ТАКМАК, разновидность башкирской скорой песни, припевка к пляскам или плясовая песня, разновидность поэтического состязания, шуточного, комико-иронического характера, распространенная преимущественно в молодежной среде. Этим такмак отличался от айтыша – более серьезного вида поэтического соревнования, бытовавшего среди поэтов-сэсэнов. Образцы такмака впервые записаны в конце XIX века С.Г. Рыбаковым и описаны в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Первые запись на фонограф осуществлены в 1929-1931 годы И. В. Салтыковым. Первые публикации — в книге «Башкирские народные песни». Такмак использовали во время обрядов исцеления, как песенные вставки, в эпосах («Караюрга») и сказках о животных («Четыре друга»), во время плясок. Исполняются в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), предметов быта (ложка, скалка, ведро, поднос). В настоящее время жанр практически выродился.
Фото Наиля Галеева (Уфа)
По манере исполнения такмаки близки русской частушке — исполняются во время массовых хороводных игр и обрядов. По содержанию их подразделяю на: 1) плясовые; 2) обрядовые; 3) игровые; 4) сценические; 5) такмаки-дразнилки. 6) такмаки-памятки (альбомные); 7) такмаки-небылицы; 8) такмак-айтыш. В хороводно-игровых и плясовых такмаках ритм и манера исполнения обусловлены игровыми движениями в хороводе. Как правило, хореографический рисунок пляски несложен — он включает переборы ног на месте или в движении вперед-назад, «притопы» и т.п.
Такмаки исполняли индивидуально и коллективно, обычно без сопровождения на музыкальных инструментах. Такмак исполняется в речитативном и песенно-речитативном мелодическом стиле. Плясовые такмаки по сравнении с другими видами более просты по содержанию. Главней объект в них — пляшущий человек, а основная тема — сама пляска. Тесно связанные с процессом пляски, такмаки служат воодушевлению, подбадриванию танцора, поэтому обычно пронизаны легким юмором и в большинстве случаев начинаются словами «бейе, бейе» (пляши, плети), «бас. бас» (топни, топни). Особенность плясовых такмаков — они содержат небольшой припев-рефрен, который произносится всеми гостями в момент пляски.
Поэтические тексты такмака — четверостишия с разделяющимися на двустишия из 8-7 слогов, реже трухстишия. Текстам соответствуют 2 частные напевы, опирающиеся на ангемитонные звукоряды и имеющие амбитус в пределах октавы, реже — децимы. По композиционной форме и другим поэтическим особенностям такмак близок древнему, ныне забитому жанру харнау, в некоторых тюркских языках «сарын», «сарнав». Харнау по своей сути и назначению — шаманские заклинания. Такмак по типу различается на восхваляющий («Карабай»), высмеивающий («Сонайым»), такмаки — приглашения на танец («Спляшет он»); по связи с обрядовым или игровым действиями — свадебные («Йыуаса» — «Юаса», «Сыбыртҡылау» — «Ритуальное изгнание гостей») и хороводно-игровые («Ай, дубр, дубая», «Белый стакан», «Косилка, молотилка», «Ныряет утка, ныряет гусь» и др.). В хороводно-игровых и плясовых такмаках ритм и манера исполнения обусловлены игровыми движениями в хороводе. Как правило, хореографический рисунок пляски несложен – он включает переборы ног на месте или в движении вперед-назад, «притопы» и т.п.
Лит.: Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала. – Уфа, 1995.