Пчеловодство в Рязанском крае

kartina-i.n.-kramskogo-pasechnik-1872-jpg Пчеловодство в Рязанском крае

Картина И.Н. Крамского «Пасечник» (1872), на которой можно видеть колоды-дуплянки

Остатки архаичных приемов пчеловодства в некоторых регионах России, например, в Башкирии, сумели превратить в мощный бренд. Но еще в конце XIX в. в Рязанском крае подобная архаика в виде колодного пчеловодства была широко распространена…

Вообще пчеловодство как промысел издавна известно жителям Русской равнины. В истории обычно выделяют пчеловодство бортевое и соответственно пасечное. Первое заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в дуплах деревьев — бортях. В процессе развития земледелия и по мере освобождения площадей от леса человек одомашнил пчелиные семьи и сам научился обустраивать лесные борти, которые затем вовсе вырезались вместе с дуплами (т.н. дуплянки — прим авт.) и размещались ближе к жилью либо в благоприятных для медосбора участках леса. Так бортевое пчеловодство постепенно вытеснялось пасечным — колодным.

После изобретения в 1814 г. черниговским уроженцем Петром Прокоповичем рамочного улья в пасечном пчеловодстве на первый план выходит уже привычное нам рамочное где пчелиные семьи разводят в разборных ульях с вынимающимися рамками. Рамочное пчеловодство наиболее продуктивно, однако, качества и объем собираемого меда напрямую зависят от вида пчеловодства и породы пчел. Вообще сложность и взаимозависимость пчеловодства с другими отраслями хозяйства на мой взгляд хорошо изложены в этой старой статье.

 pasechnik-jpg Пчеловодство в Рязанском крае

Картина Николая Богатова «Пасечник», 1875 г.

В Рязанском крае пчеловодство было известно повсеместно. Его развитие среди местных жителей привело к образованию в XIX в. в приокских лесных районах где сеяли гречиху (одну из лучших сельскохозяйственных медоносных культур) целых дворцовых бортных селений, в которых проживали «государевы бортники» наподобие известных со времен Ивана IV рязанских «государевых рыбаков». Находились эти селения в основном в Зарайском, Егорьевском, Рязанском и Спасском уездах.

Читайте также:  Этнографический диктант в Чувашии

Так, согласно писцовым книгам сер. XVII в. жители села Белоомут отдавали 21 пуд оброчного меда с земли и бортных ухожий (пчельников) «по окладу». Особняком стоит село Середниково Егорьевского уезда, местные жители которого в XIX в. жили исключительно пчеловодством. Также заметно развито пчеловодство было в Пронском, Ряжском, Ранненбургском, Сапожковском, Касимовском (на юге) уездах.

Широкое распространение пчеловодства в рязанских уездах сохранялось до начала XX в. Не было селений где не нашлось бы одной или двух небольших пасек, которые рязанские крестьяне располагали обычно в усадьбах либо на огороде или в саду. Ульи делали в основном в виде колоды-дуплянки, рамочные же конструкции были мало распространены. Держали на пасеках как правило от 5 до 15 таких ульев, получая с одного от 30 до 80 фунтов меда в год.

После начала XX в. происходит почти повсеместное сокращение промысла, связываемое с ухудшением погодных условий, стихийными бедствиями, уменьшением лесных площадей и посевов гречихи и льна. Так, с конца XIX в. в уже упоминавшемся селе Белоомут ульи переводились в село Летово поближе к посевам гречихи, а осенью возвращались назад.

Известен случай когда из-за голода в 1891 г. на пасеке в деревне Свистуново Новотишевской волости Рязанского уезда, насчитывавшей 200 колод, вымерли все пчелы. Вплоть до 1920-х годов в Рязанской губернии можно было наблюдать бортнические меты — древние крестьянские знаки собственности.

По данным статистического учета, в 1894 г. в Касимовском уезде насчитывалось 16 121 колода с пчелами, в Егорьевском — 12 936, в Спасском — 11 256, в Сапожковском — 10 233, в Ряжском — 5992, в Михайловском — 5928. На 12 восковых заводах было произведено 904 пуда свечей.

Читайте также:  МОРДОВСКИЕ ЯЗЫКИ

В 1893 г. на Первой выставке предметов и продуктов пчеловодства, устроенной Русским обществом пчеловодства в Санкт-Петербурге, были отмечены и рязанские пчеловоды. Дмитрий Дмитриевич Волков из г. Кадом был награжден похвальным листом «за мед, ульи и модели ульев». Сведений о Д.Д. Волкове мало, известно лишь, что пчеловодство давало ему средства к жизни. К 1899 г. он имел 200 собственных ульев и заведовал чужими пасеками в 300 ульев.

Павел Павлович фон Дервиз из г. Пронска получил малую серебряную медаль «за улей, мед и применение размера рамки Русского общества пчеловодства к улью Рута». В 1896 г. на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде экспертная комиссия присудила П.П. фон Дервизу серебряную медаль «за коллекцию моделей ульев, пчеловодных принадлежностей и устройства курсов пчеловодства».

Нельзя не вспомнить еще одного кадомского пчеловода — Дмитрия Филипповича Андронова. На пчеловодной выставке, проходившей в 1909 г. в Санкт-Петербурге, ему присудили почетный диплом за изготовление 2 тыс. ульев. Через год Д.Ф.Андронова наградили золотой медалью «за весьма полезную деятельность по организации промышленного пчеловодства и за массовое производство доброкачественных ульев и других пчеловодных принадлежностей».

 

Источники: Рязанский этнографический вестник № 60. Т.А. Воронина «Традиции питания рязанских крестьян» (XIX — начало XX вв.). Рязань: РОНМЦНТ 2017. Материалы кандидата биологических наук Е. Соколова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 7 =

Next Post

Что нам нужно для Победы?

Чт Сен 26 , 2024
Философ Александр Дугин: Для Победы нам нужна огромная армия. И лучше собрать ее сейчас — до вероятного фронтального столкновения с НАТО. И подумать о ее […]
Философ Александр Дугин о ТВ, прессе и интернет