«Третьим Римом» на Руси изначально была Тверь — об этом пишет византист Вадим Лурье в книге «Русское православие между Киевом и Москвой»
На протяжении двух столетий сильнейшим противником Москвы была Тверь, долгое время претендовавшая на роль объединяющего Русь центра. В XII и XIII веках Тверь входила в состав Суздальско-Переяславского княжества, а около середины XIII столетия выделилась в самостоятельный удел.
В 1271 году в Твери появилась своя епископская кафедра. Примерно с этого времени началась история Тверского княжества, продолжавшаяся до 1485 года — года захвата Твери войсками московского князя Ивана III. Тверь была довольно мощным политическим и экономическим объединением. Каменное строительство началось в ней примерно на полвека ранее, чем в Москве (с 1285–1290 годов), и продолжалось почти на протяжении всего XIV и первой половины XV века.
В Твери же впервые зародилась идея «самодержавства» тверского князя Бориса Александровича и концепция «Твери — третьего Рима», получившая полное развитие в Москве, но уже в применении к новому центру по собиранию национальных сил. Политические претензии тверских князей не оправдались, и они проиграли в тяжелой борьбе с московскими князьями.
Тверь была не только признана Флорентийская уния 1439 года, но и положена в основу государственной идеологии. Кстати, единственным светским представителем от Руси в момент принятия Флорентийской унии в Италии был тверской боярин Фома – представитель на Соборе тверского князя Бориса Александровича (интересно, что тверские князья в XIV-XV вв. уже называли себя царями).
Симеон Суздальский (автор «Повести о Флорентийском соборе») уподоблял великого тверского князя Бориса императору Константину. Симеон пишет, что Тверь — это новый Константинополь — идея, спустя почти век позаимствованная московскими князьями. В 1440-е годы в Твери формируется идеология новой христианской империи, со святым князем-мучеником Михаилом Тверским в качестве апостола новой Тверской Руси (тверской князь с 1285 года, борец против Москвы, чьё почитание в Твери началось немедленно после его убиения) и с Борисом Александровичем в качестве нового Константина Великого. Через сто лет подобную попытку предпримет московский князь. Только место «Вселенского» Флорентийского собора займёт Стоглав, собор восточнорусских епископов.
Князь Борис Александрович умер в феврале 1461 года, после чего на княжеский престол был возведён последний самостоятельный князь Твери – его малолетний сын Михаил Борисович (1453-1505, в 1485 году, после окончательного поражения Твери, будет вынужден бежать в Литву). Сразу же после этого был сведён с престола оппозиционный киевскому (московскому) митрополиту Ионе Тверской епископ Моисей. Уже 22 марта 1461 года митрополит Иона рукоположил в Москве нового Тверского епископа – Геннадия Кожу (1461-1477), который никогда не позволит себе иметь отличное от Москвы мнение. Тверь теряет свою самостоятельность и, соответственно, потенциал альтернативного центра силы в Восточной Европе.