???? ????????? ???????? (?????-????????, ????? ????????, ???????) ???? ? ???????????? ?????? ????????. ?????????? ????????????.

Чувашские Карамалы

Церковь в честь Святителя Василия Великого построена в села Чувашские Карамалы уроженцем села академиком Академии горных наук Василием Васильевичем Николаевым

Отвечаю на комментарий Регины (см. материал Суук-Чишма), которая, в частности, пишет: «Хорошо бы добавить про храм в селе и христианские традиции чувашей»… Хорошо бы. Но я исхожу из того материала, который имеется, который доступен, наконец, из того, что нравится (если неинтересно, я себя заставлять не буду, а зачем?). Вот мне нравится храм Святителя Василия Великого в села Чувашские Карамалы (в свое время впечатлил), поэтому сегодня материал об этом селе и этом храме. Всё просто.

А начнем с истории села. Деревня Карамалы образована в 1635-1638 гг. несколькими татарскими семьями, прибывшими сюда из-под Казани. Земли принадлежали табынским башкирам и входили в состав Табынской волости Ногайской дороги — в этих местах находились их кочевки.  Позднее эти земли вошли в состав Дуван-Табынской волости Ногайской дороги. Речка Карамалы впервые упомянута в документах 1663 года. Название деревни Карамалы по одному толкованию возникло от татарского «кара» – черное и «малы» – животное (по преданию, первопоселенцы держали черных овец и коров). Есть и другая версия: рядом с деревней был вязовый лес, а «вяз» по-башкирски и по-татарски — «карама», а по-чувашски — «хурама».

На карте Уфимской провинции 1737 года («Новая ландкарта Башкирской орды или Уфимской провинции с прибавлением пограничных частей и всей Закамской стороны первой земляной, а потом Новой Оренбургской линии, учинена в Самаре месяца декабря 1737 года»), обозначены речка Карамалы и деревня Кармалыбаш (видимо, первоначальное название). В то время деревня располагалась немного восточнее нынешнего села. Впервые деревня Карамалы Ногайской дороги Уфимского уезда встречается в архивных документах Уфимской провинциальной канцелярии (дело № 158 «Записные книги города Уфы, 1738 год» от 23 ноября 1738 года).

???? ????????? ???????? (?????-????????, ????? ????????, ???????) ???? ? ???????????? ?????? ????????. ?????????? ????????????.

На окраине деревни Чуваш-Карамалы. Фото 1963 г.

По некоторым данным, в 1739 году в здешние места прибыли 13 семей чувашей-новокрещен Симбирской округи Казанского наместничества. Они временно поселились на зимовку рядом с татарами восточнее деревни Карамалы. Весной следующего года прибывшие чуваши обосновались западнее татарского поселения, основав тем самым новую деревню Чувашские Карамалы. В последующие годы в сюда переехали уроженцы деревень Шемурши, Арибшино, Андреевка, Сундырево Симбирской округи, Сахияняш, Новая Афонинная, Афонзинная, Смохнино, Богдановка и Тавармы Бугульминской округи, Шатмы Чебоксарской округи, Ештебенкиной Ставропольской округи и деревни Турмыш Казанского наместничества. В 1901 году в селе открыта церковно-приходская школа. 1925 году деревня Карамалы переименована в Чуваш-Карамалы.

???????? ?? ???????????. 1954 ?. ???? ????????? ???????? (?????-????????, ????? ????????, ???????) ???? ? ???????????? ?????? ????????. ?????????? ????????????.

Мальчишки Чуваш-Карамалы на велосипедах. Фото 1954 г.

 

 

 

 

 

 

?????? ?????? ?????. 1968 ?. ???? ????????? ???????? (?????-????????, ????? ????????, ???????) ???? ? ???????????? ?????? ????????. ?????????? ????????????.

Старое здание школы в деревне Чуваш-Карамалы. Фото 1968 г.

Среди известных жителей села — Мансур Зайнуллин, который в последний год жизни Сталина являлся помощником коменданта Кремля, а позднее стал военным разведчиком и работал нелегалом за границей. Среди замечательных людей села и учитель, директор историко-краеведческого музея здешней школы Ю.Х. Леонтьев, на материалы которого я и опирался при подготовке этого материала.

??????? ?? ???????. 1970 ?. ???? ????????? ???????? (?????-????????, ????? ????????, ???????) ???? ? ???????????? ?????? ????????. ?????????? ????????????.

Чувашские женщины на свадьбе. Фото 1970 г.

 

?????? ????????. 1971 ?. ???? ????????? ???????? (?????-????????, ????? ????????, ???????) ???? ? ???????????? ?????? ????????. ?????????? ????????????.

Первый в деревне мотоцикл.  Фото 1971 г.

Особенно гордятся жители села (сельская школа названа в его честь!) знаменитым земляком, академиком Академии горных наук, заслуженным работником нефтяной и газовой промышленности России Василием Васильевичем Николаевым. Доктор технических наук, он глубоко занимался историей и этнографией. Он является автором монографий «Чуваши: этническая история и традиционная культура» (2000 г.), «Чувашский костюм от древности до современности» (2002), «Генеалогия чувашского народа» (2004), «История предков чувашей (III тыс. до н.э. — XV век до н.э.)» (2005) и др. Долгие годы он работал над подготовкой семитомной серии «Иллюстрированная история чувашей», но успел выпустить в свет только три тома, буквально перед смертью подписал в печать свой труд — атлас «История чувашей: Древняя эпоха».

В Чуваш-Карамалах церкви еще совсем недавно не было, а его жители относились к приходу соседнего села Бишкаин. Огромным подарком односельчанам стала построенная В.В. Николаевым церковь в честь Святителя Василия Великого  В 1996-97 гг. Николаев, живший и работавший тогда в Оренбурге, начал строительство храма, а на освещении его в июне 2002 года присутствовал по приглашению Николаева бывший премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин с супругой.

Адрес храма в честь Святителя Василия Великого: 452485, Аургазинский район, село Чувашские Карамалы, ул. Николаева, 2.

 

В дополнение к теме размещаю на блоге содержательную и интересную статью:

М.М. Утягулов

«К вопросу расселения чувашского населения в Башкирском Зауралье в начале ХХ в.» // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы IV Всероссийской научной конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа, 2010. – 334 с. – С.265 – 267.

Расселение пришлого населения, в том числе чувашского на территории башкирского Зауралья происходило в течение длительного времени. Это обуславливалось экономическим состоянием хозяйства в районах выхода, земельной обеспеченностью крестьянского двора и внутренней политикой царского правительства. Численность и расселение крестьян – переселенцев, прежде всего, зависели от наличия свободных запасных и казенных земель на переселенческих участках которые подготавливались на местах водворения. Подготовку этих участков осуществляли чиновники Переселенческого управления при содействии местных властей.

Основная правовая база переселения населения в России, сформировалась во второй половине XIX в. [ПСЗ РИ. – Собр.II. – 1826 – 1881. – ТТ.5, 8, 12] и зачастую не соответствовала действительности из-за стихийности и массовости этого движения после отмены крепостного права.

За основу переселенческой политики правительства начала XX в. был принят указ от 9 ноября 1906 г., вошедшая в историю как столыпинская аграрная реформа, утвержденная III Государственной Думой как закон от 14 июня 1910 г.

Столыпинская реформа, как принято считать, не сводилась к простому разгрому крестьянской общины, а включала большой комплекс преобразований в аграрном секторе экономики. Главными из них были: введение свободы выхода из общины, формирования, путем расслоения крестьянства, сельской буржуазии – кулачества и переселение части крестьян из центральных губерний на окраины российского государства. Таким образом, предполагалось разрешить сложившуюся кризисную ситуацию в земельном вопросе.

Переселение крестьянства в Уфимскую и Оренбургскую губернии происходило неравномерно. Так, Х.Ф.Усманов указывает, что наибольшее количество переселенцев в Башкирию приходится на 1909 – 1911 гг., но по России пик переселенческого движения приходится на 1907 – 1909 гг. Такое положение объясняется тем, что значительная часть переселенцев, направлявшихся в Сибирь, к 1909 – 1911 гг. предпочитало оставаться в башкирском крае, где были довольно низкие цены на землю [Х.Ф.Усманов, 1958, 127 – 128]. Кроме того, основной причиной нежелания крестьян следовать в Сибирь, на Алтай оставалась неорганизованность и непродуманность столыпинской реформы, на местах выхода крестьян местные органы власти, как земские начальники, так и губернаторы, в целях скорейшего избавления от малоземельных и безземельных крестьян часто отправляли их на новые места жительства, обнадеживая их о подготовленности участков и благополучности переезда. Проходные свидетельства, выдаваемые на земельный участок, часто игнорировались или были недействительными, так как к моменту прибытия переселенцев на эти земли они могли быть уже проданы. По этой причине многие крестьяне-переселенцы самостоятельно занимались поиском земельных участков и в большинстве случаев временно арендовали их у башкирского населения, нанимались на работу к старожилам или состоятельным и зажиточным крестьянам. Но нередко они возвращались родным местам. Так, за 10 лет с 1904 по 1914 гг., в соседнем из Уфимской губернии вернулись обратно 9251 человек или 21,3 %, а из Оренбургской – 21649 человек, т.е. 33 % к общему числу переселившихся в губернию крестьян [Сборник журналов, 1912, 64-65] Одновременно с общим потоком переселенцев на территории башкирского Зауралья переселяется и чувашское население. Сведения о чувашских деревнях башкирского Зауралья в архивных источниках единичны. Эти деревни возникли во второй половине ХIХ – начале XX вв. на землях, приобретенных у башкирского населения или в местах прежних зимовок и обязательно многократно проверенных благоприятных климатических условиях. Так сложились чувашские населенные пункты Пугачевка и Яковлевка – в Хайбуллинском, Чувашский Бердяш. Надеждинск и Ивано-Кувалат – Зилаирском, Чувашская Чумаза – Зианчуринском районах [Административно-территориальное устройство, 1999, 86-119, 337].

Земля заторгована в арендное пользование переселенцами у башкир и других владельцев, но не была утверждена за ними в установленном порядке.

На основе положений указа от 9 ноября 1906 г. из различных губерний Российской империи начинается массовое переселение населения. Так, крестьяне, жители Нижние Кибекси, Канагуш и Акулево Цивильского уезда Казанской губернии направили ходоков в поисках земель для переселения в Оренбургскую губернию. Во главе ходоков стоял, как мы полагаем, Иванов Иван Терентьевич, так как в большинстве оформленных документов значится его имя.

Село Ивано-Кувалат Зилаирского района Республики Башкортостан образовалось в 1911 г., о чем свидетельствует копия акта 1910 г. У Оренбургского Лесного Промышленного и торгового общества, из Кананикольской дачи, было куплено две тысячи двести семьдесят пять десятин, в верховьях р.Колалат, по тридцать рублей за десятину. Уполномоченными по купле и продаже земли были: Иванов Иван Терентьевич и Иванов Петр Иванович, а от Оренбургского Лесного Промышленного и торгового общества его директор – распорядитель Пимонов Арсений Моисеевич.

В продажу входила исключительно земля, но не произрастающий на ней лес, который оставался собственностью общества и подлежал вырубке в течение 4 лет.

Выкопировка из плана на продаваемый участок и отведение его в натуре должны были быть сделаны Оренбургским обществом не позднее 1 июля 1911 г. [М.М.Утягулов, 2001, 82].

Деревня была заложена вдоль левого берега р.Колалат. Но всегда первое место поселения бывает не прочным, что объясняется его дальнейшим paзрастанием из-за увеличения численности населения. В горно-лесных условиях, как правило, площадь первоначальной закладки деревни бывает небольшой. Аналогично было и с деревней Ивано-Кувалат. Деревня была заложена на изломе реки открытой влажным и холодным ветрам осенью и жарким сухим – летом. Кроме того, находящиеся напротив деревни луга весной были недоступны из-за большой воды во время наводка. Восточная и южная сторона деревни были гористы и покрыты лесом и кустарниками. Переселенцы чуваши из Цивильского уезда Казанской губернии поселилась в землянках.

Ряд домов застраивался дальше вверх по течению р.Кувалат. Начальный период закладывания деревни особенно труден. Выкорчевывали вручную лес (он был осиновый, поэтому первые дома – землянки из осинового сруба). Жили в очень трудных условиях, т.к. землю приходилось обрабатывать примитивными орудиями труда. Землянки топились по-черному, полы были земляными.

Быстрому росту деревни способствовало переселение чувашей из Казанской, Самарской, Оренбургской, Уфимской губернии, и уездов (Стерлитамакского Белебеевского уездов губернии и др.).

Через некоторое время, из-за притока населения из ближайших малых хуторов деревня начинает разрастаться. Но нашему мнению в деревне число дворов первоначально не превышало 25 – 30, и дома были поставлены вдоль левого берега речки Колалат, а в последующем и вдоль ручья Малиновки. За водой жители ходили к трем колодцам на окраине деревни, т.к. в прежние времена колодцы на улицах таких поселений явление редкое.

Основным занятием первых жителей были земледелие и скотоводство. На каждую семью осваивалось по 3-5 га земли. Высевали в основном такие культуры, как рожь, овес, конопля, картофель. Зимой заготавливали лес для строительства в своем хозяйстве. Избы-землянки крылись соломой, топили чувалы. Но уже через 3-4 года быт населения меняется. Дома ставятся более просторные, пятистенные с печным отоплением.

По данным сельскохозяйственной переписи 1917 года, в деревне насчитывалось 90 дворов, где проживало 543 человека.

Использованная литература:

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собрание II СПБ, 1826-1881. – ТТ.5, 8, 12.).

2. Х.Ф. Усманов. Столыпинская аграрная реформа в Башкирии. – Уфа, Башгосиздат, 1958. – 175 с.

3. Сборник журналов Уфимского губернского земского собрания XXXVII очередной сессии 1911 года. – Уфа, 1912. С.148 –149.

4. Административно-терроториальное устройство Республики Башкортостан на 1 июня 1999 г. – Уфа: Китап, 1999, 416 с.

5. М.М. Утягулов. К изучению образования чувашских поселений на юго-востоке Башкортостана // Материалы научной конференции Сибайского института БГУ. – Сибай, 2001. – С.82.

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеПосреди РоссииЧувашиядеревня,история,краеведение,православие на Южном Урале,чувашиЧувашские Карамалы Церковь в честь Святителя Василия Великого построена в села Чувашские Карамалы уроженцем села академиком Академии горных наук Василием Васильевичем НиколаевымОтвечаю на комментарий Регины (см. материал Суук-Чишма), которая, в частности, пишет: 'Хорошо бы добавить про храм в селе и христианские традиции чувашей'... Хорошо бы. Но я исхожу из того...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл