e02-34056_2 О ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ, БАШНЕ, УЛИЦЕ И ЦАРЕ ПЕТРЕ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Муслим-сити Православие На фотографии Аполлония Зираха, сделанной со стороны Сергиевского холма, район Покровской слободы — мостик через Сутолоку, соединяющий улицу Московскую и Большую Сибирскую, Покровский храм, а сразу за ним купола Ильинской церкви, стоявшей на Малой Ильинской, ныне Воровского

Сегодня размещаю материал уфимского историка и краеведа Руфа Игнатьева. Он интересен следующим. Игнатьев установил, что богослужебная книга Октоих, хранящаяся в уфимской Покровской церкви, пожалована была в 1692 году русским царем Петром I в московский Покровский храм на Красной площади, известный всему миру как собор святого Василия Блаженного. Далее Руф Игнатьев пишет о первой деревянной церкви Покрова Богородицы в Уфе, стоявшей на месте нынешней каменной с XVII века. Ее еще называли «церковью посадскою» или на посаде, так как она находилась рядом со стенами уфимской крепости, но вне его.

Рядом с той первой Покровской церковью находилась деревянная башня кремля – Покровская, здесь же проходила улица Покровская, центральная ось Покровской слободы. На месте старой деревянной Покровской церкви и был возведен каменный храм Покрова Богородицы. Место это является не просто «достойным внимания», а очень дорогим для православных людей, для всех уфимцев. Попытки грубо вмешаться в исторически сложившуюся среду опасны неизбежными последствиями — и ближними, и дальними.

Для сохранения Уфы, как города со своим индивидуальным лицом, нужны такие проекты и планы строительства, которые разрабатывались бы непременно в сотрудничестве с историками, краеведами, деятелями культуры и искусства, экологами. Причем, не с «действующими по указке» – таких пруд пруди, а действительно авторитетными и независимыми. Иначе никак.

Руф Игнатьев

Вклад царей Иоанна и Петра Алексеевичей в г. Уфе

В церкви Покрова Богородицы, в г. Уфе, сохранилась книга Октоих, в 2-х частях, в поллист, напечатанная в Московской Типографии, в 1692 году, в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей и при Патриархе Адриане, как видно из первого листа обоих частей или предисловия. С первой же страницы внизу сделана, и тоже на обоих частях этой книги Октоих, скорописью надпись, которую, за трудностию удержать в печати её особенности и сокращения, приводим, с сохранением правописания, в полном чтении; надпись эта следующая: «7202 (1692) Июля в 20 день великия государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя росии Самодержцы Пожаловали сию книгу Октоих вцерковь богоявления господня что у Троицы нарву».

Церковь св. Троицы на рву тоже, что – Покровский собор на рву или церковь св. Василия Блаженного в Москве. Покровский собор на рву основан в 1554 году в память покорения царства Казанского; к этому собору, более известному в народе, под именем церкви св. Василия Блаженного, принадлежала церковь св. Троицы с приделом Богоявления Господня, тут же рядом стоящая с собором Покрова Богородицы и заведуемая одним и тем же духовенством. Церковь св. Троицы на рву давно уже сломана, вместо её устроен в Покровском соборе придел св. Троицы, но место, где она стояла и теперь называется: «у Троицы под горой», что известно автору настоящей заметки, как бывшему Московскому жителю.

Покровский собор на рву на знаменитой в истории Московской – красной площади, пользовался особым покровительством Царским, начиная от его основателя Иоанна Грозного и до тех пор, покуда не перенеслась столица Царства Русского в Петербург. Пётр Великий, как видно из его жизни, в молодости, можно сказать с младенчества, часто вместе с матерью своей Царицею Натальею Кириловною ходил молиться в Покровский собор и к Троице на рву на поклонение св. мощам, здесь нетленно почивающим, св. Василию и Иоанну блаженным, христа ради юродивым Московским чудотворцам.

Сюда-то, Царь Пётр, вместе с старшим братом своим Иоанном Алексеевичем, в 1692 году пожертвовал книгу Октоих. Но как эта самая книга, дар Царский Московскому собору в придел Богоявления Господня, попала в далёкую Уфу, в приходскую церковь, – ни кому не известно и нет об этом ни народных преданий, ни известий в церковном архиве.

Церковь Покрова Богородицы, в г. Уфе, существует с XVII века, она называлась: «церковью посадскою» или на посаде, вне бывшей в Уфе деревянной крепости или детинца. Близ этой церкви была деревянная башня – Покровская, и отсюда проходила улица Покровская же, нынешняя же каменная церковь Покрова Богородицы построена на месте бывшей деревянной, в 1811 году; древностей в ней, кроме этого, неизвестно как сюда попавшего Октоиха Московской церкви св. Троицы, что на рву или Московского Покровского собора, никаких нет и не сохранилось от прежней церкви, кроме ещё одной иконы Божией Матери Почаевской, чтимой народом. Эта икона действительно древней живописи и едвали не копия с чудотворной в Почаевской Лавре, но и о происхождении этой иконы тоже никто в Уфе ничего не знает.

Источник: Уфимские губернские ведомости. 1867. 1 апреля.

printfriendly-pdf-email-button-notext О ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ, БАШНЕ, УЛИЦЕ И ЦАРЕ ПЕТРЕ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Муслим-сити Православие
Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоМуслим-ситиПравославиеМуслим-сити,православие,Уфа,Уфимская епархияНа фотографии Аполлония Зираха, сделанной со стороны Сергиевского холма, район Покровской слободы — мостик через Сутолоку, соединяющий улицу Московскую и Большую Сибирскую, Покровский храм, а сразу за ним купола Ильинской церкви, стоявшей на Малой Ильинской, ныне ВоровскогоСегодня размещаю материал уфимского историка и краеведа Руфа Игнатьева. Он интересен следующим. Игнатьев...cropped-skrin-1-jpg О ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ, БАШНЕ, УЛИЦЕ И ЦАРЕ ПЕТРЕ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Муслим-сити Православие