Мордовские сёла Самарской губернии (конец XIX в.)

mordovskie-sela Мордовские сёла Самарской губернии (конец XIX в.)

Приводим перечень мордовских селений Бугурусланского и других уездов Самарской губернии с указанием населения и даты постройки храмов по данным газеты «Самарские епархиальные ведомости» (номера 22-24 за 1886 г.). Орфография и пунктуация сохраняется

 

samarskie-eparhialnye-vedomosti-jpg Мордовские сёла Самарской губернии (конец XIX в.)

 

Мордва – финское племя, делится на две главные отрасли: Мокшу и Эрзю, третья – Каратай почти исчезла. Общее количество мордвы определяется более чем в один миллион душ обоего пола. Живет она в губерниях: Симбирской (где составляет 12 % населения), Пензенской (10 %), Самарской (около 9 %), Нижегородской (менее 9 %), Саратовской (менее 6 %), Оренбургской и Уфимской (5 %), Тамбовской (2,5 %), Казанской (1 %) и 300 душ в губернии Таврической.

В Самарской губернии Мордвы считают 184.553 души обоего пола. По уездам она распределяется так: в Самарском ее насчитывают 16.699 душ обоего пола, Ставропольском 33.177 душ, Бугульминском 28.367, Бугурусланском 62.160, Бузулукском 30.050, Николаевском 12.128 и Новоузенском 1.972 души обоего пола. Таким образом, по количеству Мордовского населения первое место в губернии принадлежит Бугурусланскому уезду…

Как распределяется Мордва собственно в каждом из уездов, можно видеть из прилагаемой при этом таблице, составленной на основании сведений, добытых в 1885 году канцеляриею Самарской Духовной Консистории и клировых ведомостей.

 

Таблица расселения Мордвы по уездам и благочиниям (округ / приход церковный / число душ – женского населения / мужского населения / итого / время основания храмов):

1. I. Кирюшкино 772 / 807 / 1579 (1859 г.)

2. I. Большие Толкаи 1182 / 1215 / 2397 (1855)

3. I. Малые Толкаи 1237 / 1300 / 2537 (1865)

4. I. Ключевский приход (с. Ключи и д. Ега) 1485 / 1565 / 3050 (1770)

5. I. Ибряйкинский (д. Нуштайкина, или Муштайкина) 668 / 681 / 1349 (1773)

6. II. Флоркино (Ерзовка) 454 / 609 / 1063 (1861)

7. II. Семеновка 172 / 167 / 339 (1864)

8. III. Захаркино 590 / 653 / 1243 (1856-61)

9. III. Исаклы 261 / 280 / 541 (1817-59)

10. IV. Аделяково 902 / 999 / 1901 (1772)

11. IV. Аманак 444 / 622 / 1055 (1801-45)

12. IV. Вечканово 797 / 837 / 1634 (1760)

13. IV. Воскресенское 906 / 876 / 1782 (1841)

14. IV. Исаково 89 / 88 / 197 (1760)

15. IV. Ишуткино 619 / 635 / 1254 (1781)

16. IV. Кротково 534 / 500 / 1034 (1788-1814)

17. IV. Ново-Ганькино 103 / 109 / 212 (1855-79)

18. IV. Старые Сосны 1471 / 1486 / 2957 (1840)

19. V. Покровка 644 / 675 / 1319 (1822)

20. V. Сарайгир 600 / 625 / 1225 (1821-24)

21. V. Кузьминовка 196 / 220 / 416 (1835-38)

22. V. Кармала-Ивановка 603 / 652 / 1255 (1844-50)

23. V. Мартыново 600 / 640 / 1240 (1853-58)

24. V. Григорьевка 620 / 635 / 1255 (1874)

Читайте также:  УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

25. V. Афонькино [Коровино] 1195 / 1205 / 2400 (1838-57)

26. V. Палибино 806 / 826 / 1632 (1771)

27. V. Мордовская Бокла [Советское] 500 / 539 / 1039 (1875)

28. V. Нойкино 781 / 793 / 1574 (1877-78)

29. V. Пронькино 598 / 667 / 1265 (1876)

30. V. Мордовский Бугуруслан 963 / 1068 / 2031 (1821-28)

31. V. Аксаково 441 / 506 / 947 (1816-22)

32. V. Рычково 554 / 593 / 1147 (1865)

33. V. Сок-Кармалы [Северное] 258 / 299 / 557 (1835-82)

34. V. Красноярка 779 / 855 / 1634 (1877)

35. V. Русская Бокла 282 / 269 / 551 (1836)

36. V. Кандызская слобода (получила начало между 1745-50 годами) 879 / 931 / 1810 (1791-97)

37. V. Павлушкино 1011 / 1037 / 2048 (1843)

38. V. Баклановка 720 / 721 / 1441 (1839-64)

39. V. Петровка 300 / 270 / 570 (1874)

40. V. Большой Сурмет 1148 / 1200 / 2338 (1854-78)

41. VI. Борискино 378 / 417 / 795 (1866)

42. VI. Зернаевка 758 / 790 / 1548 (1880)

43. VI. Камыш-Садак (в том числе в д. Савельевке 185 м.п., 210 жен., 395 обоего) 1178 / 1162 / 2340 (1866)

44. VI. Тимошкино 446 / 443 / 891 (1865)

45. VI. Георгиевский (д. Емантаевка) 887 / 810 / 1697 (1861)

46. VI. Радовка 170 / 179 / 349 (1864-70)

Итого в сорока шести поселениях 30.973 мужского пола, 31.187 женского пола; 62.160 обоего пола.

 

Если принять народонаселение Самарской губернии за 2.232.265 душ обоего пола, как то значится в Самарском «Адрес-Календаре» на 1885 год, то Мордвы окажется около 8,27 % всего населения и около 10,74 % собственно православного (нужно заметить, Мордва вся почти православного исповедания), а по уездам: в Самарском почти 5, 83 % всего населения, Ставропольском около 13,81 % его, Бугульминском почти 11,1 %, Бугурусланском 21 %, Бузулукском почти 7,1 %, Николаевском почти 3 %, Новоузенском около 0,6 % всего населения уезда. Таким образом, в процентном отношении первое место по количеству Мордовского населения занимает опять таки Бугурусланский уезд…

В таблице, между прочим, показаны села и деревни, в которых Мордовское население сравнительно очень слабо (от 20 человек до 300 с небольшим). Таковы, например, … в Бугурусланском уезде – Семеновка (339), Исаково (197), Ново-Ганькино (212) и Радовка (349)… Можно с достоверностью предположить, что в означенных селах Мордва пришлый народ и сравнительно не особенно давний поселенец, а коренными их жителями должны быть или Русские или Чуваши или другая какая народность, смотря по тому, с кем в селах живет Мордва; во всяком случае, в них Мордва заявилась не ранее первой четверти XIX века, а в некоторых и в позднейшее время.

Читайте также:  Сергиевская церковь в Уфе

Храмы в Мордовских селах начали строиться вскоре после основания самых сел… В таблице в графе «время основания храмов» против некоторых сел проставлены две цифры. Если разность между двумя рядом стоящими цифрами не особо велика, по крайней мере, не достигает 10, то это значит, что первая цифра означает год начала построения церкви, а вторая год освящения ее; если разница достигает нескольких десятилетий, то первая цифра показывает год первой постройки храма, а вторая год второй или перестройки ее.

Из описания расселения Мордвы по Самарской губернии видно: 1) что Мордва колонизовала Самарскую губернию с двух сторон – с севера из Уфы (или Лаишева), с запада из Самары (или Ставрополя, – мы не берем в расчет позднейшие ее поселения по Иргизу). Это доказывается как историческими данными, так и характером местности, занимаемой Мордвою.

Колонисты, вернее поселенцы, прошлого XVIII столетия за исключением так называемых Тептярей (т.е. беглецов, в состав которых входили многие инородцы), перед окончательным заселением ими известной местности, заявлялись в центральные пункты, для того назначенные, для совершения некоторых формальностей, а такими в заволжском крае издавна были Уфа и Самара (и после Ставрополь); к тому же оба эти города (Уфа и Самара) и в прошлом столетии служили лучшими пристанями на Волге и притоке Камы – Белой…

Местность, ныне занимаемая Мордвою, показывает, что Мордва шла с севера и запада по течению рек Ика и Демы, Черемшана, Сока, Кинеля, Самарки и Мочи [вероятно, Мочегай]. Иначе чем объяснить скученность Мордвы при верховьях – Ика и Демы с одной стороны, Черемшана, Сока и Кинеля – с другой. Здесь, очевидно, два направления Мордовского колонизационного движения пересекали одно другое.

Аборигенами края Мордва не могла быть, что доказывается историей края, из которой видно, что в пределах бывшего Казанского ханства, или царства, Мордва обитала по обоим берегам Волги – лишь верхней до Казани. Южнее и восточнее означенных границ Мордва не могла обитать уже потому, что там кочевали разные Азиатские орды – позднее Ногаи и Башкиры, враждебно настроенные к земледельцам, кто бы они не были…

В некоторых селах Самарской губернии Мордва почти обрусела, в других близка к обрусению и только в немногих сохранила все черты своей национальности. Вполне или почти обрусела, т.е. сделалась Русскими, как по одежде, обычаям, так отчасти и по языку в селах Тростянке, Шиланском Ключе и Бузаевке Самарского уезда; во всех селах по левую сторону Самарки в Бузулукском уезде, Самарском, далее в Николаевском и Новоузенском уездах, близка к обрусению во Флоркине, Больших и Малых Толкаях, Ключах с Егой, Кирюшкине с Нуштайкиною и Семеновке Бугурусланского уезда; в селах Ставропольского, расположенных по левую сторону Черемшана.

Читайте также:  Село Покровка (Оренбургская область)

Тут еще, правда, встречаются семейства, в коих женщины и дети не понимают ни слова по-русски; но мало уже таких семейств, где мужчины не говорили бы свободно на Русском языке и где бы не оставлялся костюм древней Мордвы или, по крайней мере, не видоизменялся. В Бугурусланском уезде, севернее Кинеля, Бугульминском и отчасти Ставропольском, по правую сторону Черемшана, Мордва еще придерживается старины, да и то не повсюду. Вообще же, должно заметить, дело обрусения Мордвы приходит к концу: еще какая-нибудь сотня лет – и от Мордовского имени в Самарском крае останется одно воспоминание…

 

Расселение мордвы по Бугульминскому уезду Самарской губернии (дата постройки храма):

1. Мартыново (1799)

2. Борискинский (с. Борискино и д. Наумовка; 1784)

3. Домосейкино (1855-70)

4. Лукинский (д. Добрина; 1821)

5. Ново-Маклаушинский (с. Новые Маклауши и д. Тирикла; 1871)

6. Ново-Мертовщинский (д. Домосейкина; 1809)

7. Поповский (д. Дмитриевка и Измайловка; 1860-63)

8. Секретарский (с. Секретарка и д. Ново-Борискина; 1872)

9. Старо-Маклаушинский (с. Старые Маклауши и деревни: Казбулат, Старая и Новая Урмагсейка; 1798-1880)

10. Верхне-Кармальская слобода (1786-1872)

11. Ново-Кувацкая (1828)

12. Старо-Кувацкая (получила начало между 1745-50 годами; 1801)

13. Петровское (1853-63)

14. Тихоновка (1863-65)

15. Туарма (1804-49)

16. Черемшанская Крепость (построена в 1732 году; 1769)

17. Шентала (1828)

Итого в семнадцати селениях 13.687 муж. пола; 14.670 жен. пола; 28.367 обоего пола.

 

Бузулукский уезд:

1. Лабазы (1836-39)

2. Курманаево (1836-39)

3. Алексеевский (д. Новотроицкая, все молокане; 1836-39)

4. Гришкино (1858)

5. Герасимовский (с. Герасимовка и д. Тарпановка; 1836)

6. Благодаровка (1853)

7. Перовка (1843-66)

8. Георгиевское (1852-54)

9. Филипповка (1854-69)

10. Виловатое (1836)

11. Коноваловка (1843-46)

12. Съезжее (1824-27)

13. Черновка (1832)

14. Колки (1844)

15. Неприк (1859-61)

16. Новотепловка (1807-62)

17. Ключевский (д. Новотоцкая; 1851)

18. Баклановка (1837-41)

19. Нижняя Вязовка (1844-50)

20. Каменка (1853-54)

21. Пронькино (8 округ; 1870-71)

22. Шулаевка (1860-64)

23. Яшкино (1836-41)

24. Толкаевка (1849)

25. Михайловка (1848)

26. Пронькино (11 округ; 1861-63)

27. Шестаковка (1857-60)

28. Богдановский (д. Большая Ремизенка; 1853-58)

29. Логачевка (1839)

30. Преображенский (д. Кишаловка; 1860-63)

31. Ефимовка (1843-49)

Итого в тридцати одном селении муж. пола 14.858; жен. пола 15.152; 30.050 обоего пола.

 

Источник: Самарские епархиальные ведомости, номера 22-24 за 1886 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =

Next Post

Чувашские деревни Буинского района (Татарстан)

Ср Дек 11 , 2024
В Татарстане сегодня проживают около 100 тысяч чувашей. Есть культурные общины и центры, выпускаются газеты, ведётся радиовещание на чувашском языке. Живут чуваши преимущественно в селах […]
Чувашские деревни Буинского района (Татарстан)