9869585464

Сергей Синенко

По храмам северо-востока Башкирии

Продолжаем хождение посолонь… Сегодня виртуально посетим центр Дуванского района, село Месягутово. В нем проживают более десяти тысяч человек. В дореволюционное время село славилось своими улицами, где одна за другой стояли кузницы и столярные мастерские, были свои шорники, портные и сапожники, даже лавок работало больше двадцати! В 1826 году прихожане Месягутово и соседней деревни Сарты на собственные средства возвели каменную однопрестольную церковь во имя святого пророка Илии. В 1870-е годы в селе открыли министерское училище, позже здесь действовала первая в Уфимской губернии сельская женская прогимназия.

В начале XX века в Месягутово строится деревянная Скорбяще-Богородицкая церковь, но недолго она простояла, была разрушена в первые послереволюционные годы. Пророко-Ильинская церковь была закрыта и использовалась сначала под машинно-тракторную станцию. Позднее здание забросили, оно стояло руинами посреди села, его пытались взорвать, но безуспешно. В начале шестидесятых годов церковное здание реконструировали под кинотеатр.

В 1994 году здание Пророко-Ильинской церкви вернули Уфимской епархии. Была восстановлена крыша храма, центральный барабан и купол, первоначальный вид обрели притвор и колокольня, разрушенные в советское время до основания. По периметру территории поднялась кирпичная ограда с воротами, а в 1998 году здесь был образован Пророко-Ильинский мужской монастырь. Рядом с храмом возник келейный корпус для монастырской братии, часть дома священника была перестроена под трапезную.

 

posredi.ru  ???? ???????? ?????? ??????? (???) ? 1994 ???? ?????? ???????-????????? ?????? ??????? ???????? ???????. ???? ????????????? ????? ?????, ??????????? ??????? ? ?????, ?????????????? ??? ?????? ??????? ? ??????????, ??????????? ? ????????? ????? ?? ?????????. ?? ????????? ?????????? ????????? ????????? ?????? ? ????????, ? ? 1998 ???? ????? ??? ????????? ???????-????????? ??????? ?????????. ????? ? ?????? ?????? ???????? ?????? ??? ???????????? ??????, ????? ???? ?????????? ???? ??????????? ??? ?????????.

Монастырский Пророко-Ильинский храм с. Месягутово постройки 1826 г.

Богослужения в Ильинской церкви одинаково доступны и для монахов и для прихожан из числа жителей Месягутово и соседних сел. Будничные богослужения совершаются монастырским чином, более продолжительным, — утреня начинается в восемь утра, завершаясь к полудню, в праздничные и воскресные дни утром совершается Божественная литургия. Монастырь, сам нуждающийся в помощи, занимается благотворительностью. Нуждающимся помогают продуктами и одеждой, при монастыре организована помощь страдающим от пьянства и наркомании, духовные лица посещают места лишения свободы, отправляются в тюрьмы посылки с продуктами, вещами и литературой духовного содержания.

Рядом с церковью отрыта православная воскресная школа. Ежегодно организуются паломнические поездки в святые места — на Святые Ключи под Красноусольском, на Ганину Яму под Екатеринбургом, в Верхотурье. К монастырю приписаны приходы сел Вознесенское и Малояз, монастырь имеет сельскохозяйственную усадьбу в селе Еланыш.

В восьми километрах восточнее Месягутово на высокой Дубовой горе стоит Иоанно-Богословский мужской скит Пророко-Ильинского мужского монастыря. Скит был основан в 1998 году указом епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона для более строгой монашеской жизни и сначала зарегистрирован как подворье Уфимского Свято-Успенского монастыря, но вскоре стал скитом вновь образованного Месягутовского монастыря.

Территория скита обнесена забором, доступ сюда ограничен, женщинам — воспрещен. Службы в скиту ведутся безостановочно, даже ночью. По очереди, сменяя друг друга, читается Неусыпаемая Псалтирь…

posredi.ru  ???? ???????? ?????? ??????? (???) ???????? ??? ?? ????. ???? ?????? XX ?.

Крестный ход на селе. Фото начала XX в.

Силами монашеской братии на Дубовой горе была построена деревянная Иоанно-Богословская церковь, часовня и келейный корпус. Монахи сами пекут для себя хлеб и просфоры, льют восковые свечи, заготавливая воск на небольшой пасеке. Скит стоит на горе и воду приходится носить из источника, расположенного в долине в трех километрах от скита. Это тоже вид послушания…

В Дуванском районе есть немало православных мордовских поселений. По местным преданиям, мордовское село Михайловка возникло на месте бывшей мишарской деревни Кызыляр, крестьяне из мордвы поселились здесь по договорному письму 1777 года. После сооружения деревянной церкви во имя святого Архистратига Божьего Михаила Кызыляр стал называться селом Михайловским. В селе строились кузницы и маслобойни, работали торговые лавки. Часть мужского населения уходила на заработки на горные заводы. В 1870-х годах здесь открылось земское одноклассное училище, с 1889 года действовала женская приходская школа. Была сооружена новая деревянная церковь. В начале XX века в селе проживали около двух с половиной тысяч жителей. Тогда же, как выселок коренного села, неподалеку возникла мордовская деревня Новомихайловка.

posredi.ru  ???? ???????? ?????? ??????? (???) ? ?????? ?????????? ????????? ?????????? ?? ??????? ??????? ???? ????? ??????-???????????? ??????? ???? ???????-?????????? ???????? ?????????. ???? ??? ??????? ? 1998 ???? ?????? ???????? ????????? ? ???????????????? ?????? ??? ????? ??????? ?????????? ????? ? ??????? ??????????????? ??? ???????? ????????? ?????-?????????? ?????????, ?? ?????? ???? ?????? ????? ????????????? ?????????????? ?????????.

Иоанно-Богословский мужской скит Пророко-Ильинского мужского монастыря на Дубовой горе

Много православных сел в соседнем Мечетлинском районе. В большинстве из них восстановлены приходы, есть свои церкви и молельные дома.

В 1990-е годы была восстановлена Ильинская церковь в селе Большеустьикинское при реках Нижний Ик и Шигил (Шидали) близ впадения в реку Ай. Это старинное русское село основано по договору 1800 года с башкирами-кущинцами. Среди коренных жителей села есть потомки выходцев из Вятской и Новгородской губерний, но больше всего в Большеустьикинском кунгуряков, которые, в конце концов, стали основными жителями села и образовавшихся рядом выселков — Верхний Загорский, Нижний Загорский, а также русский выселок в бывшей башкирской деревне Сальево (Сарбулат). Было у села Большеустьикинское и другое название — Шидали, по имени речки.

В 1812 году здесь проживало 550 человек, еще через двадцать лет стало около восьмисот. Тогда и решено было строить, вместо старой деревянной, кирпичную церковь в честь пророка Илии.

Храм возвели в 1830-1832 годах в классическом стиле, на средства прихожан. Через сорок лет трапезную и колокольню перестроили и подновили.

В селе существовала земская школа, в соседней деревне Бобиной — церковно-приходская. К началу XX века в окрестных деревнях, входивших в приход Ильинского храма, возникли собственные церкви.

Закрыли Ильинскую церковь в начале 1930-х годов. Снесли колокольню, церковный купол и барабан, превратили здание в сельский клуб. Верующим храм возвратили в 1991 году. Понемногу стали его восстанавливать. Фотографии и чертежи храма не сохранились, поэтому пришлось опираться на свидетельства старожилов, помнивших ее прежний вид и похожие строения.

Самыми ранними русскими поселениями в Белокатайском районе являются Емаши, Ногуши (Троицкое) и Старобелокатай, возникшие на основе договоров с башкирами Кущинской и Дуванской волости 1788 года о припуске на эти земли государственных крестьян Пермской губернии. Село Емаши, названное по имени речки, на которой оно возникло, стало волостным центром, в котором были овчинные, синильные, красильные, маслобойные и кожевенное заведения, имелись мельницы, кузницы, бакалейные, мануфактурные и целых шестьдесят две (!!!) ярмарочные лавки, почта, больница, земская и церковно-приходская (с 1845 года) школы. С 1830 года здесь действовала церковь, были построены две часовни.

Село Ногуши при речке Нугуш после основания в 1788 году называлось также Карлыханово и Ключи, а с 1824 года — село Троицкое по названию построенной кирпичной церкви. Была в селе и часовня. Работали земская и церковно-приходская школы.

В 1886 году из Ногушей выделился выселок Карлыхановский, который вскоре стал самостоятельным селом Карлыханово. На рубеже ХIХ-ХХ веков здесь имелись три водяные мельницы, семнадцать кузниц, овчинное, синильное и маслобойное заведения, работало двухклассное министерское, а также земское училища. Церковь здесь была построена еще в 1883 году, в момент возникновения хутора.

Так же как Ногуши, в 1788 году, под первоначальным названием Белокатай, возникло село Старобелокатай. Здесь имелись многочисленные кузницы, ветряные мельницы, маслобойное, кожевенное и крендельное производства, с 1836 года работала земская школа. В начале 1840-х годов по селу учтена церковь. Как выселок из коренного поселения в 1804 году было основано село Новобелокатай. В 1842 году здесь учтена одна часовня, в 1895 — уже четыре, церковь зафиксирована в 1895 году.

В Новобелокатае в XIX веке была деревянная церковь. Она обветшала и на том же намоленном месте жители села в начале XX века стали возводить кирпичный храм. Стены и колокольня были возведены, но завершить строительство не удалось — грянула революция, за нею — гражданская война. Недостроенное здание в центре села занимали разные хозяева, но, удивительно, у каждого из них дело заканчивалось пожаром. Большевики устроили здесь районный комитет — он сгорел, здание передали клубу — опять пожар, вселили сюда библиотеку — и она сгорела.

Обгоревшее от многочисленных пожаров здание уже собирались снести, но начались горбачевские реформы, за ними — изменилось отношение к Церкви. После долгих тяжб с местными властями удалось отстоять права Уфимской епархии на владение храмом. Церковь была достроена и в селе поднялся высокий кирпичный Михаило-Архангельский храм. Звон каменскуральских колоколов стал слышен по всему Новобелокатаю. Прошло несколько лет и на горе Аккашке, самой высокой в этой местности, группой верующих из села был установлен поклонный крест, который виден издалека.

По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.

 

Комментарии

  1. Reply
  2. aananyin23-10 2012 at 16:26
  3. Здравствуйте,Сергей!Цитата: «Так же как Ногуши, в 1788 году, под первоначальным названием Белокатай, возникло село Старобелокатай. Здесь имелись многочисленные кузницы…» Но на других сайтах (Белокатайского района, Новобелокатайского сельсовета и других) год основания Старобелокатая пишется 1797 год. Поясните, почему такая разница (или где-то ошибка?).За ранее благодарен, Алексей Геннадьевич Ананьин, г. Нижние Серги, Свердловская обл.
  4. И еще вопрос, знаете ли Вы, когда была построена церковь в Старом Белокатае, как она называлась и до какого времени действовала?
  5. В своей статье «По храмам северо-востока Башкирии» от 12 авг 2012 Вы называете дату основания села Старобелокатай — 1788 год.
  1. Reply
  2. Сергей Синенко23-10 2012 at 18:20
  3. Здравствуйте, Алексей Геннадьевич!Наверное, все дело в точке отсчета. Ногуши (Карлыханово, Ключи) было основано, когда на землю припустили крестьян Пермской губернии. И Старобелокатай (Белокатай) возник в 1788 г., когда башкиры Бала-Катайской волости припустили государственных крестьян сроком на 25 лет. В 1795 г. здесь было уже 44 двора и 481 человек – немало народа, особенно, если это российская окраина и на дворе 18 век! (см. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755, Давлетбаев Б.С. Большая Ока. С. 52, Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана, кн. 9, с. 290). Я говорю, на чем основывался, откуда эта дата. Но у  администрации села, конечно, своя аргументация. (По дате основания Уфы, кстати, тоже различные мнения…). По храму развернутой информации нет.
  4. Reply
  5. Алексей Ананьин23-10 2012 at 21:05
  6. Сергей, спасибо! Все нашел!
  7. Reply
  8. Сергей Синенко29-10 2012 at 10:02
  9. Алексей! Вот еще материал по северо-востоку Башкирии. Правда, свежих фотоснимков (или новых архивных) пока нет. Может, что-то у вас есть в семейном архиве? Тогда добавим. А Вы. случаем, не из кунгуряков будете? См. материал КУНГУРЯКИ (запись в блоге от 29.10.12).
  1. Reply
  2. Алексей Ананьин29-10 2012 at 16:38
  3. Спасибо за информацию!Видел на Вашем сайте фото В-Уфалейского з-да (фото еще путают с Уфой), так это завод входил в 19 веке в Товарищество Сергинско-Уфалейских горных заводов.
  4. Я не из кунгуряков. Наш завод (Нижне-Сергинский) входил в состав Красноуфимского уезда (но это все рядом).
  5. Reply
    1. Reply
    2. korsa7723-11 2012 at 16:04
    3. «По Храмам северо-востока Башкирии»
    4. Сергей, спасибо за статью. Я родилась в Новобелокатае, мои родители из этих мест. Но все мы давно живем в Тюменской области. В церковь хожу недавно, родители не приходят пока. Так вот все было выжжено в их сознании вместе с церквями, все знания о Боге, и детям своим они не могли уже ничего передать… Но Бог милостив и я надеюсь, что все мы придем к истиной православной вере. Сейчас церкви возводятся и нет препятствий человеку, чтобы верить, служить и молиться, слава Богу за все!
    1. Reply
      1. Reply
      2. bagch28-12 2012 at 19:30
      3. Церковно-приходская школа
      4. Моя бабка Чубарова Прасковья Васильевна (Крашенинникова) окончила церковно-приходскую школу в Большеустьикинском
    2. Сергей Синенко24-11 2012 at 11:18
    3. «По Храмам северо-востока Башкирии»Конечно, ситуация по России очень разная, но мне она значительного оптимизма не внушает. В наших краях все идет трудно. Хотя называемся метрополией, от епархий Центральной России отстали лет на 10-20-ть (это по оценке сотрудников центральных епархий). Поэтому Ваш оптимизм (он ведь на сибирском опыте основан), я разделить, к сожалению, не могу.
    4. Спасибо за добрые слова. С уважением, Сергей.
    5. Действительно, поколения два от православной традиции были отторгнуты и традиция, т.е. то, что передается по цепочке от родителей к детям, оказалась прервана («все было выжжено… вместе с церквями»). В начале 1990-х толпами народ повалил в церкви, говорили так — «скоро все памятники Ленину сломаем, а на их месте построим храмы». Но кто шел в церковь? — люди, у которых в  детстве не было ни православных праздников, ни религиозных переживаний, ни духовного опыта (что, собственно, и составляет основу православия). И куда «новообращенным»  было деть свою юность с ее путанными представлениями о жизни и людях,  всех себя,  исковерканных, инфантильных?! (Я говорю и о других, и о себе — жил и живу  догадками и искаженными слухами о православии).
      1. Reply
      2. Сергей Синенко28-12 2012 at 21:03
      3. Церковно-приходская школа
      4. Если бы Вы прислали фото Прасковьи Васильевны + краткая информация о ней и о школе (м.б. осталось свидетельство об окончании? или др.) можно было бы сделать небольшой сюжет.
  6. Сергей Синенко29-10 2012 at 10:02
  7. Хорошо, буду иметь ввиду. А интерес у меня к этим местам такой: русские в Башкирии, в основном, живут в городах, а русские села северо-востока Башкирии — самое крупное сельское русское поселение одним «кустом». Причем, в республике на него внимания не обращали, хотя стоит — народ крепкий. Всего хорошего, Сергей Синенко
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоПравославиеУфимская епархияСергей СиненкоПо храмам северо-востока Башкирии Продолжаем хождение посолонь... Сегодня виртуально посетим центр Дуванского района, село Месягутово. В нем проживают более десяти тысяч человек. В дореволюционное время село славилось своими улицами, где одна за другой стояли кузницы и столярные мастерские, были свои шорники, портные и сапожники, даже лавок работало больше двадцати!...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл