Киргиз-Мияки и гора Нарыстау

Маяки на «Шёлковом пути»

Миякинский район расположен в юго-западной части Башкирии, граничит с Оренбургской областью. Образован в 1930 году.

Сейчас в Миякинском районе нет железной дороги и крупных автотрасс. А вот несколько столетий назад по его территории проходил северный отрезок Великого шелкового пути, уверен местный краевед Ильгиз Ягудин. В этих краях в древности кочевали многие азиатские народы. И торговцы, и ремесленники, и животноводы. После себя они оставили немало артефактов, которые нет-нет да и выискивают здешние любители истории. Именно исторические места и привлекают сюда большинство туристов. Наслаждаясь природой, они находят время и для пополнения знаний по истории древней Башкирии.

Откуда взялось необычное для российского слуха название села?

Оказывается, киргизы вплоть до начала ХХ века ставили здесь свои кочевые юрты.

Самое любимое их место было, говорят, у нынешнего райцентра. А на холмах, гряда (или, как ее называют местные, большой сырт) которых идет вдоль всего района с севера на юг, стояли деревянные маяки — ориентир для путешественников. Отсюда и название, которое дали райцентру основавшие его пришлые безземельные татары (припущенники).

Название села объединило киргизов и маяки, вот и получилось Киргиз-Мияки, объясняет местный краевед Сабир Гумеров. В общем, киргизские маяки. Сабир — потомок одного из 25 основателей села, приехавших в эти места почти 250 лет назад и купивших земли у местных башкир.

— Договор купли-продажи до сих пор хранится в архиве Оренбурга, а у меня имеется его копия, — уточнил наследник припущенника Гумера.

— На следующей неделе снег обещают, а у меня одно важное дело не сделано, крест на могилу Ермака не установлен. Поможете? — неожиданно предложил нам Сабир Гумеров.

Про могилу на горе Максат, которая возвышается над райцентром, мы, конечно, читали. Несколько лет назад почитаемому местными жителями захоронению приписали имя великого атамана.

«Найдена могила Ермака» — писала тогда наша газета.

Одни специалисты доказывали: мол, в родословной у некоторых миякинцев есть предок с именем Ермак. А местная территория находилась на главной дороге путешественников, да и завоевателей тоже, в Сибирь.

Другие называли эту версию бредом.

— Утонул Ермак в Иртыше, и точка, — утверждали они. — На место его гибели уже давно экскурсии водят.

Чью-либо сторону мы принимать не станем. Но согласимся с тем, что на вершине горы, с которой все Мияки как на ладони, лежит не простой человек. Толь-ко известные люди удостаивались права быть захороненными в таких местах, считает Сабир. А потому несколько поколений миякинцев с трепетом относились к могиле.

— Больных лошадей подводили к ней, — рассказывает краевед. — Покружат за узду вокруг захоронения — и животное выздоравливало.

А недавно Гумерову пришло письмо из Уфы. Писала женщина, представившаяся потомком графа Юсупова, чья усадьба находилась рядом с Киргиз-Мияками.

Будто бы в этой могиле похоронен граф Карп Юсупов. Об этом из поколения в поколение рассказывали родственники помещика, так история могилы якобы и дошла до этой женщины.

Такая версия тоже имеет право на жизнь, полагает краевед. Знаменитые московские Юсуповы считаются выходцами из этих мест. И вполне возможно, что Карпа в свое время выслали на историческую родину за какую-то провинность.

В общем, Гумеров поговорил с родственницей Юсупова, а она передала деньги, чтобы крест на могиле установить.

И это мы совместными усилиями сделали. Теперь над Киргиз-Мияками возвышается еще и крест на могиле таинственного «уруса».

Место захоронения впечатляет. Хребет высокой горы взды- мается у устья трех речушек, панорама необыкновенная. А вот сама могила выполнена в виде каменного мазара — захоронения мусульманского святого: обложена одинаковыми и по размеру, и по форме камешками. Ни князь, ни атаман, насколько известно, к исламу отношения не имели. Впрочем, так хоронили исключительно важных и знаменитых людей, возможно, не только мусульман.

И эта миякинская загадка не единственная. Пытливым путешественникам есть куда приложить рвение.

Если пойти по гряде холмов на северо-восток, то попадаешь к другой достопримечательности — известным горам у деревень Нарыстау и Ильчегул.

Они притягивают взор своим необычным рельефом. Так и тянет забраться на них. Они в чем-то даже схожи с египетскими пирамидами. Только те рукотворные, а здесь природа постаралась.

Но главная притягательность этих гор в их эпическом прошлом. Миякинцы рассказывают, как когда-то давно один из местных мулл совершил хадж в Мекку. Там при разговоре с арабами назвал место, откуда он приехал.

Оказалось, в Мекке знают про Нарыстау и считают это место священным.

А все потому, что на вершине горы, у подножия которой бьет родник, находится могила легендарного богатыря Идукая. Он в конце ХIV века выступил против жестокого золотоордынского хана Туктамыша, чьи карательные отряды выжигали деревни, истребляли население. Победил его и сам стал править Золотой Ордой.

Все это описано в башкирском эпосе «Идукай и Мурадым». Го-ры у Нарыстау упоминаются в нем неоднократно. Кстати, Мурадым — сын Идукая, его могила находится на соседней го-ре. С тех пор как тела героев бы-ли преданы земле, эти места пользуются особым почитанием и уважением. Сейчас по поводу происхождения могил на Нарыстау существует и другая версия.

Некоторые люди считают, что здесь вообще похоронены двое из трех сподвижников пророка Мухамеда, которые отправились на земли башкир в 630 году.

Считается, что один из них, Зубаир сын Заита, лежит на месте Идукая. Другой, Абдрахман сын Зубаира, лежит на месте Мурадыма. Доказательств этой вер- сии не существует. В принципе все могли бы решить археологические раскопки, ведь жили Идукай и сподвижники пророка в разное время. Но провести их в священных местах очень сложно. Народ не поймет.

Между тем люди приезжают сюда не на могилы, а чтобы очиститься, исцелить душу и тело. Эффект, видимо, есть. Иначе не ездили бы.

Но все же главную практическую пользу можно извлечь у подножия горы, где находится святой источник Изге Гали. Он не замерзает даже в крепкие морозы.

Подход к нему удобный, а для желающих окунуться в святую воду сооружена специальная купальня. Мы к источнику добрались к вечеру, когда уже резко похолодало. Поэтому ограничились тем, что набрали воды во все имевшиеся сосуды. Только наш фотокор, весь день страдавший от болей в ноге, решился на эксперимент, погрузив хворую конечность в купальню.

Нога у него к утру болеть перестала. И никаких тебе простуд от переохлаждения. Есть что-то в этой воде. Физики констатируют, что в ней много ионов серебра. Лирики, конечно, иного мнения.

Мечи, кинжалы, глиняные изделия Бронзового века, каменные орудия труда показали нам в богатых на экспонаты музеях сел Зильдярово и Сатыево.

Хорошо сохранившийся короткий меч — акинак, которому уже около трех тысяч лет от роду, — доказательство того, что в те времена здесь обитали знаменитые сарматы. Жили ли они здесь постоянно или просто время от времени наведывались, сейчас узнать сложно. Ведь большая часть восточных сарматов кочевала от Азовского моря до Южного Урала, утверждают историки.

— Кочевники-животноводы в те времена еще не умели заготавливать сено, — говорит краевед из Зильдярово Рустам Калимуллин. — Поэтому летом они могли быть здесь, а к зиме уходили на юг, где снега нет. Постоянные поселения в наших краях появились позже, уже после эпохи сарматов, когда люди научились заготавливать сено.

Летом ученые из Южноуральского университета обнаружили в одном из курганов близ деревни Шатмантамак сразу несколько захоронений и кучу осколков глиняной посуды.

Как сообщила нам местная жительница Лейла Ягудина, принимавшая участие в раскопках, археологи пришли к выводу о глубо- кой древности кургана — его возраст совпадает по времени с широко известным поселением Аркаим в Челябинской области.

Ученые утверждают, что памятники того времени на территории Южного Урала весьма редки. И не отрицают, что в Миякинском районе могло существовать поселение не менее значительное, чем аркаимское. Просто здесь еще пока все мало изучено.

Раскопать бы побольше, выставить напоказ, и зачем тогда ехать за сотни километров в соседнюю область на поиски связи с космосом и древностью? Сюда не только со всей республики, со всей страны и из-за ее пределов народ стекался бы.

Цена вопроса

  • В райцентре есть несколько гостиниц. Цены на номера варьируются от 600 до 1,5 тысячи рублей за сутки.
  • В Киргиз-Мияки ходят автобусы из Уфы. Билет стоит от 350 рублей. Время в пути — 3 часа.

В районе сохранились несколько меднорудных шахт XVIII — XIX веков. Одна из них около деревни Смородиновка в хорошем сохрании: имеет разветвленную сеть подземных ходов и штолен и тянется под землей на многие километры.

Крепкие стены из магнетита еще держатся. Если организовать за ними хороший уход, то простоят долго, считает краевед Ильгиз Ягудин, который ходил в глубь шахты на 400 метров. Сюда можно водить туристов на экскурсии, уверен он.

Между горой Максат и райцентром расположен главный водоем села — пруд Стадионный.

Одно время его хотели отдать в аренду частнику. Мол, за порядком присмотрит, а то в последнее время берега водоема совсем загадили. Но местные рыболовы горой встали на защиту пруда от частников. Собрались и очистили берега, с помощью полиции организовали дежурство, чтобы не мусорили. Завезли мальков. Теперь на пруд любо-дорого смотреть. И чисто здесь, и рыба водится.

Название этой деревни переводится как «девяносто богачей». Но не названием знаменит населенный пункт, а тем, что здесь родился и жил почти до тридцати лет знаменитый башкирский поэт XIX века Мифтахетдин Акмулла. А потом он пошел путешествовать по городам и весям.

Стихи свои читал, уму-разуму учил. Неспроста творчество Акмуллы известно туркменам, узбекам, каракалпакам и другим тюркоязычным народам. Для тех, кто хочет ближе познакомиться с биографией и творчеством поэта, в Туксанбае работает музей Акмуллы.

Киргиз-Мияки и гора Нарыстау

Автор: Алмаз ГАЛИМОВ

Источник: газета Республика Башкортостан

Публикуется в сокращении

Сергей СиненкоБашкирияПосреди Россииархеология,Башкирия,гора,история,краеведение,селоКиргиз-Мияки и гора Нарыстау Маяки на «Шёлковом пути»Миякинский район расположен в юго-западной части Башкирии, граничит с Оренбургской областью. Образован в 1930 году.Сейчас в Миякинском районе нет железной дороги и крупных автотрасс. А вот несколько столетий назад по его территории проходил северный отрезок Великого шелкового пути, уверен местный краевед Ильгиз Ягудин....Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл