Изгнанный из Уфы Исрафилов в Оренбурге награжден орденом

israfilov Изгнанный из Уфы Исрафилов в Оренбурге награжден орденом БАШКИРИЯ Люди, факты, мнения ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Изгнанный из Уфы режиссер Рифкат Исрафилов награжден орденом Александра Невского в Оренбурге

Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении художественного руководителя Оренбургского государственного областного драматического театра имени Горького Рифката Исрафилова орденом Александра Невского. Награда присваивается за «заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность», говорится в указе.

Рифкат Исрафилов родился 6 августа 1941 года в деревне Ново-Муслюмово Мечетлинского района Башкирии. В 1965 г. окончил режиссёрское отделение Уфимского училища искусств, в 1973 г. — ГИТИС. С 1981 г. – главный режиссёр и художественный руководитель БАТД им. М. Гафури. Действительный член Санкт-Петербургской Петровской академии науки и искусства. Секретарь Союза театральных деятелей России и председатель Российского совета национальных театров.

С 1993 г. — профессор Оренбургского государственного института искусств. С 1997 г. – художественный руководитель Оренбургского драматического театра. Поставил  более 100 спектаклей в Уфе, Оренбурге, Москве. Народный артист РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР, БАССР, Татарстана, Северной Осетии — Алании. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и премии БАССР имени Салавата Юлаева. Действительный член Санкт-Петербургской Петровской академии науки и искусства. Секретарь Российского Союза театральных деятелей и председатель Российского совета национальных театров. Профессор Оренбургского государственного института искусств.

izgnannyj-iz-ufy-israfilov-v-orenburge-nagrazhden-ordenom Изгнанный из Уфы Исрафилов в Оренбурге награжден орденом БАШКИРИЯ Люди, факты, мнения ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Как Исрафилов оказался в Оренбурге? Приведем отрывки из интервью самого Исрафилова, которое он дал журналисту Башкирского региональное приложения к газете «Аргументы недели» Светлане Истоминой. Вот отрывки из этой беседы.

…Разговор начался с болезненных воспоминаний о том, как мастера изгнали из родного города.

– Рифкат Вакилович, годы вашей работы в театре им. Гафури вошли в историю как «золотой век» Башдрамы. В 1996 году вас вынудили покинуть театр и Уфу. Помнится, по официальной версии, «за дискредитацию башкирской женщины». А поводом стала, как ни странно, знаменитая «Бибинур» – блестящая, успешная постановка…

– Причина была проще – зависть. Компанию инициировали несколько человек с подачи одного не очень талантливого писателя. Он принес слабую пьесу, я отказался ее ставить. Этого было достаточно: повод нашли, посоветовали написать заявление…

Чтобы познать все тайны и тонкости режиссерского ремесла, я окончил актерский и режиссерский факультеты ГИТИСа, пять лет занимался у Эфроса, еще пять у Товстоногова, у Гончарова. Затем практика в Англии, Чехии, Польше. Разговор не обо мне, а о том, что познать эту профессию можно, лишь пройдя через все этапы.

…Когда я пришел в театр, у власти были Мидхат Закирович Шакиров, Тагир Исмагилович Ахунзянов, Марат Парисович Миргазямов – люди, которые понимали важность искусства, необходимость поддерживать и беречь таланты. Потом к власти пришли другие. Работать стало сложнее.

После отставки у меня были приглашения: Москва, Краснодар, Красноярск и т.п., но я выбрал Оренбург. Главным было то, что это относительно недалеко от Уфы. Дело в том, что у меня были студенты-второкурсники, я должен был их довести до диплома.

Сегодня у меня много работы в Оренбурге. Мы открыли в институте искусств актерский факультет. Сегодня 70% актеров театра – мои выпускники. Многие из них работают в ведущих театрах России. Высокий уровень подготовки наших студентов неоднократно признавали педагоги ГИТИСа. Взять хотя бы такой факт: «Вестсайдская история», которую мы привезли в Уфу и где заняты студенты 2-4 курсов, получила приглашение открыть VII Международный фестиваль театральных школ «Твой шанс», который пройдет в Москве в мае…

Творческие контакты отсек. Раз не нужен – зачем навязываться? Я нашел себя в другом городе, меня уважают, ко мне прислушиваются. Сегодня Оренбургский театр один из лучших в России – во всех отношениях.

…Это был «не мой» театр. Я приверженец русского психологического театра, а это был текстовой театр. Не сказать, что плохой – обычный провинциальный театр. Подумал: могу я сделать его лучше? Могу. И то что сегодня Оренбургский театр на слуху в российском культурном пространстве – заслуга всего нашего коллектива…

…Вернуться в Башкирию?.. Конечно, если будут проекты – буду приезжать. Но совсем бросить театр очень трудно. Судьба дала мне шанс реализоваться в Оренбурге, и я его использовал. За что благодарю своих недругов и оппонентов: они сделали меня сильнее, устроив экзамен на прочность и профессионализм.

Вскоре после моей отставки «Бибинур» показали московской элите. Спектакль произвел бешеный успех и был выдвинут на Госпремию. Марк Захаров тогда сказал: «Смотрел его с комком в горле, буду руками-ногами голосовать за него». А затем нарочито пафосно поблагодарил главу республики за то, что взрастили такого режиссера и актеров. Это была дипломатия: я уже был снят с должности…

Аниса Тимиргазина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Next Post

Криминал в Марий Эл уже виден из космоса

Ср Ноя 20 , 2019
Криминал в Марий Эл уже виден из космоса Вот уже несколько лет в Марий Эл ведется спутниковый мониторинг, призванный контролировать добычу полезных ископаемых В соответствии с концепцией «Государственного мониторинга состояния […]
Криминал в Марий Эл уже виден из космоса