве приложения к описанию путешествия Палласа служат рисунки и карты, среди которых следует особо упомянуть “Карту Уральского горнозаводского округа от истока Белой до Сосьвы”. Она облегчает нам возможность проследить маршрут путешествия Палласа от одного завода к другому. Полезные ископаемые обозначены на ней специальными значками, которые отнюдь не перегружают карту, на ней легко узнаются населенные пункты и водные пути. Информация Палласа в отношении перевозки руды и продукции заводов по водным путям Урала исключительно точна.

Уральские дороги были ужасны и часто пересекались реками, поэтому сухопутные коммуникации использовались мало, только в самых крайних случаях. На пути к Симскому заводу Паллас насчитал около 60 мостов, многие из которых были повреждены и требовали ремонта.

Особенно плохой была дорога в районе Катав-Ивановского завода. Она была настолько разбита, что Паллас был вынужден отказаться от осмотра железных рудников, снабжавших сырьем Саткинский завод. Переправа через реку Ай оказалась столь затруднительной, что пришлось идти в обход, а чуть дальше сильно размытая дорога на Сысертский завод замедлила продвижение путешественников вперед. Однако окрестности Екатеринбурга приятно удивили Палласа хорошим состоянием проезжих путей.

Сухой путь был не пригоден для тяжелого транспорта. Паллас совершенно правильным считает использование рек для осуществления связей рудников с металлургическими заводами, заводов между собой и особенно промышленных областей Урала с центральными районами России, куда вывозились полосовое железо и другая продукция уральской металлургической промышленности.

Как известно, ежегодно на Урале собиралась целая флотилия из судов, которые в половодье отправлялись по рекам бассейна Волги в Нижний Новгород, Петербург и Москву. На юге Урала суда, груженые железом, собирались на реке Белой, а на севере — на реке Чусовой. Эти реки посредством Камы связывали Урал с расположенной западнее его Россией.

Читайте также:  Климат города Уфы - Уфа от А до Я

На каждом металлургическом заводе искали самый удобный путь к месту погрузки. Неодинаковый уровень воды в реках вынуждал использовать суда различной грузоподъемности, поэтому продукцию приходилось много раз перегружать с одного корабля на другой. Иногда, чтобы достичь по суше судоходную реку, приходилось максимально сокращать этот путь. Река Сим, к примеру, несудоходна, поэтому железо Симского завода доставляется не на запад, а на восток, причем зимой, на санях, до Юрюзани, а там укладывается в штабеля. Когда наступает весна, его перевозят на плоскодонных судах, так называемых “коломенках”, дальше. Коломенки строились на берегах Юрюзани и загружались не полностью; несмотря на это приходилось повышать уровень воды в реке путем открытия шлюзов на заводских дамбах.

risunok-iz-knigi-p.s.-pallasa-puteshestvija-po-raznym-mestam-rossijskogo-gosudarstva Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

Рисунок из книги П.С. Палласа «Путешествия по разным местам Российского государства»

По мере приближения к реке Белой Юрюзань становилась полноводнее и загрузка коломенок постепенно увеличивалась. Вдоль рек Ай и Юрюзань, а также в верхнем течении реки Уфы, где грузили железо Кыштымского и Каслинского заводов, были расположены верфи.

О концентрации готовой железной продукции на Чусовой, которая в этом плане имеет большее значение, чем Белая, Паллас не упоминает. Он только замечает, что железо, производимое на Нижне-Тагильском металлургическом заводе, перевозилось весной по притокам Чусовой на запад, откуда потом доставлялось на Каму и Волгу.

Часть железных отливок оставалась на камских заводах и перерабатывалась внутри региона. Но поскольку, как мы знаем, Паллас не посещал пермские и кунгурские заводы, он не упомянул о промышленном производстве на западных склонах Урала к северу от Красноуфимска. Ограничившись изображением отдельных деталей, он не дал оценку значения водных коммуникаций, их точное и полное описание. Однако его фрагментарные наблюдения имеют ценность первоисточника. То, что Паллас говорит о транспортных путях, о системе коммуникаций на Южном Урале, благодаря точности изображения может быть перенесено и на весь уральский регион.

Такая специфика описания, его научный подход придают отчету Палласа характер, не зависящий от времени, свободный от случайностей и исторической конкретики.

Паллас посетил Урал вскоре после волнений 1761-1769 гг. Через четыре года после его путешествия началось пугачевское восстание. Но у Палласа нет и намека на неспокойную обстановку. О рабочих Симского завода — это были почти все крепостные — Паллас пишет, что они “получают несколько платы, которою они всю свою семью кажется изобильно довольствуют и живут не убого”. В кузницах Косотурска (в Златоусте) есть среди рабочих выходцы из Тулы, и Паллас пишет, что “оне довольно кажутся быть веселы”. А рабочие Нижне-Тагильского завода, по его словам, хотя и являются крепостными, но “здешний народ отменно прилежен и зажиточен”.

242353464747 Академик Петр Симон Паллас Фигуры и лица

В описании старейшего на Урале Невьянского завода нет намека на известную тюрьму, которую рабочие настолько ненавидели, что память о ней сохранилась в фольклоре и народных песнях. В то же время Паллас отмечает плохое положение рабочих на Василевских рудниках и на Петропавловском заводе, — в верховьях Сосьвы, в самом северном районе, где холод, сырость, нехватка свежих овощей и мяса вызывают цингу, что приводит к большим потерям среди населения. Однако смертность и нищету здесь Паллас объясняет естественными (климат, плохое снабжение продуктами), а не социальными причинами.

Паллас излагает точку зрения на эту проблему правительства и заводовладельцев и если и поднимается до критики, то только в технических вопросах, не затрагивая условия жизни рабочих. Несмотря на осторожность  освещении этих вопросов, у него имеются, причем довольно выразительные, высказывания о расположенных далеко на севере кузницах Петропавловска.

Наблюдения Палласа затрагивают примерно 30 заводов из 100, имевшихся на Урале. Волнения, вспыхнувшие вскоре после его отъезда, охватили большинство заводов, но главным образом те, где Паллас не был.

Как бы то ни было, Палласа больше интересуют все же вещи, а не люди. В Сысертском заводе его задержало “желание обозреть все достопамятности естества и искусства”. “Естество” — это ландшафт и полезные ископаемые, “искусство” — это человеческая деятельность, которая изменяет “естество”. В этом смысле Паллас — человек XVIII столетия. Более того, он естествоиспытатель, от которого, как следует из его высказываний, нельзя ждать ничего, кроме точного исследования.

Здесь нужно заметить, что другие участники экспедиции, такие как Лепехин и Николай Рычков, которые были русскими и лучше знали внутренние проблемы России, понимали инструкцию, данную Палласу, несколько иначе. Они приводят сведения, отсутствующие у нашего путешественника или представленные у него неполно; прежде всего, речь идет о судьбе крепостных крестьян. Для Палласа как иностранца, имевшего цель исследовать минеральные богатства Урала, описание людей является второстепенным делом.

Автор: Р. Порталь, французский историк, профессор Сорбонны Роже-Антонэна-Робера Порталя (1906—1994). Главной его книгой считается “Урал в XVIII веке: Исследование экономической и социальной истории” (Париж, 1950).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 15 =

Next Post

Усадебная архитектура городов Поволжья

Ср Апр 5 , 2023
Среднее Поволжье и степная часть Заволжья получили развитие в конце ХIХ – начале ХХ века, когда в малых ее городах – Вольске, Хвалынске, Пугачеве и […]
Усадебная архитектура городов Поволжья