
С момента публикации книги Освальда Шпенглера «Закат Европы» прошло более ста лет, однако его идеи по-прежнему актуальны
Философ предсказывал упадок европейской и возникновение русско-сибирской цивилизации. Уникальность каждой культуры он объяснял своеобразием её «души». Умирание любой культуры, по Шпенглеру, характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Длительность существования культуры, предполагал он, составляет около 1000 лет.
Шпенглер считал, что русско-сибирская культура находится на стадии зарождения. Он не связывал её с реальной русской культурой, считая её «псевдоморфозой» — ситуацией, когда чужая сложившаяся культура оказывает такое сильное воздействие на культуру юную, что той так и не удаётся дойти до созидания собственных форм.
Замысел Шпенглера поражает масштабом. Он утверждает, что европейская цивилизация не обладает интеллектуальным превосходством по сравнению с другими культурами, например, арабской или китайской. Поэтому Европа не вправе навязывать другим народам свои взгляды на то, как им следует жить или какая политическая система должна доминировать.

Обсуждая различные формы правления, Шпенглер отмечает: «Сегодня мировая история воспринимается как история народов, хотя это не является однозначным и не перекликается с мышлением греков или китайцев. Все остальное — культура, язык, искусство, религия — создается народами. Государство — это форма народа».
Это подразумевает, что демократия в Германии всегда будет отличаться от демократии в Сербии. Это естественно, так как разные культуры и менталитеты порождают разные социальные нормы.
В связи с этим попытки некоторых западных стран навязать свои «общепринятые принципы демократии» могут быть даже вредными, поскольку они стремятся изменить культурный код народа, вместо того чтобы следовать благим намерениям. Ни одна европейская страна не должна вмешиваться во внутренние дела другой, независимо от того, находится ли она также в Европе.
Что касается современных событий, то у Шпенглера есть поразительная цитата: «Любая сегодняшняя „философия“ является не чем иным, как внутренним отказом от борьбы и стремлением плыть по течению, с трусливой надеждой укрыться от реальности при помощи мистики». Необходимо пристально и критически наблюдать за тем, что происходит вокруг, иначе жизнь пройдет мимо нас по сценарию, написанному другими.
Идеи Шпенглера о русско-сибирской цивилизации (далеко не бесспорные) включают описание, стадии развития, особенности ментальности народа и судьбу цивилизации.
Шпенглер утверждал, что подлинная история России ещё впереди — русско-сибирская культура станет одной из девяти великих культур человечества. Для объяснения феномена «предыстория культуры» Шпенглер использовал понятие «псевдоморфоза»: зарождающаяся культура скрывается под внешними формами, напоминающими какую-то уже существующую, «зрелую» культуру. Например, «Петровская Русь» — псевдоморфоз русской истории, который охватывает период с 1703 года (основание Петербурга) до 1917 года (большевистская революция).
Шпенглер писал, что русско-сибирская цивилизация возникает в недрах своего материнского ландшафта, с которым тесно связана. Вот некоторые ключевые её характеристики:
- религиозная основа как ядро культуры.
- прасимвол русской души, отличный от европейского.
- двойственность культуры: городской (западный) и сельский (традиционный) миры.
Шпенглер выделял особенности ментальности народа русско-сибирской цивилизации — отсутствие чёткого самосознания (нет «Я», которое противопоставляет себя другим людям), коллективная вина и коллективная ответственность (русскому человеку чуждо понятие личной вины и личной ответственности), отсутствие вертикальной тенденции в русском жизнечувствовании, например, в представлениях о государстве и собственности.
