Принципиальная схема новой российской авиационной крылатой ракеты Х-50
Проект КТРВ / ГЗУР
В начале декабря 2017 года в открытых источниках появилась дополнительная информация по новой российской авиационной оперативно-тактической крылатой ракете Х-50. Эта российская разработка предназначена для действий в условиях сильной противовоздушной обороны противника. По сообщению Петра Бутовского (статья «Russian bombers to be armed with new Kh-50 theatre-level cruise missile» в журнале «Jane’s Missiles & Rockets»), развертывание производства ракет Х-50 планируется в рамках новой российской Государственной программы вооружения на 2018-2027 годы (ГПВ-2027).
Научно-исследовательские работы по созданию крылатой ракеты проведены дубненским подразделением «Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение» (генеральный конструктор и гендиректор корпорации — Борис Обносов). В новой ракете использованы результаты испытаний по теме НИР «Холод-2», а также опыт создания экспериментального аппарата «Игла» Центральным Институтом Авиационного Моторостроения имени Баранова.
В 2013 году СМИ сообщили, что «ракета создана корпорацией ТРВ, но пока летает лишь несколько секунд». Так журналисты интерпретировали заявление Б. Обносова на авиасалоне МАКС-2013 о том, что в России уже есть ракеты, которые несколько секунд могли лететь со скоростью 4.5М (имелись ввиду ракеты Х-90 и «Холод» 1980-начала 1990-х гг.).
К декабрю 2017 года стало известно о совместной разработке дубненского МКБ «Радуга» и головного отделения КТРВ в городе Королеве.
Воздушные носители крылатых ракет
Ракетой Х-50 планируется вооружить модернизированные дальние бомбардировщики. Так, на бомбардировщике Ту-22М3М разместятся две ракеты на внешней подвеске и шесть ракет на внутренней револьверной пусковой установке. Стратегический бомбардировщик Ту-95МСМ сможет нести до 14 ракет. Самолеты Ту-160M/М2 будут оснащать 12 ракетами.
Размещение Х-50 в оружейных отсеках бомбардировщиков скорректировало параметры ракеты. Она имеет длину 6 м (примерно на 1,5 м меньше, чем ракета Х-101) и массу около 1600 кг. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем разработки АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро» (OMKБ) «Изделие 37-04» (или ТРДД-50Б). Это дает дальность полета более 1500 км с крейсерской скоростью 700 км/ч (и максимальной скоростью 950 км/ч).
Электронно-оптическая система наведения обеспечит точность поражения цели 3-5 м. Боевая часть ракеты может быть двух типов:
проникающей БС-715П для поражения защищенных целей,
кассетной БС-715К для поражения аэродромов и других площадных целей.
Фюзеляж ракеты сплюснут, имеет поперечное сечение и граненые стороны. Эти формы сочетают в себе требования стелс-технологий (уменьшение радиолокационной заметности), а также эффективного использования оружейного отсека бомбардировщика.
Система наведения включает комбинацию инерциальной навигационной системы с коррекцией по GPS / ГЛОНАСС на маршевом участке и электронно-оптическую цифровую корелляционную систему «Отблеск» для конечного участка.
Помимо малозаметности, для проникновения в районы, прикрытые противовоздушной обороной, ракета использует маловысотный режим полета, а также станцию активных электронных помех и буксируемые ловушки.
https://youtu.be/9JaxS9k7xl8
Смотреть видео. Раскрыты характеристики новой российской ракеты Х-50
Американский адмирал Уильяма Гортни, глава Командования воздушно-космической обороны США заявил, выступая в Атлантическом совете в Вашингтоне. «От российских крылатых ракет новейшего поколения крайне трудно защищаться». Он считает, что российские крылатые ракеты могут точно и без особых помех поражать цели на северо-западном тихоокеанском побережье США, будучи запущенными дальней авиацией, подводными лодками или наземной техникой.