Город Далматово (Курганская область)

dalmatovo-panorama-jpg Город Далматово (Курганская область) Провинция

Город Далматово расположен в южной части Туринской равнины, на левом берегу реки Исеть, в 192 км к северо-западу от города Кургана. Население — 12489 чел. (2023 г.).

Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, пищевой и лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Выделяются «Завод СТАРТ» (производитель автоцистерн для пищевой и нефтяной промышленности), «Промтехоборудование» (производитель резервуаров, фильтров и спецоборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности), «Далматовская кондитерская фабрика», «Далматовский элеватор», «Далматовский комбикормовый завод» и «Далматовский Бетонный завод».

stela-dalmatovo-jpg Город Далматово (Курганская область) Провинция

Город свое имя получил от Далматовского мужского Свято-Успенского монастыря, основанного в середине XVII в. пришлым старцем Далматом (в миру – Дмитрий Иванович Мокринский). Личность, до сих пор широко известная и почитаемая на Урале и в Зауралье. Далматовский Успенский мужской монастырь – первое русское поселение в Зауралье, которое находится в г. Далматово Курганской области на высоком левом берегу р. Исеть, в месте впадения в нее р. Течь.

Далматовский монастырь был известен далеко за пределами края и являлся одним из самых крупных за Уральским хребтом. И у истоков величия и славы одного из старейших монастырей Зауралья стоял строитель старец Далмат.

Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью. А с начала XVIII в. за ней прочно закрепилось название – Далматовский Успенский монастырь. Для урало-сибирского края это был редкий случай, когда в название обители вошло и имя ее основателя.

4355252525 Город Далматово (Курганская область) Провинция

Успенская пустынь стала первым русским поселением в долине реки Исеть, сыграла значительную роль в хозяйственном освоении и духовном просвещении края. Более века монастырь был надежным форпостом в обороне восточных рубежей России от кочевых племен

Единственным источником, содержащим биографические сведения о старце Далмате, является сочинение сына Далмата – архимандрита Исаака, , написанное в жанре исторической повести и посвященное первоначальной истории монастыря. Выявлен один список произведения Исаака, рукопись последней четверти XVIII в. «Известие об основании Далматовского монастыря».

Читайте также:  Город Соликамск (Пермский край)

Известно, что мирское имя Далмата – Дмитрий Иванович Мокринский. Происходил он из рода детей боярских. Родился в Тобольске в 1594 году, отец — запорожский казак, пришедший в Сибирь с дружиной Ермака Тимофеевича и за заслуги перед Отечеством пожалованный дворянским званием, мать — из рода тюменского мурзы Илигея Магметова. Родители, люди достаточно образованные, обучили сына основам знаний и военному искусству — владению саблей, копьем, стрельбе из мушкета.

252525255 Город Далматово (Курганская область) Провинция

Получив после смерти родителей в наследство дом и все имущество, Дмитрий распоряжался всем рассудительно и жил «без великия скудости, но и без заметной нужды». Был женат, имел пятерых детей, которым старался передать знания и навыки, что когда-то сам получил от отца и матери.

Похоронив жену уже в зрелом возрасте Дмитрий Иванович отдал детям дом и хозяйство, оставил государеву службу и семью в Тобольске и принял постриг в Невьянском Спасобогоявленском монастыре под именем Далмата. Наделенный даром умения слушать собеседника и обладая красноречием и мастерством убеждения, он быстро выделился среди других монастырских послушников. «За веру и мудрость великую» иноки решили назначить его игуменом. Но за ночь до этого события Далмат покинул Невьянскую обитель. 

В 1644 г. он ушел в глухие места по р. Исеть. Сочинение Исаака связывает этот поступок с тем, что Далмат не захотел принять должности строителя монастыря, предложенной ему братией возможно потому, что был одержим идеей пустынножительства. По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическим отношении место – высокий обрывистый холм, так называемое Белое Городище, при слиянии рек Течи и Исети.

Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. В литературе сложилось мнение, что успех Далмата был обеспечен его родством с Илигеем по материнской линии, но в сочинении Исаака отмечается, что этот факт не соответствует истине. Оно таким образом описывает этот эпизод: «…прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».

Читайте также:  ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО УФЕ

Второй раз Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата, Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас и в искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г. Таким образом, монастырская легенда представляла передачу земельных угодий основателю монастыря как добровольное пожалование.

Скорее всего, Далмат договорился с Илигеем об аренде этой земли за более высокую плату, чем предыдущие арендаторы Королевы и Шипицыны . Как долго продолжалась выплата оброка и как инокам удалось стать безраздельными хозяевами угодий на р. Исеть неизвестно. Спустя 5 лет, в 1651 г., старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Б.Б. Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Получив царскую жалованную грамоту, монастырь стал законным владельцем земельных угодий.

К этому времени первые насельники Далматовой пустыни возвели на Белом Городище деревянную часовню и кельи. Но они простояли недолго — «в то лето (1651 г.) по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (т.е. жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и кельи у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятые Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, монастырь возродился.

Читайте также:  СТРАСТИ ПО СКОРБЯЩЕНСКОЙ

252525525 Город Далматово (Курганская область) Провинция

В 1662–1664 гг. пустынь подверглась опустошительным нападениям башкирских племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель отстраивалась. Старец Далмат несколько раз был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

Далмат прекрасно понимал, что дальнейшее благополучие монастыря зависит от того, насколько прочно он сумеет закрепиться на этой территории, найти надежные источники существования, поэтому главный путь выживания – создание своего пашенного хозяйства. Далмат до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему, как основателю, устроителю и руководителю монастыря, по праву принадлежало и настоятельство в нем. Хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик, его слово было решающим. 

dalmatovo-jpg Город Далматово (Курганская область) Провинция

Умер Далмат 25 июня 1697 г. в возрасте 103 лет и был похоронен на территории монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни Далмат изготовил себе гроб, выдолбив его из большого дерева, который долгие годы хранился в сарае. Для захоронения Далмата был сооружен кирпичный склеп. В 1707 г. над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня. Усыпальница Далмата была главной святыней монастыря. За ней следили, восстанавливали после пожаров, подновляли, украшали. Сама гробница была расписана сюжетами и стихами о первоначальной истории монастыря и иноческом подвиге ее основателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − одиннадцать =

Next Post

Город Алдан (Якутия)

Вс Янв 28 , 2024
Добыча золота на Алдане. Фото начала XX в. Алдан — город и районный центр в южной части Якутии на Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Один из главных […]
Город Алдан (Якутия)