8890786862

Биография, составленная по сообщениям сексотов

Занимаюсь историей православия на Урале. Самый трудный этап – самый близкий, советский. По нему меньше всего материалов. Вышел на частный архив. Бумаг – вагон и маленькая тележка. Но почти одного свойства – жалобы в инстанции, хозяйственные споры и… донесениz, судя по всему, сексотов. Церковные организации того времени были ими насыщены, именно сексоты – авторы описания внутренней церковной жизни. Историки, так сказать, летописцы. Конечно, по таким источникам фантастическая возникает картина. Но что делать, если других источников нет?!

К примеру, очень неоднозначен облик Иоанна Братолюбова, послевоенного уфимского архиерея. О нем – либо сухой биографический перечень, либо материалы доносов и жалоб.

…Иоанн был назначен на Уфимскую кафедру вскоре после Поместного Собора, где было решено архиепископа Стефана перевести из Уфы в Харьков, а на его место подыскать другого. Многое в биографии Иоанна Братолюбова характерно для того времени – на Уфимскую кафедру он прибыл после одиннадцатилетнего заключения и полной эн-кэ-вэ-дэ-шной прессовки (допросы, лагеря, избиения, издевательства). В 1930 году, будучи епископом Курганским, он отчаянно сопротивлялся «обновленцам», стремящимся захватить церкви и через них православные приходы. В 1931 году Иоанн был арестован по сфабрикованному делу «Союза богоспасающей России» во главе с епископом Серафимом (Коровиным), стоявшем на позициях Патриарха Тихона. По этому делу в ноябре 1931 года были взяты под стражу 56 человек, среди них 3 епископа, 4 благочинных, 11 священников, 8 монахинь…

О дальнейшем дает представление рапорт, написанный в 1954 году в Президиум Верховного Совета СССР самим архиепископом Иоанном в целях реабилитации. «23.10.1931 года был арестован, находился в заключении в Свердловском ГПУ, осужден по статье 58, п. 10-11 на 5 лет, отбывал наказание с июля 1932 года в Ташкентском лагере, а с 4-го апреля 1933 года по 30 октября 1936 года был в Бек-Буди Узбекской ССР. С 12 декабря 1936 года по 16 октября 1937 года по своей инвалидности проживал в г. Казани. 16 октября 1937 года был арестован и постановлением Тройки НКВД ТАССР 29 ноября 1937 года приговорен на 10 лет и отбывал наказание в 7-м отделении Сев. Ураллаге НКВД до 9 февраля 1943 года, когда (в порядке директивы НКВД НКЮ и Прокурора СССР от 23 октября 1942 года за № 467 (18-71) 117 с.) освобожден».

8890786865

Епископ Иоанн (Братолюбов) возглавлял Уфимскую епархию в 1945-1948 гг. Фото 1945 г. сделано при освобождении епископа

Когда 8 сентября 1943 года состоялся Собор епископов, среди 19 архиереев был и архиепископ Иоанн (Братолюбов), доставленный в Москву из Сарапула в срочном порядке на военном самолете. Почти все участники Собора прошли через тюрьмы и ссылки. Здесь архиепископ Иоанн встретился с архиепископом Красноярским Лукой (Войно-Ясенецким, который ныне прославлен Церковью в лике святых). На Соборе был избран двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), а вскоре после этого архиереи разъехались по епархиям.

22 февраля 1945 года во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности архиепископ Иоанн был награжден правом ношения креста на клобуке, а 18 сентября 1946 года – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Сразу же после назначения архиепископа Иоанна на Уфимскую кафедру в 1945 году в епархии были открыты 13 храмов. В 1946 году – 9, а в 1947 году – 6 церквей.

 

8890786861

 

Биографическая справка 

Иоанн (Братолюбов), Уфимский епископ с 14 февраля 1945 по 18 ноября 1948.

1882, 16 июня Рождение Иоанна (Сергея Васильевича Братолюбова) в г. Казани.

1906 Окончание Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия. Назначен на должность помощника инспектора Симбирской духовной семинарии.

1907, 15 апреля Пострижен в монашество. В том же году рукоположен во иеродиакона, затем в сан иеромонаха.

1908-1912 Занимал различные должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий.

1912, 8 сентября Назначен на должность заведующего Могилевскими пастырскими курсами, возведен в сан архимандрита.

1914, 12 августа Назначен смотрителем Каргопольского духовного училища.

1915, 28 октября Перемещен на службу по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства.

1916, 28 декабря Назначен помощником начальника Житомирского училища пастырства.

1917, 3 сентября Назначен настоятелем Тюменского монастыря Тобольской епархии.

1920 – май 1921 Исполнял пастырские обязанности в селах Пятницком и Усть-Тунгузка Енисейской епархии.

1921 Назначен настоятелем Тобольского Знаменского второклассного монастыря.

1922 Определен на кафедру епископа Березовского, викария Тобольской епархии, назначен настоятелем Обдорских церквей. Управлял церквами Березовского викариатства в сане архимандрита.

1923, 19 мая Определен исполнять пастырские обязанности в Керженском единоверческом женском монастыре. 1 августа хиротонисан во епископа Березовского для управления православными приходами Тобольской епархии.

1924, 10 июля – 4 августа Управлял Иркутской епархией. 4 августа назначен епископом Воткинским Сарапульской епархии.

1926, апрель Назначен епископом Суздальский, викарием Владимирской епархии.

1927, 13 июля Назначен епископом Шацким, викарием Тамбовской епархии.

1929, 27 февраля Назначен епископом Уральским и Покровским.

1930, август Назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии.

1931, 23 октября Находился в заключении в Свердловском ГПУ, затем отбывал наказание в лагерях в Узбекской ССР.

1936, декабрь – 1937 октябрь Проживал в г. Казани.

1937, 16 октября – 1943, 9 февраля Отбывал наказание в Северном Ураллаге НКВД.

1943, 21 июня Назначен архиепископом Сарапульским. Являлся участником Церковного Собора, избравшего Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

1943, 19 ноября Назначен архиепископом Ижевским и Удмуртским.

1945, 14 февраля Назначен архиепископом Уфимским и Башкирским.

1948, 18 ноября Уволен на покой с назначением местожительства в Жировицком монастыре Минской епархии.

1953, 27 января Назначен временно управляющим Ульяновской епархией. 4 июня утвержден архиепископом Ульяновским и Мелекесским.

1959, 21 мая Уволен на покой по болезни с проживанием в г. Ульяновске.

1968, 27 февраля Скончался в Ульяновске.

 

Владыка Иоанн искал покоя, но приносил с собой одно беспокойство. Если судить по сообщениям сексотов, производил впечатление человека необычайно молчаливого и с большими странностями. По-видимому, временами юродствовал. На его долю пришлось, возможно, самое большое число жалоб и обвинений. Они направлялись уполномоченному по делам Церкви, Патриарху, а иногда и Патриарху, и Сталину.

Его походка, движения казались «нервическими», «неархиерейскими»: «Когда он благословляет молящихся крестом, дико машет руками, то подпрыгивает на амвоне и всей своей комичной фигурой напоминает паяца и вызывает улыбки у молящихся. Из церкви и вообще по улице он не ходит, а бегает, болтая во все стороны крестом и панагией, словно кто за ним гонится, а посохом всех от себя отгоняет, чтобы не подходили под благословение».

Архиерея укоряли даже за то, как он одевался. Коробил свитер, связанный из старых варежек. Или: «По улицам города он ходит, одетый китайцем: в женских ботинках, стеганной кофте, из-под которой на полметра длиннее виднеется подрясник в виде юбки и смешной рыжей шапки; при этом смешно вертит головой и дико вращает глазами во все стороны. Полная копия китайского президента Ли-Хун-Чанга. Часто мальчишки бегут за ним следом и кричат: «Китаец, китаец!» А он иногда останавливается и отвечает: «А ты мерзавец!». А те ему отвечают: «От него слышим!».

Много скандалов и протестов архиерей наделал распоряжением, чтобы его именовали «архиепископом Башкирским». В Уфе и многих районах духовенство и особенно миряне не желали этому подчиняться, а некоторые из верующих усмотрели в этом «басурманском титуле» оскорбление их религиозных чувств и говорили открыто, что Иоанн «магометанский и советский безбожный архиерей».

Есть и редкие положительные характеристики. В нем отмечали значительные богословские знания, ум. В быту архиепископ отличался скромностью, выстаивая в общей очереди за хлебом и молоком. О своей жизни в заключении никогда не говорил, уклоняясь от расспросов. Однажды только вырвалось: «Я в ссылке не поддавался. С какими словами ушел, с такими и вернулся!»

54567475480

Итак, как обещал, обратимся к основным источникам.

«…Живущая около Сергиевского кладбища вблизи водопровода по улице М Горького монашка Олимпиада, певчая левого хора регентши монахини Евфалии Соловьевой, квартирующая совместно с монахиней Маргаритой Болышевой, может Вам рассказать, как этот православный русский архиерей Иоанн Братолюбов недавно путем чернокнижничества или черной магии лечил одного военного и взял с него за четыре сеанса 12000 рублей. Лечение происходило по особой книжке с чернокнижными приемами…».

Превосходно! По крайней аккуратности почерка и витиеватости слога сразу чувствуешь подлог. Это – часть послания, собираю страницы по номерам. Ага, вот начало. На первом листе заголовок «Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси. Православных христиан гор. Уфы. Жалоба».

И далее. «…Уфимская епархия видела у себя многих хулиганствующих архиереев, но архиерей Иоанн превзошел всех их в низости, бесчестности, хулиганстве, бесстыдстве, грабительстве церквей, сребролюбии, кощунстве, самом грубом открытом разврате, в невозможных издевательствах в домах и церквах над беззащитным духовенством и мирянами, иступленном психовании.

Цель его жизни в Уфе:

а) монархически, деспотически властвовать над всеми безгранично, погубительски расправляясь с недовольными, протестующими и просто просящими;

б) всеми правдами и неправдами эксплуатировать церкви, духовенство, мирян (вплоть до черной магии), чтобы быть богаче, жить с любовницей в свое эпикурейское удовольствие».

…Да, стиль весьма примечательный, заставляет задуматься. Откуда столько патетики? Думаю, предают не обязательно из злобы или соображений выгоды, иногда  для того, чтобы почувствовать себя вершителем судеб…

Пытаюсь увидеть автора – того, кто писал. Сначала показалось: маленький, с голым черепом, похожий на крысу. Потом возник иной образ: темноволосый, с вытянутым лицом, с карими усталыми глазами, ясно смотревшими на мир. Вижу, как все происходило. Темноволосого сначала отвлекли крики за окном – девчонки играли в считалку. Тогда он закрыл окно, вернулся за стол. Донос писался легко, радостно, словно по вдохновению – хотелось, чтобы все поняли и самые горькие, и самые радостные его мысли, до поры спрятанные от людей. Припоминалось и смешное, оно особенно легко находило место в послании.

…Он продолжал про Иоанна: «Даже родная сестра его не вынесла его диких психований и уехала от него, предпочитая жить в нужде. Своим зверским обращением с духовенством он убивает в нем всякую энергию, инициативу, желание работать на пользу Святой Церкви и Отчизны. Своим цинично-мезантропическим отношением к верующим он ставит под угрозу христианскую православную религию, гонит от нее всех, как наемник и друг сатаны. Его епархиальные дела стряпаются по методу дровосека: «бей с плеча!».

Хулиганские поступки:

  1. Летом 1946 года пришел он в церковь. На клиросе сидела в ожидании службы певчая Паша родом из села Калинников Благовещенского района, архиерей подошел к ней и неожиданно два раза показал ей кулак.
  2. Перед всенощной накануне первого Спаса 1946 года регентша левого хора восьмидесятилетняя монашка Евфалия Соловьева вошла в алтарь переговорить с ним о службе. Архиерей грубо выгнал ее из алтаря. Евфалия, обидевшись, не стала регентствовать и все певчие левого хора всю всенощную простояли молча. Пели при переполненном народом храме только слепая Ольга и кривая Оксана.
  3. Регента правого хора Преображенского он жестоко оскорбил, когда публично в церкви кричал, что его хор не так поет. А они пели «На реках вавилонских». Архиерей сошел с кафедры на амвон и на всю церковь, при молящихся, неистовствовал, кричал, что хор пропустил несколько стихов. После всенощной регент Преображенский с печатной книгой подошел к архиерею, говоря, что так составлено композитором, но Иоанн кричал: «Ничего знать не хочу, надо петь все стихи».
  4. Одну певчую мирянку он при всех избил на клиросе за богослужением.
  5. Игумена Ксинофонта семидесяти пяти лет он так же при верующих избил в алтаре.
  6. В пасхальную утреню 1946 года архиерей Иоанн, возвращаясь с крестным ходом в церковь, увидел женщину, которая, желая лучше видеть процессию, поднялась на крыльце на скамейку. За это неистовый Иоанн тут же избил ее к великому ее и всех верующих удивлению и ужасу.
  7. Когда он читает по книге проповедь, то кашлять никому нельзя, если же кто кашлянет, он начинает неистово махать на него руками и кричать: «Уходи, уходи, вон из церкви!». За все такие свои хулиганские поступки он еженедельно получает ругательные письма.
  8. Одна женщина из-под Бирска за двести верст приехала в Уфу просить архиерея убрать у них негодного священника, архиерей Иоанн счел это за вторжение в его архиерейские дела и с большим шумом изгнал ее вон. Та пошла к благочинному Логачевскому, который, обрадовавшись случаю, послал ее к уполномоченному Совета министров СССР т. Козлову рассказать ему о «любезном приеме ее архиереем». Та рассказала Козлову все, что видела и слышала, обо всем духовенстве Сергиевской церкви и о бывшем старосте Кривицине, его пьянстве на церковные деньги, о содержании им на церковные деньги (купил ей дом) любовницы. Словом, она доложила ему, что в Сергиевской церкви образовался дом терпимости. Тов. Козлов обещал ей обратить на это свое внимание.

Однажды протодиакон Фомин пошел по церкви по церкви кадить без ладана в кадиле. Архиерей из алтаря побежал среди молящихся к порогу, где кадил Фомин и громко кричал: «Что ты обманываешь Бога, кадишь без ладана!».

54567475487

Прочее – в том же духе. Адресовано письмо сразу в несколько инстанций.

На первой странице – обращение к Патриарху. На последней — пометка: «1. И.В. Сталину. 2. Уполномоченному Г.Р. Карпову. 3. Совету Министров Башкирии. 4. Совету русских писателей в Москве. 5. Вселенскому Константинопольскому Патриарху Максиму».

…Повторюсь – облик архиерея Иоанна предстает несфокусированным, двоящимся. Чтобы воссоздать в полноте, нужны другие источники, а их пока нет… И будут ли? Общий вывод таков: не остаться в истории исключительно по сообщениям сексотов! Но остается еще один вопрос. Как написать действительно правдивую историю русского православия XX века?

 

Автор: Сергей Синенко

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоПравославиеФигуры и лицаправославие,Уфа,Уфимская епархияБиография, составленная по сообщениям сексотовЗанимаюсь историей православия на Урале. Самый трудный этап – самый близкий, советский. По нему меньше всего материалов. Вышел на частный архив. Бумаг – вагон и маленькая тележка. Но почти одного свойства – жалобы в инстанции, хозяйственные споры и… донесениz, судя по всему, сексотов. Церковные организации...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл