Умирающие дворянские усадьбы и храмы Казанской губернии

Дворянские усадьбы, купеческие дома и церкви, построенные в позапрошлом веке и умирающие на наших глазах, запечатлены на фотографиях, представленных на выставке «Архитектурное наследие Татарстана», которая открылась в казанской Галерее современного искусства.

Казанец Андрей Черенков не историк, не искусствовед, не журналист и даже не фотохудожник, а просто неравнодушный человек, решивший посредством фотографии сохранить для будущих поколений памятники культуры, истории и архитектуры, которые формально памятниками не являются, соответственно, не находятся под охраной государства, а потому неуклонно разрушаются. Впрочем, даже памятники, о которых государство, казалось бы, обязано заботиться, зачастую оказываются ему не нужны, что уж говорить о «неформальных»… О существовании многих из этих памятников специалистам даже не известно, ибо находятся они в стороне от наезженных дорог, порой до них на машине и добраться-то невозможно.


Более десяти лет назад Андрей Черенков начал объезжать и обходить татарстанскую глубинку и фотографировать исторические здания и сооружения, которые находятся в разной степени умирания. К некоторым из них, правда, судьба была милостива – спонсоры пожертвовали на реконструкцию. Но большинство тихо гибнут в одиночестве.

— Стоят и ждут, когда на них обратят внимание такие вот энтузиасты, — сказала на открытии выставки Черенкова директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалиева.

Нынешний фотопроект, посвященный исчезающей истории Татарстана, у энтузиаста не первый: в 2010 году у него состоялась авторская выставка, посвященная православным храмам республики, построенным до 1916 года. А в 2012 году в издательстве «Логос» был издан фотоальбом «Православные храмы-памятники Татарстана», основу которого составили работы Черенкова.

На этот раз тематика выставки была расширена. На 210 снимках запечатлены не только старые церкви, но и построенные в XIX веке мечети, дворянские усадьбы, купеческие дома, здания земских больниц, мельницы, торговые лавки.

Например, есть здесь фото белоснежной усадьбы купца-хлеботорговца Н.М. Журавлева, построенной в 1870 году. Оригинальное здание с остроконечными башенками, расположенное в селе Усады Высокогорского района, сейчас представляет собой пусть и величественные, но все же развалины.

На ладан дышит и двухэтажный полукаменный дом купца И.Г. Сироткина в селе Майдан Верхнеуслонского района, построенный в конце XIX века. Добротное когда-то здание теперь зияет выбитыми окнами второго этажа и заколоченными — первого.

Поросла бурьяном красивая усадьба статского советника А.И. Нератова в названной в честь него Нератовке Заинского района. Построена усадьба была в 1880 — 1890-х годах и ранее представляла целый комплекс — был здесь и парк, и сад, и заводской корпус, и деревянные флигели, а теперь осталось лишь одноэтажное полуразрушенное здание.


Удивительно, но, судя по фотографиям, даже погибая, все эти здания и сооружения несут на себе отпечаток былого величия и красоты, как, например, чудеснейшая деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы в селе Русское Ходяшево Пестречинского района, построенная в 1896 году. Или заколоченное трехэтажное краснокирпичное здание водяной мельницы в Нурлатском районе, которая была построена в конце XIX века князем С.А. Оболенским на реке Большой Черемшан.

А фотография, которая вынесена на афишу выставки «Архитектурное наследие Татарстана», — пример того, что статус официального памятника вовсе не гарантия того, что у государства дойдут руки о нем позаботиться.

— Двухэтажный деревянный дом-купца миллионера Валиуллы Бакирова в селе Менгер Атнинского района, который, между прочим, находится под охраной государства, буквально кричит — спасите меня! — отметила доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории АН РТ Гузель Сулейманова-Валиева, комментируя фото Андрея Черенкова.


Если снаружи дом Бакирова еще более-менее сохранился, то внутри полностью утрачен весь интерьер, внутренние лестницы сгнили, поэтому подняться на второй этаж невозможно. А ведь этот дом вкупе с подобными себе вполне мог бы стать изюминкой или тем самым пресловутым туристическим «магнитом», который бы притягивал в Татарстан любителей старины. И никакого другого «велосипеда» изобретать не надо.

О себе Андрей Черенков говорит, что никогда не был за границей и не понимает тех людей, которые едут смотреть на какие-то там импортные развалины, в то время как буквально под носом у них находятся совершенно уникальные объекты.

— Я могу вам показать более двухсот деревень, где есть такие вещи, которые вы нигде не увидите, — говорит Черенков и добавляет: — Пусть я не был в Египте и Турции, где побывали все, зато я был в Большом Батрасе Заинского района, где почти никто не бывал.

Умирающие дворянские усадьбы и храмы Казанской губернии

 «Пусть я не был в Египте и Турции, зато я был в Большом Батрасе!»

Умирающие дворянские усадьбы и храмы Казанской губернии

Фото Александра Герасимова

Автор: Татьяна ЯНЬКОВА

Умирающие дворянские усадьбы и храмы Казанской губернии

Источник

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеПосреди РоссииТатарстанистория,Казанская губерния,Казань,краеведение,Поволжье,Татарстан,фотоУмирающие дворянские усадьбы и храмы Казанской губернии Дворянские усадьбы, купеческие дома и церкви, построенные в позапрошлом веке и умирающие на наших глазах, запечатлены на фотографиях, представленных на выставке «Архитектурное наследие Татарстана», которая открылась в казанской Галерее современного искусства.Казанец Андрей Черенков не историк, не искусствовед, не журналист и даже не фотохудожник,...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл