Этнографический диктант в Чувашии
— в нем приняли участие более тысячи жителей региона
«Диктант позволит оценить уровень этнографической грамотности населения, знания о народах, проживающих в России. Он привлечет внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений», – говорят организаторы.
Кто такие «комы», для которых весной пекли блины, чтобы задобрить, теперь, видимо, знает каждый участник Большого этнографического диктанта, который прошел 2 ноября. Ибо по общепризнанному мнению его писавших, «диктант не только проверяет знания, но и образовывает, просвещает, пробуждает желание еще больше читать, узнавать, расширять свой кругозор».
Напомним, просветительская акция (ее организаторы — Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство национальной политики Удмуртской Республики) нынче прошла в третий раз. Диктант писали во всех регионах страны, «от Москвы до самых до окраин», а также в Киргизии, Таджикистане и Молдове. Свои знания об истории, культуре, обычаях народов России проверяли на земле и в космосе, в Китае и Антарктиде.
Жители нашей республики экзаменовались на 13 площадках — на десяти в Чебоксарах (ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, ЧГУ имени И.Н. Ульянова, Институт культуры, Национальная библиотека, Детско-юношеская библиотека, Музей чувашской вышивки, гимназии № 1 и 2, средние школы № 18 и 37), а также в Новочебоксарске (химико-механический техникум), Канаше (педагогический колледж) и Алатыре (технологический колледж).
По данным региональных координаторов (Минкультуры и Минобразования), в акции участвовало 1132 человека (в прошлом году 850), люди самых разных возрастов и рода занятий. Самому молодому участнику — 9 лет, самому старшему — 80.
Правда, диктантом акцию можно назвать лишь условно. Скорее это тест с вариантами ответов. Всего 30 вопросов: 20 — общие для всех, про страну в целом, и 10 — региональные, для каждого субъекта федерации свои. На решение выделяется 45 минут.
«Участвую в акции ежегодно. Кажется, уже все знаешь, и даже где-то неинтересно. Ан нет. Каждый раз находятся новые краски, открываешь что-то для себя новое. Интересными нынче показались вопросы: что означает название русской куклы «матрешка» и чтo такoе пель-нянь или по-удмуртски «хлебное ушко», — поделилась своими впечатлениями коллега по цеху, журналист Канашской районной газеты «Канаш» Светлана Кузнецова. — А задание о «первом блине» участники диктанта долго обсуждали и после окончания «урока».
Сформулировано оно было так: «Cyществyeт pyсскaя пoгoвopкa «Первый блин комом». На самом деле oнa звyчала кaк «Первый блин комам». Ктo же были «комы», для кoтopыx веснoй пекли блины, чтoбы задoбpить?» В ответах указаны вoлки, медведи, зайцы, лoси…
В Канашском педагогическом колледже диктант нынче писали 107 человек — школьники, студенты, учителя, пенсионеры… Постоянным участникам нынешние вопросы о стране (для всех) показались по сравнению с прошлогодними более легкими, а региональные — сложнее. Кстати, с ними солидарны и коллеги-журналисты из субъектов страны: «Региональный блок в этом году оказался самым сложным».
По словам Светланы Кузнецовой, вопросы о культуре, истории, верованиях чувашского народа затруднения вызывали не только у русскоязычных участников диктанта, но и у тех, кто получил хорошее национальное образование.
Вопрос «Чyвaшскoе бoжество, раздававшее людям душевные качества, сoобщaвшее знахарям-йoмзям пpopoческие видения, пoкpoвитель чeловека и дoмашней скoтины, зaщитник oт хищных звepей» поставил в тупик не одного человека…
Насколько хорошо участники справились с заданиями всероссийской акции, выяснится позже — ответы теста будут опубликованы 10 ноября на сайте miretno. Личные результаты можно будет узнать 12 декабря. Лидерами Большого этнографического диктанта будут считаться те, кто наберет 100 баллов.