63636 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Военно-воздушные силы США – общий анализ

ВВС США наряду с ВМС составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы способны успешно вести жесткую контактную борьбу на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе – таковы оценки российского генштаба. 

Развитию ВВС в США придается исключительно большое значение. Именно этот вид вооруженных сил становится центром притяжения основных инновационных технологий. Как результат – у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не задействуя флот и сухопутные войска. 

В США на данный момент планируются развертывание объединенного центра воздушных операций «Omnia One». Он, предположительно, представляет из себя сеть связи и управления, объединяющую информацию по целеуказанию и театру боевых действий, но и данные о размещении других сил армии США, включая орбитальные аппараты и суда ВМФ. Глобальная цель – увязать в одну сеть и высокотехнологичные летательные аппараты с помощью современных средств коммуникации.

В отличие от РФ и КНР, где каждый из компонентов ядерной триады относится к виду ВС, в США в состав ВВС входят и стратегические бомбардировщики, и МБР. Военно-воздушные силы включают 10 командований (8 целевых и 2 территориальных) и ВВС национальной гвардии. Основными структурными единицами являются воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (акр, эквивалентны полкам), которые в свою очередь делятся на эскадрильи. ВА, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но термины все равно используются.

747477357-640x480 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Командование глобальных ударов (штаб – ВВБ «Барксдейл», штат Луизиана)

Включает оба компонента СЯС США, входящих в ВВС. 8-я ВА (штаб – ВВБ «Барксдейл») – это 2, 5, 7, 28, 509-е бомбардировочные акр и 576-я летно-испытательная эскадрилья. 20-я ВА имеет в составе все МБР «Минитмен-3» (ими оснащены три крыла: 90, 91, 341-е) и 625-ю эскадрилью стратегических операций.

Космическое командование (штаб в Петерсоне, Колорадо)

Включает аэрокосмический центр, центр развития космических инноваций и две воздушные армии.14-я ВА имеет в составе 614-й центр аэрокосмических операций, 21, 30, 45, 50, 460-е космические крылья. 24-я ВА отвечает за ведение кибернетической и информационной войны, располагая крыльями: 67-м боевого применения информационных систем, 688-м информационных операций, 689-м связи.

Боевое авиационное командование (Лэнгли, Вирджиния)

Имеет в подчинении всю боевую авиацию (кроме стратегической и резервных компонентов), дислоцированную на основной территории США. В ее составе четыре ВА, ВВС Сенткома и центр разработки способов боевого применения авиации ВВС.

1-я ВА (Тиндалл, Флорида)

Не имеет боевых самолетов. Она включает восточный (Роум, Нью-Йорк) и западный (Мак-Корд, Вашингтон) секторы ПВО, 601-й центр аэрокосмических операций, координационный центр спасательных операций, 722-ю эскадрилью воздушного контроля (дислоцированную в Канаде).

9-я ВА (Шоу, Южная Каролина)

1, 4, 20, 325-е истребительные акр, 23-е смешанное акр, 93-е операций против наземных целей, 461-е воздушного контроля и 633-е авиабазовое крылья.

12-я ВА (Дэвис-Монтан, Аризона)

49, 355, 366, 388, 432-е акр, 552-е акр воздушного контроля, 557-е акр разведки погоды. 25-я ВА (Сан-Антонио, Техас): 55-е акр, 9, 70, 363 и 480-е разведывательные акр.

Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС (Неллис, Невада)

53 и 57-е акр, 53-я группа оценки систем вооружения, 98-е полигонное и 99-е авиабазовое, 505-е управления крылья. ВВС Сенткома – это несколько экспедиционных акр, временно дислоцированных на Ближнем Востоке и в Афганистане.

Командование воздушных перебросок (Скотт, Иллинойс)

Включает центр перебросок и одну ВА, в составе которой почти вся военно-транспортная и заправочная авиация. 18-я ВА (Скотт): 15 и 21-е транспортные экспедиционные формирования (штабные структуры для организации действий ВТА за пределами страны), 385-я авиагруппа (Инджирлик, Турция), 618-й центр аэрокосмических операций, 12 транспортных и заправочных акр (6, 19, 22, 43, 60, 62, 89, 92, 317, 319, 375, 436, 437-е). В том числе 89-е – «президентский авиаотряд», отвечающий за перевозку высших должностных лиц США.

-транспортный-самолет-С-5 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Американский транспортный самолет С-5

Учебно-тренировочное командование (Сан-Антонио, Техас)

Как следует из названия, занимается обучением летного и технического персонала ВВС. В его составе 2 и 19-я ВА, авиационный университет, медицинский центр.

Командование МТО (Райт-Паттерсон, Огайо)

Занимается материальным, техническим и научным обеспечением деятельности ВВС. В его составе исследовательская лаборатория ВВС и 8 центров: аэрокосмических систем, летных испытаний, поддержки глобальных перебросок, ядерного оружия, обеспечения безопасности, авиационного вооружения, электронных систем, инженерных исследований.

Командование ССО (Мак-Дилл, Флорида)

Отвечает за авиационное обеспечение специальных операций ВС США. Большая часть подразделений дислоцирована на ВВБ «Херлберт» (Флорида): центр специальных операций ВВС, 361-я разведывательная группа, 1 и 24-е акр. Кроме того, в составе командования ССО имеются 27-е акр, 193-е акр ВВС национальной гвардии, 919-е акр ВВС резерва, а также две авиагруппы ССО за рубежом: 352-я (Милденхолл, Великобритания) и 353-я (Кадена, Япония).

Командование резерва ВВС (Робинс, Джорджия)

Представляет собой своеобразные «запасные ВВС», дислоцированные на континентальной территории США. Части резерва постоянно действующие и проходят боевую подготовку по тем же программам, что и регулярные. Многие авиакрылья и авиагруппы (агр) резерва «аффилированы» с акр боевого авиационного командования и командования воздушных перебросок, оснащены теми же самолетами и дислоцированы на тех же ВВБ.

В «запасных ВВС» три армии: 4-я ВА (Марч, Калифорния, включает 16 акр) – резерв для командования воздушных перебросок. 10-я ВА (Форт-Уорт, Техас,19 акр и агр) – резерв для боевого авиационного командования. 22-я ВА (Доббинс, Джорджия, 9 акр) – резерв для командований воздушных перебросок и ССО.

b-52-bombardirovshhik-ssha Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Бомбардировщик B-52

Командование ВВС США в Европе и Африке (Рамштайн, Германия)

Имеет в составе 3-ю ВА (Рамштайн): 31-е иакр (Авиано, Италия), 48-е иакр (Лейкенхит, Великобритания), 52-е иакр (Шпангдалем, Германия), 86-е акр (Рамштайн), 100-е акр (Милденхолл, Великобритания), 435-е акр операций против наземных целей (Рамштайн), 501-е акр боевой поддержки (Олконбери, Великобритания), 404-ю (Рамштайн) и 449-ю (Джибути) африканские экспедиционные группы, 39-е (Инджирлик, Турция) и 65-е (Лажиш, Азорские о-ва, Португалия) авиабазовые крылья, являющиеся обслуживающими единицами, без боевой техники.

Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Перл-Харбор, Гавайи)

Имеет в составе три ВА. 5 и 8-я дислоцированы за пределами США, 11-я – на Аляске.

Кроме того, штабу командования напрямую подчинены части бывшей 13-й ВА на Гавайях. Это 15-е акр (Перл-Харбор), 13-я экспедиционная группа (Перл-Харбор; штабная структура без штатной техники), 36-е акр (Андерсен, Гуам; также чисто штабная структура), 613-й центр аэрокосмических операций и 613-я группа поддержки (Перл-Харбор). 5-я ВА (Йокота, Япония): 18-е акр (Кадена, Окинава, F-15C/D, KC-135R, E-3, HH-60G), 35-е иакр (Мисава, F-16), 374-е акр (Йокота, С-130Е, С-12J, UH-1N), 605-й центр аэрокосмических операций (Йокота). 7-я ВА (Осан, Республика Корея): 8-е иакр (Кунсан, F-16), 51-е акр (Осан, А-10), 607-й центр аэрокосмических операций и 607-я группа поддержки (Осан). 11-я ВА (Элмендорф-Ричардсон, Аляска): 3-е акр (Элмендорф, F-22A, Е-3В, С-130Н, С-12, С-17), 354-е иакр (Эйлсон, F-16), 611-й центр аэрокосмических операций и 611-я группа поддержки (Элмендорф-Ричардсон).

ВВС национальной гвардии

Формально предназначены для обороны территории США, поэтому в мирное время части подчиняются губернаторам штатов. Тем не менее в реальности они регулярно задействуются в операциях за рубежом, поскольку оснащены той же техникой и проходят обучение по тем же программам, что и регулярные ВВС. ВВС НГ каждого штата имеют в составе от одного до пяти акр и агр. Всего в них 81 акр, 3 группы связи, 1 разведывательная группа, 2 группы кибернетических операций, 1 группа спецопераций.

“ Количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент минимально за послевоенный период, а их средний возраст самый большой за всю историю американской авиации ”

-SR-71-3.2М-стратегический-сверхзвуковой-разведчик-ВВС-США Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Локхид SR-71 3.2М стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Самолет прославился своей ненадежностью, за 34 года потеряно 12 самолетов из 32 существующих

Парк поколений

ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов. Кроме самолетов и вертолетов регулярных частей, резерва и национальной гвардии, значительное количество машин ВВС США находится на хранении на базе «Дэвис-Монтан» (AMARG – Aerospace Maintenance and Regeneration Group, группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй. В дальнейшем для краткости про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

Единственным типом МБР в ВВС США являются LGM-30 («Минитмен-3») шахтного базирования, несущие от одной до трех ядерных БЧ каждая. Они состоят на вооружении 20-й ВА командования глобальных ударов в количестве 447 единиц. Кроме того, на хранении имеется до 243 ракет того же типа, которые расходуются по мере испытаний.

Тяжелые МБР шахтного базирования LGM-118 (МХ), способные нести по 10 БЧ каждая, сняты с вооружения. При этом имеется 56 неразвернутых ракет этого типа, которые постепенно переделываются в космические ракеты-носители «Минотавр-IV» для запуска военных ИСЗ.

Основу американской стратегической авиации составляют самолеты В-52Н, каждый из которых несет до 20 КРВБ.

В строю находится 76 бомбардировщиков этого типа, на AMARG – еще 12, а также 95 самолетов предыдущей модификации В-52G. Хотя последние В-52 были выпущены в 1960 году, они останутся в составе ВВС США до 2040-х. Для использования с В-52Н имеется более 1400 КРВБ AGM-86B/C/D и более 400 AGM-129A.

Второй стратегический бомбардировщик ВВС США – В-2А, построенный по технологии «Стелс».

Способен нести ядерные авиабомбы, а также разнообразное обычное вооружение. В составе ВВС 20 самолетов этого типа, из которых один используется как экспериментальный.

Стратегические бомбардировщики В-1В

переоборудованы для использования в неядерных целях. В строю имеется 62 В-1В, на AMARG – еще 18.

Самолет-невидимка F-117

имеет истребительное обозначение, однако неспособен вести воздушный бой из-за особенностей аэродинамики и отсутствия бортовой РЛС. По сути он является тактическим бомбардировщиком.

52 F-117A

выведены из состава ВВС, но остаются на хранении на ВВБ «Тонопа» (Невада) полностью в боеспособном состоянии и могут быть быстро возвращены в строй.

На вооружении остаются 293 штурмовика А-10, на AMARG – еще 103.

Местонахождение 57 самолетов этого типа неизвестно. Возможно, они переоборудуются в боевые БЛА. В будущем именно ими предполагается заменить пилотируемую штурмовую авиацию.

В командовании ССО имеется 30 вооруженных транспортных самолетов («Ганшипов») АС-130 (16 U, 12 W, 2 J; на AMARG – еще 1 U, 6 Н), используемых в противопартизанских и специальных операциях.

C-141-Starlifter-военно-транспортный-самолет Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

C-141 Starlifter – военно-транспортный самолет.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор»

На данный момент единственный в мире стоящий на вооружении в регулярных частях истребитель 5-го поколения. Всего в ВВС США 187 машин этого типа.

F-22 предназначался для замены F-15 «Игл». В настоящее время на вооружении остается до 242 истребителей F-15 (215 С, 26–27 D), на AMARG – еще 166 (54 A, 6 B, 97 C, 9 D) и на хранении ВВС – 7 (3 А, 2 В, 2 С). Местонахождение 14 F-15 (11 А, 3 В) неизвестно.

Кроме того, имеется ударный вариант F-15Е «Страйк Игл» с ограниченными возможностями ведения воздушного боя. В строю 219 таких машин.

Истребитель 5-го поколения, предназначенный для замены F-16 и штурмовиков А-10, – F-35А.

Для собственных нужд предполагается наштамповать 1763 образца, однако пока программа сильно отстает от графика, на вооружение поступило лишь 92 F-35А. Тем не менее это единственный боевой самолет, который в настоящее время производится для ВВС США.

Самым массовым американским истребителем остается F-16.

Сейчас их в строю 958 (2 А, 1 В, 797 С, 158 D), на AMARG – еще 517 (248 A, 51 B, 204 C, 14 D). Кроме того, 20 F-16 (3 А, 17 С) переоборудованы в мишени QF-16. Не исключено, что они могут использоваться и как боевые БЛА. Всего предполагается переделать в мишени 126 F-16А и С ранних серий. Местонахождение 24 F-16 (23 А, 1 С) неизвестно. Видимо, какие-то переделываются в мишени, боевые БЛА, а часть утилизирована.

На AMARG остается 169 истребителей-бомбардировщиков F-4 и разведчиков RF-4 «Фантом» различных модификаций.

Как было сказано, боевые БЛА должны в будущем заменить как минимум пилотируемую штурмовую авиацию. Сейчас на вооружении ВВС США до 150 боевых БЛА MQ-1 «Предейтор» и 154 MQ-9 «Рипер», производство последних продолжается. Однако эти машины способны эффективно действовать лишь при полном отсутствии у противника ПВО, поэтому полноценными заменителями боевых самолетов пока стать не могут.

-2-Spirit Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

В-2 Spirit – очень дорогой стелс-бомбардировщик предназначается для тактических ядерных ударов по отдаленным силам противника

В строю ВВС США 4 ВКП Е-4В на базе «Боинга-747». На AMARG находится 14–15 EC-135 (ВКП на базе «Боинга-707», который в ВВС обозначается С-135). Имеется 47 самолетов ДРЛО Е-3 (16 А, 20 В, 4 С, 7 G; на базе «Боинга-707»), на AMARG – еще 1 Е-3G и 1 Е-3А. Все Е-3А формально переданы в распоряжение НАТО и условно числятся за Люксембургом. Юридически эти 16 самолетов – единственные общенатовские машины, остальная авиационная техника принадлежит конкретным странам, входящим в альянс.

В составе ВВС 22 самолета РЭР (RC-135 и RС-26В), 4 – связи и ретрансляции (Е-11А), 22 – РЭБ (ЕС-130), часть которых может также применяться для проведения психологических операций.

К самолетам разведки и наблюдения относятся 36–37 «Бич-350» (МС-12W), 16 Е-8С (еще 1 на AMARG), 2 Е-9А, 28 высотных U-2S и 4 учебных TU-2S, а также 2 борта программы «Открытое небо» ОС-135В (еще 1 на AMARG). Для ледовой разведки предназначены 10 LС-130Н, для метеорологической – 2 WC-135 и 18 WC-130.

Основной заправщик ВВС США –

созданный на базе «Боинга-707» КС-135: 399 машин в строю (54 Т, 345 R), 10 NKC-135 и 174–176 KC-135 (51–52 А, 4 D, 105 E, 14–15 R) – на AMARG. Имеется 59 более современных КС-10А (на базе DC-10).

Основу военно-транспортной авиации США

составляют сверхтяжелый С-5, тяжелый С-17 и средний С-130. В настоящее время в строю 57 С-5 (5 А, 15 В, 1 С, 36 М), 222 С-17А и 338 С-130 (231 Н, 107 J). На AMARG – 53 С-5A и 157 С-130 (21 H, 136 Е).

Также на вооружении имеется 21 легкий транспортный самолет С-21А («Лирджет-35А», еще 23 на AMARG) и 16 С-12С, на AMARG – еще 2.

Для перевозки высших лиц государства и руководства ВС

используются 2 VC-25А (Air Force One, президентские самолеты-ВКП на базе «Боинга-747»), 11 С-40 («Боинг-737»), 11 С-32 («Боинг-757»), а также 12 С-37 и 6 С-20 (две модификации пассажирского самолета «Гольфстрим»).

Командование ССО имеет легкие транспортные самолеты иностранного производства:

36 U-28 (швейцарские РС-12), 18 C-146 (немецкие Do-328) и 7 С-145А (польские М-28, еще 9 на AMARG). 60 самолетов МС-130 (на AMARG – еще 29 плюс три на хранении ВВС) предназначены для высадки, снабжения и эвакуации групп спецназа, действующих в тылу противника. В спасательных целях используются 33 самолета НС-130 (на AMARG – еще 16), 102 вертолета НН-60 и 43 конвертопланa CV-22В.

Учебная авиация

Включает 178 Т-1А, 504 Т-38 различных модификаций (на AMARG – еще 149), 444 Т-6А. Последние поступают на замену Т-38. Кроме того, на AMARG остается 80 устаревших T-37B.

Подавляющее большинство вертолетов ВС США находится на вооружении сухопутных войск и ВМС. В ВВС имеется около 76 UH-1 (до 11 H, до 65 N, на AMARG – еще 5–6), на вооружении командования ССО – до 6 российских Ми-8.

46747457 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

При всем этом количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент минимально за период после Второй мировой, а их средний возраст самый большой за всю историю американской авиации.

Выпускается в настоящий момент лишь F-35А, программа производства которого сильно отстает от первоначального графика, зато цена многократно превысила первоначально заявленную.

В ближайших планах ВВС США – объединение различных воздушных систем и платформ в единый боевой организм, в котором все воздушные суда коммуникационно-совместимы и обмениваются информацией о боевой обстановке в воздухе. Разработки в этом направлении ведутся с тем, чтобы усилить взаимодействие между летательными аппаратами разных поколений.

Но на данный момент большая часть находящихся в строю самолетов США произведена в 1970–1980-е гг. Старые выбывают значительно быстрее, чем поступают новые. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае крупномасштабной войны. США будут вынуждены любой ценой (в прямом и переносном смысле) выполнять программу F-35, поскольку альтернативы нет. Конечно, будут создаваться боевые БЛА, причем не только специализированные. В любом случае в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая. Нет у США решающего превосходства в воздухе и над Россией.

ВВС США в боевых операциях НАТО

За последние десятилетия в ходе локальных конфликтов США и НАТО широко использовали авиацию. Действия авиационных группировок США и их союзников характеризовались широким применением высокоточного оружия различного предназначения.

Во всех кампаниях основные усилия авиации наступающая сторона с началом военных действий сосредотачивала на завоевании стратегического превосходства в воздухе. Это достигалось нарушением государственного и военного управления, подавлением системы ПВО, поражением авиационных группировок, уничтожением наиболее важных объектов инфраструктуры. В рассматриваемых кампаниях войска (силы) ПВО в состав создаваемых группировок ВВС самостоятельным компонентом не включались.

Активное использование боевого потенциала авиации США и НАТО в различных военных операциях и конфликтах , как считает военное руководство блока, обеспечат им достижения целей практически без боевых потерь в относительно короткие сроки.

Операция «Буря в пустыне» в Ираке

При подготовке к войне против Ирака для защиты войск натовской коалиции, а также важнейших военных объектов на территории стран зоны Персидского залива от ударов с воздуха Соединенными Штатами впервые была развернута эшелонированная многокомпонентная система ПВО/ПРО на ТВД. В ее состав входили западная и восточная группировка сил и средств наземного и морского базирования. Первые включали зенитные ракетные комплексы «Патриот» модификаций ПАК-2,3 Сухопутных войск США. Вторые – американские крейсера и эскадренные миноносцы УРО типа «Тикондерога» и «ОрлиБерк», оснащенные автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) «Инджис» и корабельными зенитными управляемыми ракетами «Стандарт-2».

При проведении операции «Буря в пустыне» (Ирак, 1991 г.) для управления авиацией были развернуты: КП управления ВВС; тактическая группа управления ВВС Франции и ВВС Саудовской Аравии; центр управления тактической авиацией (ЦУТА); самолеты ДРЛО системы АВАКС. Техническая основа системы управления – АСУ стратегического авиационного командования, тактической авиации США и спутниковые системы связи.

В операции «Буря в пустыне» главной формой применения авиации стала воздушная наступательная операция, а основным содержанием – массированные ракетно-авиационные удары (МРАУ). Оперативно-тактическое построение сил и средств МРАУ включало:

1 эшелон – крылатые ракеты морского базирования (до 100 КР);

2 – подавление системы ПВО и дезорганизация управления (до 175 самолетов),

3 и 4 эшелоны – ударные (от 120 до 300 самолетов).

В последующем наносились систематические групповые и одиночные авиационные удары, ракетные удары по вновь выявленным объектам. Силы и средства ПВО группировки осуществляли прикрытие наиболее важных административно-промышленных объектов, группировок войск, авиационных баз, группировок ВМС от ударов оперативно-тактических ракет Ирака и обеспечивали налеты своей ударной авиации.

В течение первых четырех дней операции «Буря в пустыне» на крылатые ракеты пришлось только 16 % ударов. Но уже через два месяца – 55 %. В период проведения операции «Лиса в пустыне» (1998 г.) КР было нанесено около 72 % всех ударов (более 370 ракет). И если в ходе «Бури в пустыне» за 43 дня воздушной кампании по противнику выпустили 282 КР «Томахок», то в операции «Свобода Ирака» за 15 суток – уже около 700.

С каждым новым конфликтом расширялся круг задач, возлагаемых на крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Интенсивность использования КРВБ и КРМБ постоянно возрастала по мере того, как выявлялись их преимущества перед другими видами оружия.

Операция «Лиса в пустыне» в Ираке

Аналогичный характер носили действия группировки ВВС против Ирака в 1998 г. («Лиса в пустыне»). В ходе воздушной наступательной операции было нанесено до десяти ракетноавиационных ударов (РАУ) на глубину до 1000 км. В них участвовали тактическая, палубная, стратегическая авиация и крылатые ракеты морского базирования. Совершено было около 650 самолетовылетов, применено более 400 КРВБ и КРМБ.

В операции «Лиса в Пустыне» руководство группировкой ВВС осуществлялось с оперативного центра управления боевыми действиями (ЦУБД), а управление палубной авиацией, силами и средствами ПВО группировки ВМС – передовым штабом ВМС.

7758589 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Операция «Свобода Ирака»

В ходе операции «Свобода Ирака» (2003 г.) управление группировками ВВС и войск (сил) ПВО коалиционных сил велось с ПУ Объединенной системы ПВО НАТО (6-е ОТАК) и воздушных ПУ (ВзПУ). Основные органы управления (располагались в г. Эль-Хардж, Саудовская Аравия) – ОКП и ЦУВО. С целью осуществления общего контроля воздушного пространства и наземной обстановки в зоне Персидского залива в воздухе постоянно находились самолеты ДРЛО типа Е-3 и Е-2С. Незадолго до начала военной операции к ним присоединились самолеты Е-8С радиолокационной разведки и целеуказания.

В операции «Свобода Ирака» в марте-апреле 2003 г. авиация коалиционных сил (США и Великобритании) применялась в условиях уже достигнутого ранее превосходства в воздухе. Военные действия начались с группового ракетно-авиационного удара по всем учреждениям инфраструктуры, чтобы дезорганизовать военное и государственное управления.

Анализ операций ВВС США и НАТО в Ираке показал, что успех в решении совместных боевых задач достигался благодаря организации централизованного управления ими и четкому их взаимодействию. Авиация обладала полным превосходством в воздухе. Войска, силы и средства ПВО и авиация Ирака системного противодействия не оказывали. Они утратили эту способность в условиях нарушенного государственного и военного управления, непрерывного огневого и радиоэлектронного подавления.

Операция «Решительная сила» в Югославии

В ходе военной агрессии НАТО против Югославии (операция «Решительная сила»,1999 г.) отмечалось массированное применение авиации в форме воздушно-наступательной операции. При этом широко использовалось глубокое огневое поражение важных объектов различного назначения, оказывалось непрерывное воздействие на критические объекты инфраструктуры, активно применялись силы специальных и психологических операций, беспилотные средства разведки.

Основным содержанием военных действий с началом вооруженного конфликта стали массированные ракетно-авиационные удары. В последующем – групповые и одиночные авиационные и ракетные удары по промышленно-экономическим, энергетическим, военным объектам и объектам инфраструктуры. Разведывательная авиация вела непрерывную воздушную разведку, истребительная авиация осуществляла прикрытие боевых порядков ударных групп. Наземные, корабельные силы и средства ПВО защищали аэродромы базирования, корабельные группировки и боевые порядки ударных групп. Авиация и войска (силы) ПВО (как и в 1991-м, 1998 гг.) согласованно работали по задачам, месту и времени.

bombardirovshhik-nato-bombit-belgrad Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Самолеты США и НАТО боибят Югославию

Группировки авиации и воск ПВО Югославии при полном превосходстве авиации НАТО в воздухе, непрерывном огневом и радиоэлектронном воздействии на системы управления и средства противовоздушной обороны активного сопротивления противнику не оказывали. Наземные средства ПВО применялись ограниченно. Обнаружение и определение координат воздушных целей осуществлялось по данным автоматизированных комплексов радиотехнической разведки, радиолокационные станции ЗРК включались кратковременно только для пуска ракет, после чего происходила смена позиций. Истребительная авиация применялась ограничено, мелкими группами по 2-4 самолета. Маневренные воздушные бои, как правило, не велись. В результате задачи прикрытия наиболее важных объектов и отражения средств воздушного нападения противника решены были лишь частично.

Действия тактической, палубной и стратегической авиации ВВС НАТО были направлены на поражение наиболее важных объектов, вывод их из строя. Характерным для этой войны было широкое применение высокоточного оружия, новых высокоэффективных образцов авиационных средств поражения.

При проведении операции «Решительная сила» против Югославии натовцы израсходовали около 700 КРВБ и КРМБ. 70% из них – для поражения стационарных объектов, имеющих высокую степень защищенности и сильную систему ПВО. 30 % – по государственно-административным и промышленным объектам двойного назначения.

Для проведения операции «Решительная сила» была создана единая система управления силами и средствами, которую возглавило ВГК ОВС НАТО в Европе (главнокомандующий – американский генерал У.Кларк). Ответственность за руководство авиационным компонентом объединенной группировки в ходе операции была возложена на командующего 16-й ВА ВВС США генерал-лейтенанта Майкла Шорта, который одновременно являлся командующим ОВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД (Неаполь). Общее планирование боевого применения и постановка задач американской авиации осуществлялись оперативными группами планирования штаба ГК ВВС США в Европе (авиабаза Рамштейн, Германия). Для управления использовались: Центр управления воздушными операциями (ЦУВО) 5-го ОТАК, центры управления и оповещения района ПВО, самолеты ДРЛО Е-3А системы АВАКС, ВзПУ, КП штаба 6-го флота США и командные пункты итальянских авиационных баз.

Непосредственное руководство действиями сводных сил авиации ВС США обеспечивали оперативные группы ВВС США, входившие в состав объединенного центра управления воздушными операциями (ЦУВО) коалиционных сил штаба 5-го ОТАК (Виченца, Италия), центра управления действиями авиации на базе 501-й экспедиционной
оперативной группы, центра координации воздушных операций при штабе группировки ОВС НАТО в Албании.

Основным органом оперативного управления тактической авиацией в ходе операции являлся центр управления действиями авиации НАТО, входивший в состав объединенного ЦУВО 5-го ОТАК. Основу ЦУДА составляли офицеры управления 16-й ВА командования ВВС США в Европе.

ЦУДА в реальном масштабе времени осуществлял контроль над ходом нанесения воздушных ударов, координировал деятельность авиационной и корабельной группировок, принимал решения о перенацеливании авиации или прекращении ударов. В составе 501-й группы в круглосуточном режиме функционировал оперативный центр управления действиями авиации ВВС США, на который были возложены задачи оперативного руководства и координации действий тактической авиации.

Операции в Афганистане и Пакистане

В ходе проведения так называемых операций по поддержанию и стабилизации мира основным способом действий авиации альянса является патрулирование воздушного пространства демилитаризованной зоны в интересах контроля. Примером таких действиях стала операция в Афганистане. Командование НАТО, учитывая диверсионно-террористический характер ведения военных действий, а также сложный рельеф горной местности, вынуждено использовать авиацию ограниченно, только для решения отдельных боевых задач.

В период с октября 2005 г. по февраль 2006-го НАТО провело операцию по оказанию гуманитарной помощи Пакистану, пострадавшему вследствие землетрясения в северных районах страны. Основные усилия в ходе нее были сосредоточены на организации перебросок в зону стихийного бедствия гуманитарных грузов. Для решения этих задач была создана коалиционная группировка войск(сил), включавшая части и подразделения инженерных войск, армейской авиации, тылового обеспечения и боевого охранения (до роты морской пехоты). Всего в операции участвовало свыше 1000 военнослужащих, более 40 вертолетов, около 30 самолетов ВТА и пять кораблей различного типа.

Переброска материальных средств на территорию Пакистана осуществлялась преимущественно воздушным способом. В ходе операции самолетами ВТА стран НАТО было совершено около 170 самолетов – рейсов и переброшено более 3400 т гуманитарных грузов. Согласование действий сил и средств военно-транспортной авиации возлагалось на
координационный центр воздушных перебросок, развернутый при штабе СКО ОВС НАТО (Касто, Бельгия).

Доставка гуманитарных грузов и предметов первой необходимости в пострадавшие районы была организована с задействованием вертолетов армейской авиации. Так, например, вертолетная группа в составе четырех транспортно-десантных вертолетов сухопутных сил ФРГ осуществила более 1100 вылетов (общий налет вертолетов составил более 540 ч), в ходе которых было доставлено свыше 1400 т грузов и около 4400 пассажиров.

74747477 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества

Использование ВВС для защиты от террористов

В целях предотвращения возможных терактов при подготовке и в ходе проведения общественно значимых мероприятий – встреч глав государств и правительств, крупных международных спортивных соревнований и т. д. – на ВВС США возлагаются задачи по предотвращению захвата и использованию террористами воздушных судов, ПВО и контролю воздушного пространства.

Так, в период подготовки и проведения саммита НАТО в Лиссабоне (19–20 ноября 2010 г., Португалия) в целях предотвращения терактов с использованием летательных аппаратов задействовались тактические истребители F-16 (авиабаза Монте-Реал), которые патрулировали воздушное пространство в назначенных районах. Контроль наземной обстановки с воздуха был возложен на передовой отряд вертолетов SA-316, развернутый в 10 км восточнее г. Лиссабон (авиабаза Монтажу). Непосредственное управление авиацией осуществлялось из центра управления авиацией (Мон-санту, Португалия) объединенной системы ПВО НАТО.

 

По данным СМИ и источников ВПК

Аналитическая службаАнализ - прогнозЗащита Отечестваанализ,армия,самолет,СШАВоенно-воздушные силы США - общий анализ ВВС США наряду с ВМС составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы способны успешно вести жесткую контактную борьбу на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе - таковы оценки российского генштаба.  Развитию ВВС в США придается исключительно...cropped-logo_ru-700 Военно-воздушные силы США - общий анализ Анализ - прогноз Защита Отечества