«АЛДАР И ЗУХРА»

9066575484948 «АЛДАР И ЗУХРА» БАШКИРИЯ Народознание

«АЛДАР И ЗУХРА», памятник литературы конца XVIII – нач. XIX в., созданный в традициях одноименных народных эпических сказаний. Текст произведения состоит из 56 частей и имеет прозаическую форму. В начале XIX в. переведен на русский язык (возможно Т. Беляевым), но не опубликован. Обнаружен в 1961 г. в рукописном фонде Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. На башкирский язык переведен поэтом Р. Гариповым. Рукопись имеет название «Мои вечера. Сказки башкирские», посвящена оренбургскому губернатору Бахметьеву. Рассказывает о жизни и быте башкир, их взаимоотношениях с соседними народами.

Лит.: Башкирское народное творчество. – Т. 1: Эпос. – Уфа, 1987.

Краткое содержание

Сюжет хикаята строится на рассказах овдовевшей красавице-батыре Зухре, которая с детства упражнялась в стрельбе из лука, езде на конях, — в этом ей не было равных не только среди девушек, но и среди мужчин; о встрече с отважным батыром Алдаром, их любви и женитьбе; о совершённых ими подвигах и т. д. В эпосе «Алдар и Зухра» нашли широкое отражение обще­ственная жизнь, нравы, обычаи и традиции, знания и верования древних башкир. Идея укрупнения и объединения башкирских племен в хикаяте получает свое дальнейшее развитие, здесь описывается процесс объединения башкирских племён — степных (семиродцев) и лесных башкир в единый народ.

Эпос «Алдар и Зухра» начинается с по­вествования о непростой судьбе Аллабирде, который овдовев и лишившись трёх сыновей, по совету родственников решается жениться на Зухре дочери Кидряса. Не без трудностей добравшись до Ирендыка, Аллаберде со своим спутником Елкибаем встречается с Зухрой.

Читайте также:  Средняя продолжительность жизни в Уфимской губернии

Далее повествование в хикаяте ведётся со слов её главной героини — Зухры. Она с детства старалась походить нравом и внешним видом на мужчин, даже на йыйынах соревновалась с джигитами. Красота её была равна её храбрости — она ловко стреляла из лука, а в борьбе и езде на лошадях не было ей равных. Во время охоты на зверей была лидером. Однажды батыр-кыз (девушка-батыр) сразилась с «непомерной величины» неуязвимым белым медведем — вожаком медведей. Многие батыры боялись её, и поэтому женихи не сватались к ней.

Чтобы узнать о своём будущем, Зухра отправляется в сторону устья Ак-Идели, где встречается с прорицателем, который рассказывает ей о её суженном.

Здесь же Зухра встречается с Алдаром — батыром семиродцев. Алдар рассказал что искал её, был у родителей Зухры на берегу Кандрыкуля. Вскоре они возвращаются к родителям батыр-кыза. На её родине устраиваются большие празднества со скачками, поединком батыров, во время которых Алдар и Зухра были объявлены равными друг другу в силе и проворстве. В итоге они поженились, а после свадьбы супруги отправляются в путь на родные земли Алдара. Эпос заканчивается на повествовании встречи главного персонажа со своими сородичами.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 12 =

Next Post

АЛЕКТОРОВ Александр Ефимович, историк и этнограф

Пн Дек 3 , 2012
АЛЕКТОРОВ Александр Ефимович (1861, Пензенская губерния — 1919) известен как публицист, деятель просвещения, педагог, историк и этнограф. Знаток тюркских языков, нравов, быта, культуры казахского народа. Автор […]
Большая игра на мусульманском Востоке