SH105636-2 Протестанты Башкирии и смена курса по отношению к религии Народознание и этнография

Город Давлеканово, традиционный центр баптизма на Южном Урале. Фото Сергея Синенко

Протестанты Башкирии и смена курса по отношению к религии (1986-1991 гг.)

Первые упоминания о протестантах в Уфимской губернии относятся к 1890-м гг. и связаны с переселением на Южный Урал немцев-меннонитов, а также евангельских христиан «штундистов». Появление общин баптистов документально зафиксировано позже, в 1904–1905 гг.

В советское время политика государства по отношении к религиозным организациям, включая протестантов, носила в целом подавляющий характер. Основой такой политики являлся декрет СНК СССР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый в январе 1918 г.

Исключение составило так называемое «золотое десятилетие» НЭПа, когда правительство проявляло благосклонность к протестантизму в пику православию, как некогда государственной имперской религии, а также в период Великой Отечественной Войны.

Отношения государства с религиозными объединениями «потеплели» в … 1943 г. после частичного ослабление государственной политики «вытеснения» религии. Оно сменилось в конце 1950-х гг. новым натиском на религию и религиозные организации.

Некоторые перемены в отношении государства к религии стали происходить только после объявленного в 1985 г. курса “перестройки”, однако смена курса осуществлялась медленно.

Данные информационных отчетов о деятельности религиозных организаций Башкирии могут дать определенное представление о положении дел в протестантских общинах в период с 1986 по 1991 гг.

Отчеты подготовлены для Совета по делам религий при СМ СССР, этим объясняется обилие цифр и осторожность оценок.

К примеру, в отчете за 1986 г. отмечено, что «в 1986 году выявлено 14 нарушений законодательства, в том числе по линии сторонников «Совета церквей» – 11, АСД – 1. К административной ответственности привлечено 8 человек. Предупреждений по линии адмкомиссий – 10, разъяснений дано 4. Религиозный экстремизм на территории республики в последние годы проявлялся в основном со стороны вожаков и активистов незарегистрированных объединений сторонников т.н. «Совета церквей ЕХБ», а также отдельных лиц из т.н. околоцерковных элементов.

Наибольший экстремизм проявляют руководители общины в г. Давлеканово, насчитывающей в своих рядах 70 верующих, из которых 46 человек являются лицами немецкой национальности. Численность общины постепенно увеличивается за счёт подрастающих детей членов секты и породнения с единоверцами других групп».

Отчёт за 1987 г. констатирует, что религиозная деятельность в большинстве объединений, кроме незарегистрированных общин сторонников «Совета церквей» ЕХБ, проводится с соблюдением требований законодательства о религиозных культах. В количестве верующих и священнослужителей в течение года заметных изменений не произошло.

Группа верующих, являвшихся членами незарегистрированной баптистской общины в г. Кумертау, написала заявление о регистрации. Их желание удовлетворено, группа зарегистрирована Советом по делам религий. Молитвенные собрания группы посещают также верующие, не подавших заявлений о регистрации. В 1987 году зарегистрированы общество АСД в г. Уфе.

По данным на 1988 г., в количестве и качестве верующих и священнослужителей в течение года заметных изменений не произошло. По данным 1989 г. в течение года зарегистрировано одно объединение – общество АСД в г. Сибае. Во всех объединениях, за исключением незарегистрированных общин сторонников объединения “Совет церквей“ ЕХБ, религиозная деятельность проводится с соблюдением требований законодательства. Руководители общин находятся в постоянном контакте с аппаратом уполномоченного Совета.

В отчете зафиксированы и возрастные показатели. Так, в общине лютеран г. Октябрьский состоят только верующие преклонного возраста — свыше 70 лет. Вопрос о регистрации они не поднимают, нарушений законодательства не допускают. Руководители общины находятся в контакте с местными властями.

В 1990 г. в Уфе выявлены незарегистрированные пятидесятники.

Деятельность сектантских объединений оживилась после принятия Законов «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий».

Руководители большинства религиозных объединений, за исключением пятидесятников, находятся в контакте с органами местной власти свои праздничные мероприятия во многих случаях они стараются проводить в домах культуры, клубах под видом организации вечеров и концертов милосердия, встречи с посетителями, разъяснением основ религиозного учения. При этом кроме исполнения молитв, проповеди, пения духовных песен распространяется религиозная литература. Подобной деятельностью активно занимается Уфимское и Стерлитамакское общества баптистов.

Объединение ЕХБ «Совет церквей», имеющиеся в Уфе, Октябрьском, Белорецке и  Давлеканово свою религиозную деятельность осуществляют открыто.

Их руководители перестали избегать встреч и бесед с представителями местных властей, однако намерений о регистрации Уставов объединений не высказывают.

В Уфе и поселке Серафимовка Туймазинского района выявлены пятидесятники в количестве до 20 человек, в основном до этого состоявших в обществах ЕХБ. На территории Башкирии они организационной структуры и руководства не имеют. Молитвенные собрания проводят на частных квартирах группами по 6–7 человек.

В отчете за 1991 г. говорится, что Советом по делам религий при Совмине Башкирской ССР проделана работа следующего характера:

– Разработаны и разосланы всем райгорисполкомам методические материалы о порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства.

– Состоялись встречи с руководителями религиозных центров из Германии, Финляндии и Швеции. Они проинформированы о положении верующих в республике и государственной политике в отношении религии.

– Верующие из Башкирии в составе делегаций выезжали в 12 стран.

– 82 религиозным организациям оказана помощь в приобретении строительных материалов, хозяйственного инвентаря и прочего.

– Верующим возвращено 21 бывшее культовое здание. Реставрируются, проектируются и строятся свыше 80 культовых зданий.

Приведенные данные демонстрируют значительные перемены в отношении государства к религии.

Если в 1986 г. адвентистам еще делаются предупреждения о непосещении их детьми школы по субботам (соблюдение «шаббата»), то в 1991 г. при содействии Совета по делам религий организовываются контакты представителей протестантизма из Башкортостана с единоверцами из стран Запада, осуществляются выезды делегаций от отечественных религиозных организаций за границу, оказывается материальная помощь. С 1989 г. в отчете впервые наряду с термином «секта» появилось название «протестантские объединения». Все эти факты свидетельствуют о формировании нового для страны отношения государства к религиозным организациям.

printfriendly-pdf-email-button-notext Протестанты Башкирии и смена курса по отношению к религии Народознание и этнография
Kreg74Народознание и этнографияБашкирия,исследование,религия,Южный УралГород Давлеканово, традиционный центр баптизма на Южном Урале. Фото Сергея Синенко Протестанты Башкирии и смена курса по отношению к религии (1986-1991 гг.) Первые упоминания о протестантах в Уфимской губернии относятся к 1890-м гг. и связаны с переселением на Южный Урал немцев-меннонитов, а также евангельских христиан «штундистов». Появление общин баптистов документально зафиксировано позже,...cropped-skrin-1-jpg Протестанты Башкирии и смена курса по отношению к религии Народознание и этнография