Этот проект, который в современной модификации выпускается с 2019 г., является очень удачной советской разработкой 1970-1980-х гг.
Разработка комплекса «Вереница» с твердотопливной трехступенчатой ракетой Ф-22 стартовой массой 13,5 т. началась по решению ВПК Совмина СССР № 57 от 5 апреля 1976 г. и № 123 от 26 мая 1977 г. в рамках темы НИР «Горизонт-1». Головной разработчик – ленинградское КБ «Арсенал».
Основное назначение комплекса – нанесение ответного удара после ракетно-ядерного нападения противника в рамках концепции гарантированного возмездия «Периметр». Исходя из этого, важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть — сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования.
Контейнерные агрегаты обладали высокой подвижностью при транспортировке в процессе боевого дежурства на штатных автопоездах – контейнеровозах (тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389)
В принципе, комплекс развивал уже опробированную к тому времени идею ракетного поезда в более компактном «автомобильном варианте». После проведения научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса. Во-первых, за счет скрытности от технических средств разведки вероятного противника путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов. Во-вторых, имитировались все работы, которые обычно проводят с контейнерами УУК-30.
В комплексе эти мероприятия должны были снизить вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении путем рассредоточения МПУ и ПКП в обширных районах базирования.
Комплекс должен был производить пуск ракеты без предварительной топогеодезической привязки на произвольных маршрутах патрулирования. Коррекция топогеодезической аппаратуры должна была проводиться на каждых 100 км маршрута.
Время проведения пуска из полной боевой готовности комплекса – менее 2 минут. Из постоянной боевой готовности – менее 20 минут. Дальность стрельбы – 5–8 тыс. км.
Пусковая установка – самоходная на колесном шасси, выполненная в габаритах универсального унифицированного контейнера УУК-30 для перевозки грузов народно-хозяйственного назначения. Старт ракеты осуществлялся из транспортно-пускового контейнера с применением порохового аккумулятора давления. В качестве варианта базирования рассматривались также речные суда, баржи и железнодорожные платформы.
Транспортировка предполагалась штатными контейнеровозами МАЗ-6422 на полуприцепах МАЗ-9389 с имитацией технологических работ, типичных для контейнеров УУК-30
В начале 1980-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной твердотопливной ракеты. К тому времени именно это бюро имело значительный опыт в проектирование стратегических твердотопливных ракетных комплексов (здесь были созданы РК с МБР РТ-2, РТ-2П, РТ-15, велась разработка морского РД Д-11 с БР Р-31).
В 1976 г. конструкторскому бюро «Арсенал» им. М.В.Фрунзе была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976г. № 57 и от 26 мая 1977г. № 123 в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны (ЦНИИМаш и 4 НИИ МО).
В качестве основной войсковой единицы, базирующейся в позиционном районе (ПР), принималась ракетная дивизия в составе: стационарной базы с КП дивизии и технической базой ПР; запасного КП ПР; 4-5 ракетных полков. Состав ракетного полка: стационарная база с КП полка и технической базой полка; недвижный контейнерный КП полка; до 12 контейнерных МПУ. Контейнерная МПУ обеспечивалась всеми необходимыми системами для поддержания ракеты в боевой готовности, подготовки к пуску и проведения пуска по командам боевого управления.
Для увеличения автономности МПУ и ПКП предусматривался вариант придания им контейнерных агрегатов обслуживания, в которых размещаются личный состав дежурных смен и средства жизнеобеспечения
Конструктивно-компоновочная схема малогабаритной твердотопливной ракеты, получившей условный индекс Ф-22, была выбрана исходя из требований. Ракета имела три ступени расположенных последовательно, приборный отсек и головная часть размещались над третьей ступенью.
Старт ракеты из ТПК предполагалось осуществлять с использованием порохового аккумулятора давления (ПАД) – катапультирующий старт с последующим запуском двигательной установки 1 ступени ракеты. В процессе проведения НИР была определена основная предполагаемая кооперация предприятий-разработчиков ПБРК при головной роли КБ «Арсенал» (Главный конструктор разработки – П.А.Тюрин, заместители главного конструктора – Ю.Ф.Валов, В.Г.Волков): КБОМ (МОМ), КБ «Мотор» (МОМ), НИИАП (МОМ), ОКБ «Импульс» (МОМ), ОКБ МТМ (Минтяжмаш), Алтайский НИН XT (MM), ВНИИЭФ (МСМ), ВНИИ «Сигнал» (МОП).
Проведенные проработки показали принципиальную возможность создания отечественной промышленностью ПБРК высокой живучести с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности стрельбы в течение 7 лет. Результаты НИР «Вереница» были использованы КБ «Арсенал» в середине 1980-х гг. при разработке технических предложений по созданию ракетного комплекса с легкой малогабаритной ракетой Ф-27 с двигателем на твердом топливе.
В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты. Дальнейшие работы по созданию малогабаритных МБР были продолжены в МИТ в рамках темы «Курьер». Аналогичные работы проводило КБ «Южное» по теме «Копье-Р».