Протестантизм и протестанты в Башкирии

6457587585 Протестантизм и протестанты в Башкирии БАШКИРИЯ Люди, факты, мнения Народознание

Если протестантизм на территории современной России существует, как минимум, с конца XVI – начала XVII в., то на территории Уфимской губернии приверженцы этого направления христианства появились в конце 90-х годов XIX в.

Отсутствие достаточного количества документов не позволяет определить точное время появления приверженцев протестантизма в Башкирии. В числе дореволюционных источников всего 4 дела из госархивов Уфимской губернии, содержащие факты из истории евангельских церквей. Имеется список протестантских общин Уфимской губернии (1909 г.), содержащий сведения о баптистах. Известно, что в 90-х гг. XIX в. из южных районов Российской империи на территории Уфимской губернии расселялись немцы-меннониты, а также преимущественно славянские евангельские христиане «штундисты».

Баптизм зафиксирован документами чуть позже, в 1904–1905 гг. Эти протестантские направления были занесены немецкими миссионерами в ходе вынужденной эмиграции, вызванной гонениями на евангельских христиан, предпринятыми царизмом в 80–90-х гг. XIX в. евангелическо-лютеранский приход был образован в ноябре 1910 г. Его прихожанами являлись обрусевшие выходцы из Германии и Прибалтики.

В советский период протестанты на территории Башкирии, как и на территории всего Советского Союза, подвергались гонениям со стороны властей. В постсоветское время на территории России и соответственно Башкортостана произошло возрождение традиционных для нашей страны протестантских направлений, в первую очередь баптизма. Вместе с тем в 1980–2000 гг. появилось немало новых протестантских организаций, значительное количество которых было привнесено с Запада.

Кальвинизм

До революции общины кальвинистов существовали в Сибири, Санкт-Петербурге, Москве и в Западной Украине. Кальвинизм был привнесён в Россию голландцами в эпоху реформ Петра I. Во время правления коммунистического режима кальвинистские общины были разогнаны. В 90 годы XX века реформаты вновь появились на территории нашей страны. В 1999 г. в Твери состоялся 1-й конгресс реформатских церквей (кальвинистов) России.

Кальвинистские общины являются автономными и независимыми. Периодически собираются конгрессы реформатских церквей, на которых решаются вопросы общего характера, вырабатываются совместные программы.

Высшим органом власти в общине является собрание всех членов церкви. Организационная структура в поместной общине: пастор – пресвитеры – диаконы. Все должности выборные, причём наличие религиозного образования не является обязательным условием. Служения обычно проводятся пастором, но могут проводиться пресвитерами и диаконами. В Уфе с 1999 г. существует 1 церковь кальвинистов «Возрождение».

785473457 Протестантизм и протестанты в Башкирии БАШКИРИЯ Люди, факты, мнения Народознание

Баптизм

В Башкирии в 1990-е гг. наблюдается количественный рост общин ВСЕХБ. На 01.11.2007 г. в РБ существует 22 общины, 7 из них расположены в г. Уфе. Все поместные церкви независимы, вертикального подчинения нет.

Поместной церковью управляет Совет старейшин, которым руководит старший пастор – пресвитер. Пастор и пресвитер – название двух функций одного лица (с греч. «пастор» – пастух, «пресвитер» – предстоящий, старейшина). Подчинение пастору добровольное.

Пастор – не властная должность, если позиция пастора неясна церкви, Совет старейшин может переизбрать пастора

На практике случается крайне редко, так как позиция пастора обычно достаточно прозрачная.

Должности пасторов, пресвитеров и диаконов выборные, наличие религиозного образования не является решающим, в отличие от иностранных, в первую очередь западных баптистских церквей, но в связи с количественным увеличением в последнее время христианских учебных заведений пасторы и диаконы, не имеющие специальной подготовки, редки. Совет старейшин состоит из пасторов (пресвитеров) и диаконов.

Совет старейшин разбирает текущие вопросы и принимает решения. У баптистов существует институт исповеди. Основная её форма – исповедь Господу, но практикуется и исповедь пастору либо рядовому члену церкви.

У баптистов РБ есть своя периодика – молодёжная газета «Коридор» и социальная газета «Вера, Надежда, Любовь».

У ВСЕХБ нет официального печатного органа, журналы и газеты, как и церкви, автономны. Печатные издания поддерживаются разными церквями или группами церквей. Из образовательных учреждений ВСЕХБ в Уфе с 1995 г. существует Уфимская библейская школа на базе «Дома молитвы для всех народов». Существует специальная евангелизационная группа для организации благовестия среди мусульманского народа.

Читайте также:  Село Ширяево (Самарская обьласть)

Церковь «Свет Евангелия» первоначально входила в одноимённую ассоциацию, большинство церквей которых находятся на Украине, в основном в городах Киев и Ровно. Уфимская церковь «Свет Евангелия» была основана миссионерами с Украины, которые приехали в Уфу в ноябре 1992 г., а 27 июня 1993 г. было проведено первое крещение, положившее начало этой церкви. Позднее  церковь «Свет Евангелия» влилась в состав ЕХБ, сохраняя добрые отношения с ассоциацией «Свет Евангелия».

Сама эта ассоциация, в которую входит более 200 церквей в СНГ, была основана  в украинском городе Ровно в 1989 г. немецкой межконфессиональной протестантской миссией «Свет на Востоке». Уфимская церковь «Свет Евангелия» состоит из 42 прихожан (данные на июнь 2006 г.).

Лютеранство

Лютеране, как и меннониты, появились в Башкирии в результате переселения части немецких колонистов на восток Российской Империи в 90-х гг. 19 в. Вызвано это переселение было царским указом 1871 г., отменившем привилегии немецких колонистов в отношении самоуправления,

Община возродилась в феврале 2000 года. Её основу составили христиане пожилого возраста, десятилетиями хранившие традиции лютеранского вероисповедания. Был избран Церковный совет под предводительством Владимира Мельникова. Свои первые богослужения община проводила в различных помещениях, а в августе 2000 г. Распоряжением Кабинета Министров РБ здание церкви было возвращено евангелическо-лютеранской общине г. Уфы.

Среди прихожан кирхи немцы, русские, татары, башкиры, марийцы

Количество прихожан составляет несколько десятков человек. Диаконическая группа общины постоянно оказывает помощь пожилым прихожанам в приобретении медикаментов, посещает их на дому и в больнице. Община взаимодействует с культурно-просветительским союзом немцев Республики Башкортостан «Видергебурт» в проведении различных мероприятий.

Организационная структура Евангелическо–лютеранской церкви (ЕЛЦ) следующая: церковь – епархии – пробства – общины. ЕЛЦ входит во Всемирную лютеранскую федерацию со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). На территории России ЕЛЦ имеет две епархии: Европейской России с центром в Москве, возглавляемую епископом Зигфридом Шпрингером, и епархию Сибири, Урала и Дальнего Востока с центром в Омске (епископ Эрнст Шахт).

Лютеранские общины РБ входят в епархию европейской России и составляют Евангелическо–лютеранское пробство РБ. В пробство должно входить не менее трёх официально зарегистрированных общин, на территории РБ это общины Уфы, Стерлитамака и села Пришиб Благоварского района.

Во главе общины стоит пастор, рукополагаемый епископом на проведение таинств (Крещение и Причастие у лютеран) с согласия членов общины и обязательно имеющий соответствующее богословское образование. Пастор возглавляет группы (диаконическую, осуществляющую уход за пожилыми членами общины, алтарную, проводящую подготовку к проведению таинств и поддерживающую убранство алтаря в должном состоянии). Проповедь читает только пастор, но в случае необходимости он может назначить на чтение проповеди по своему усмотрению другого члена общины. Община может возглавляться проповедником, который не может проводить Таинства.

Постоянные печатные издания – газета «Лютеранские вести», издаваемая в Санкт-Петербурге ЕЛЦ совместно с Евангелическо–лютеранской церковью Ингрии и журнал «Der Bote» «Вестник». В уфимской общине, помимо воскресных богослужений, по средам проводится «библейский час», посвящённый изучению Слова Божьего (реально на изучение Библии отводится около двух часов).

В Башкортостане, в г. Бирске существует также лютеранская община, входящая в состав евангелическо–лютеранской церкви Ингрии на территории России (ЕЛЦИ) или Ингерманландская евангелическо–лютеранская церковь. В вероучении и богослужении ЕЛЦИ близка к шведско-финской традиции лютеранства, богослужение ведётся на финском и русском языках. ЕЛЦИ проводится работа по распространению евангельского учения среди финно-угорских народов.

Читайте также:  Покровская церковь - Уфа от А до Я

Церкви АХЦ «Союз христиан»

В конце XX в. российские евангельские церкви ступили на стезю активного развития отношений с западными религиозными организациями. В результате их усилий по всей стране стали появляться новые религиозные объединения. Ярким примером такого объединения может служить Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ).

Уфимская церковь «Союз христиан» была зарегистрирована в Уфе в январе 1995 г. Её организационная структура: пастор – помощник пастора – администратор – служители (лидеры домашних групп по изучению Библии, лидеры воскресных школ, детских служений, групп прославления, молитвенных служений). В воскресные дни действует детская воскресная школа, а по средам проводятся занятия в библейской школе для взрослых.

Церкви РОСХВЕ

На территории России около 90 лет назад появились первые пятидесятнические общины. При коммунистическом режиме все пятидесятники, которые хотели законно жить на территории СССР, должны были быть частью ВСЕХБ.

В июне 1991 года с целью открытия новой церкви в Уфу впервые приехал Сильчук В. Я. после окончания Библейской школы в Елгаве, Латвийская ССР. Сейчас Церковь Веры Евангельской «Жизнь Победы» г. Уфы является полным правопреемником религиозного объединения «Церковь Христа», образованного в 1991 г.

Структуру церкви определяет старший пастор с Советом Старейшин. Старший пастор имеет 12 (может и больше 12–20) учеников. Его ученики должны иметь своих 12–20 учеников. Ученики старшего пастора, имеющие в своей структуре более 30 учеников называются пасторами, а имеющие более 100 учеников имеют право отделяться и проводить самостоятельно богослужения.

Раз в месяц все церкви собираются вместе для хлебопреломления

Каждое воскресенье в семи разных местах г. Уфы церковь «Жизнь Победы» проводит богослужения. Количество прихожан церкви около 1000 человек.

Церковь пятидесятников «Вефиль» была зарегистрирована в 2000 г. Эта церковь входит в ассоциацию «Общение Кэлвэри», зарегистрированной в Москве, которая в настоящее время входит в РОСХВЕ. Её организационная структура: пастор – служители (лидеры домашних групп, лидер группы прославления).

В церкви 5 домашних групп по изучению Библии, причём в одной группе изучение ведётся на татарском языке. На воскресных богослужениях песни, прославляющие Господа, поются как на русском, так и на татарском языках. Количество прихожан – несколько десятков человек.

Церковь «Свет Правды» была зарегистрирована в 2002 г. Церковь входит в ассоциацию «Общение Кэлвэри» и, соответственно, в РОСХВЕ. Организационная структура следующая: общее собрание членов церкви – духовный совет членов церкви – пастор – лидеры различных служений. Кандидатуры членов духовного совета церкви предлагаются пастором, а утверждаются на общем собрании членов церкви.

В церкви действуют 8 домашних групп по изучению Библии, а также группа прославления, молодёжная группа, театральное служение, воскресная детская школа, молодёжная студия «Шок», молодёжная танцевальная группа «Лики». В церкви проводятся библейские курсы. Количество прихожан составляет приблизительно 250 человек.

Церковь «Жизнь и свет» зарегистрирована в Уфе в 2003 году. Структура церкви: собрание церкви – пастор – служители. Количество прихожан и служителей составляет приблизительно 50 человек.

Церкви Союза христиан веры евангельской в России

Первые пятидесятнические организации возникли в России в 1907 г. на территории Финляндии, входившей в состав Российской Империи. В Санкт-Петербурге общины пятидесятников появились в 1913 году. В начале двадцатых годов учение пятидесятников распространилось практически по всей России. Полную свободу своей деятельности пятидесятники получили после принятия в октябре 1990 г. «Закона о свободе совести и религиозных объединений». В 1990 г. был созван I Съезд Союза ХВЕ России, который принял свой устав.

С 1998 г. союз стал называться Союзом ХВЕ в России. В состав Союза ХВЕ входят 56 региональных объединений, насчитывающих более 1400 церквей с числом прихожан более 300 000 человек. Региональное объединение христиан веры евангельской пятидесятников РБ начиналось с домашней евангельской церкви в г. Уфе, которую открыл в 1990 г. Мальцев В. И. Церковь быстро росла и в 1993 г. был зарегистрирован первый устав церкви в государственных органах, а церковь была зарегистрирована как религиозная организация христиан веры евангельской «Церковь Христа».

Читайте также:  ХИТАП

В 1996 г. она вошла в состав Союза ХВЕП России, перерегистрировав уставы церквей в Уфе, Благовещенске и с. Толбазы как пятидесятнические. С 1997 г. при церкви «Христа Спасителя» ХВЕП РБ начала работать Библейская школа, с 2000 г. издаётся газета «Жемчужина». Структура поместной церкви: общее собрание членов церкви – совет церкви – старший пастор (либо старший пресвитер) – дьяконы. Исполнительным органом является Совет церкви, куда входят три человека – старший пастор, старший пресвитер и один из дьяконов.

Епископ возглавляет три церкви (или больше трёх), пастор – одну. Имеется множество служений: детское, молодёжное, по работе с созависимыми (т.е. с теми, члены семей которых являются алкогольно либо наркозависимыми). Из святых таинств признаются крещение, причастие и бракосочетание.

Церковь ассоциации РАНЕЦ

Первая инициативная христианская группа, которая являлась предтечей ассоциации, образовалась в Москве конце 1986 года. Целью её была  проповедь Евангелия. 26 июля 1991 года группой был зарегистрирован Центр евангелизации, который в 1994 г. трансформировался в Российскую ассоциацию независимых евангельских церквей (РАНЕЦ).

На сегодняшний день РАНЕЦ способствовал созданию 46 церквей в различных регионах нашей страны. В настоящий момент церкви, созданные при участии РАНЕЦ, разбросаны по всей стране и за ее пределами. Усилиями РАНЕЦ создана работающая система централизованного обучения служителей. Вся информация, связанная с деятельностью поместных церквей, собирается и анализируется координационным советом РАНЕЦ.

В 2002 году появилась Евангельская библейская церковь, пока единственная церковь ассоциации РАНЕЦ в Башкортостане. Структура данной церкви: пастор и помощники. Церковь состоит приблизительно из 30 прихожан и служителей.

Церкви Адвентистов седьмого дня

Основателем этого направления протестантизма является баптист из США Вильям Миллер. Адвентистов седьмого дня можно назвать неортодоксальной протестантской деноминацией. Во главе всех традиционных общин и объединений стоит Генеральная Конференция в Вашингтоне, организация делится на дивизионы, союзы, объединения, собрания. Движение действует приблизительно в 200 странах. Россия входит в Евро-азиатский дивизион, в него также входят страны СНГ. В России адвентисты седьмого дня появились в последней трети XIX в. Привнесено это направление миссионерами из Германии.

Первое крещение россиян в адвентистской традиции было проведено в 1886 году. В Башкортостане первая община была организована в тридцатые годы XX в. ссыльным жителем Прибалтики в деревне Казанка. Во времена советской власти адвентисты, как и все христиане, подвергались гонениям со стороны государства.

В 80-е годы началось ослабление государственного прессинга, а первая община адвентистов была зарегистрирована в 1993 году в Уфе. Общая численность адвентистов в Башкортостане приблизительно 600 человек, в том числе в Уфе – 150 человек.

Организационная структура общины: пастор–пресвитеры–диаконы. Пасторы назначаются вышестоящей организацией, наличие религиозного образования обязательно. Из рядовых прихожан выбираются пресвитеры и дьяконы, а также руководители различных служений и отделов. При отсутствии пастора пасторские функции исполняются пресвитером. В Уфе при наличии двух общин пасторское служение несёт один пастор, каждая община возглавляется своим пресвитером.

Автор: Кляшев А. Н. Протестантские организации в постсоветском Башкортостане. — Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + пятнадцать =

Next Post

Привилегии губернаторов обременительны для госбюджета

Вс Ноя 8 , 2015
  Губернаторы наши интересные люди. То ли их специально подбирают на эти должности, то ли этот высокий пост сам по себе такой, только часто они […]
Привилегии губернаторов обременительны для госбюджета