Женщина коми-пермячка в кокошнике с серпом. Мысовский с-с, Гайнский район. Фото Веры Белицер. Научный архив Института энтологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Коми-Пермяцкий округ был образован 26 февраля 1925 года и стал первым национальным округом в стране. Размещаем аналитическую статью А. В. Черных и М. С. Каменских (г. Пермь) «Первый национальный: 100-летие Коми-Пермяцкого округа: итоги национальной политики и современные этнокультурные процессы», где явления рассматриваются в динамике с позиции антропологии
В 2025 г. исполнится 100 лет Коми-Пермяцкому округу – особому административному образованию в составе Пермского края. Свыше века назад на волне проходивших в стране национально-территориальных преобразований на территории Пермской губернии развернулись активные дискуссии по созданию автономии для пермяцкого населения (Тараканов Ф. Г. Как это было // Наш край. 1986. № 6. С. 17).
Состоявшаяся 21 апреля 1921 г. Кудымкарская партийная конференция впервые официально высказалась о будущности коми-пермяцкого народа (Коньшин А. Е. История коми-пермяцкого народа. 1917–1940. Кудымкар: Филиал УдГУ в г. Кудымкаре, 2004. С. 33). Создание и дальнейшая эволюция национально-территориальной автономии коми-пермяцкого народа – показательный и во многом уникальный опыт советского нациестроительства.
Из истории создания Коми-Пермяцкого округа
Пермяцкий национальный округ Уральской области был образован 26 февраля 1925 г. Это был первый в СССР национальный округ. Его созданию предшествовала длительная дискуссия 1923–1924 гг. о принадлежности пермяцкого населения бывшей Пермской губернии. В течение этого периода судьба коми-пермяцкого народа могла сложиться по-разному. Административная комиссия ВЦИК, принимавшая решение о целесообразности автономии для коми-пермяков, несколько раз меняла решение под влиянием разных политических сил (см.: Каменских М. С. Первый национальный: коми-пермяки в национальной политике России в ХХ–ХХI вв. СПб., 2021. С. 24–40).
Дискуссионным остается вопрос и о причинах создания округа. В конце 1923 г. Административная комиссия ВЦИК приняла окончательное решение о нецелесообразности выделения отдельного национального округа из Верхнекамского округа Уральской области.
На тот момент условий для создания отдельной автономии для коми-пермяков уже не существовало: отсутствовала поддержка Наркомнаца, прекратившего работу, и не было консенсуса у коми-пермяцких общественных активистов с властями Автономной области Коми. Однако после XI Съезда советов вопрос об автономии для пермяцкого населения начинает решаться довольно быстро, причем под прямым контролем Президиума ВЦИК, несмотря на отрицательную позицию руководства Уральской области (Коми-Пермяцкий округ: век XX / И. В. Боталов, Т. И. Быстрых, Ю. П. Зубов и др. Пермь: Горт, 2001. С. 23).
Была создана административная комиссия, перед которой были поставлены задачи проанализировать ситуацию в Пермяцком крае и выработать рекомендации или по поводу его присоединения к Автономной области Коми, или по решению пермяцкого вопроса в рамках Уральской области. Комиссия работала на территории Верхнекамского округа с 13 по 16 сентября 1924 г.
Итоговое заседание прошло 17 сентября 1924 г. в г. Перми. На нем было решено рекомендовать ВЦИК создать «специальное территориально-хозяйственное образование» в составе Уральской области (Коньшин А. Е. Исторические пути и судьбы коми-пермяцкого народа // Вопросы истории. 2005. № 4. С. 78. 6 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 119. Д. 41. Л. 17).
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял соответствующее решение: «…считать целесообразным выделить Пермяцкий край в особый национальный округ со специальными сокращенными штатами, подчинив этот округ непосредственно Уральскому исполкому».
Позже, в марте 1925 г., вопрос «Об организации Пермяцкого округа» был включен в повестку сельских сходов округа. Состоявшаяся 1–2 апреля 1925 г. Первая окружная конференция коммунистов также высказалась за его создание.
После дискуссий о названии округа 16 апреля 1925 г. Президиум Уральского облисполкома обратился в Президиум ВЦИК с просьбой добавить к слову «Пермяцкий» приставку «Коми» и именовать округ «Коми-Пермяцким». Эта инициатива была поддержана.
Власти Автономной области Коми, со своей стороны, до конца 1930-х гг. постоянно предпринимали попытки пересмотра решения в пользу включения Коми-Пермяцкого округа в состав своей территории (Дмитриев М. П. Административно-территориальное устройство Коми АССР в 20–30-е годы // Из истории национально-государственного устройства, национальных отношений и социально-экономического развития Коми АССР. Труды Института языка, литературы и истории. Вып. 44. Сыктывкар, 1989. С. 34–35).
В 1929 г. руководство Коми официально обратилось к администрации Коми-Пермяцкого округа с предложением об объединении. В округе даже был проведен опрос, но население высказалось против. В начале 1937 г. власти округа вновь ответили отрицательно на предложение об объединении. В последний раз вопрос поднимался в 1977 г., но власти области вновь ответили отказом (Коми-Пермяцкий автономный округ: проблемы социально-экономического и национального развития. М., 2000. С. 7).
На примере коми-пермяков хорошо видны основные направления национальной политики, реализуемой в РСФСР в отношении небольших по численности народов. При всех ее условностях и недостатках она представила эффективные модели сохранения культуры небольших по численности народов.
Вхождение Пермяцкого края в Автономную область Коми, равно как и отсутствие автономии в составе Верхнекамского округа Уральской области, могло привести к утрате коми-пермяцкой идентичности.
Как особая административная единица округ давал возможности для формирования институтов по сохранению и развитию самобытной этнической культуры коми-пермяцкого народа.
Позже этот опыт ляжет в основу деятельности Комитета содействия народам северных окраин по созданию еще девяти национальных округов на разных территориях страны.
Ареал традиционного расселения разных этнографических групп пермяков выходил за административные границы Уральской области и создаваемого Коми-Пермяцкого округа.
В этот период происходит конструирование нового этнонима «коми-пермяки». Закрепился он только в конце 1920-х гг., после создания Коми-Пермяцкого национального округа Уральской области.
До этого времени местное население, относящееся к пермской группе финно-угорской языковой общности, именовалось просто «пермяками» (Даже создававшийся округ первые полгода носил название «Пермяцкий национальный округ». См.: ГАРФ.
Ф. Р-1235. Оп. 119. Д. 41. Л. 17).
Тип пермяков-мужчин. Село Тимино, Пермяцкий округ, 1930 год. Национальный музей Республики Коми
В этой связи несколько групп компактного проживания пермяцкого населения были в советский период слабо интегрированы в процессы национально-культурного строительства. Показательно, что до сих пор верхнекамская группа не восприняла этнонима «коми-пермяки» и по-прежнему определяет себя пермяками10.
На территории Уральской области существовали компактные места проживания пермяцкого населения, не вошедшие в состав округа (Черных А. В. Верхнекамские коми-пермяки: проблемы современного этнокультурного развития //Национальные языки России: региональный аспект: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2005. С. 277–281).
В советский период их жители также сохраняли старый этноним пермяки, а в 2000-е гг. под влиянием национальной и культурной политики начали развиваться как отдельный народ коми-язьвинцы (Чагин Г. Н. Язьвинские пермяки: история и традиции. Пермь, 1993).
Таким образом, создание в советский период округа с названием «Коми-Пермяцкий» сформировало одноименную идентичность местного населения. Но следует оговорить: эта идентичность не распространилась на территории проживания периферийных этнографических групп.
Коми-пермяки исторически развивались рядом с другим родственным народом – коми-зырянами. Историки предполагают, что разделение единой коми общности на два народа произошло во второй половине I тыс.
н. э. из Гляденовской археологической культуры (Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013. С. 7).
Только в советский период, когда стала разрабатываться карта будущей Автономной области Коми, возникла дискуссия о статусе и принадлежности пермяцкого населения Пермской губернии и о возможности интеграции двух этнических общностей в народ коми (История Коми с древнейших времен до современности. Сыктывкар, 2011. С. 281–284. 14 Hirsch F. Empire of nations: ethnographic knowledge and the making of the Soviet Union. Ithaca and London, 2005. P. 148–149).
Создание Коми-Пермяцкого округа – результат дискуссии и двух факторов, которые в тот период играли важную роль в региональной политике, – «экономического» и «национального» направления в советском административно-территориальном планировании.
Плотников В.А. Женщины в традиционных костюмах. Коми-пермяки. Россия, Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, с. Гайны (Пермская губ., Чердынский уезд). Не позднее 1909 г.
С одной стороны, по языку и культуре коми-пермяки были близки к коми-зырянам, но с другой – территориально и экономически тяготели к Уральской области. Ход дискуссии о пермяцком населении и принимаемые в процессе нее решения во многом характеризуют движущие силы советской национальной политики 1920-х гг. в части национально-территориального устройства.
Пример дискуссий о Коми-Пермяцком округе используют многие исследователи как показательный. Автор одной из последних фундаментальных работ по истории национальной политики в России В. Г. Чеботарева посвящает этим дискуссиям целый раздел своей монографии (Чеботарева В. Г. Национальная политика Российской Федерации. 1925–1938 гг. М., 2008. С. 173–185). Специальный параграф по данной теме выделен и в последнем коллективном труде историков Республики Коми (История Коми с древнейших времен до современности. Сыктывкар, 2011. С. 281–284).
Появление Коми-Пермяцкого округа в 1925 г. может считаться рубежным в рамках советской модели федерализма. И хотя в СССР округ как форма территориального устройства уже был известен, теперь он впервые создавался с приставкой «национальный» (В СССР по Конституции 1924 года существовали округа. Например, Тобольский округ Уральской области или Аварский округ Дагестанской АССР. См.: Территориальное и административное деление Союза ССР на 1 января 1926 года. М., 1926. С. 14–15).
По численности населения коми-пермяки уступали большинству титульных народов, для которых в РСФСР были созданы собственные республики. Однако, если сравнить Коми-Пермяцкий округ по населению с образовавшимися в 1929–1930 гг. другими девятью национальными округами, то очевиден значительный перевес по численности титульного народа.
Таким образом, коми-пермяки и Коми-Пермяцкий округ в системе раннего советского федерализма занимают
промежуточное положение и с точки зрения хронологии создания (не в период до 1924 г. и не в 1929–1930 гг.), и по демографическим показателям (численность населения мала для республики, но достаточна для автономии).
К этому необходимо добавить, что созданный первым в 1925 г., Коми-Пермяцкий округ уже в современной России стал сначала равноправным субъектом РФ, а затем, в 2002 г., стартовой площадкой новой административной реформы, суть которой – в укрупнении исторически тяготеющих друг к другу регионов.
Типы пожилых коми-пермяков. Пермяцкий округ, 1928 год. Национальный музей Республики Коми
В период с 1925 г. по настоящее время административно-территориальная автономия коми-пермяков несколько раз меняла свои названия, с 26 февраля по 16 апреля 1925 г. существовало название Пермяцкий национальный округ, с 16 апреля 1925 г. до 1934 г. – Коми (Пермяцкий), а затем – Коми-Пермяцкий национальный округ. В 1934–1938 гг. – КомиПермяцкий округ, с 1938 по 1977 г. – КомиПермяцкий национальный округ, с 1977 по 2005 г. – Коми-Пермяцкий автономный округ, с 2005 г. – Коми-Пермяцкий округ, административно-территориальное образование с особым статусом в составе Пермского края.
Одновременно с дискуссиями об автономии и наименовании округа в 1920-е гг. идет дискуссия и об этнониме народа. В научном и общественном дискурсе ХVIII – начала ХХ в. использовалось название народа «пермяки», хотя источники отмечают сохранение и бытование этнонима «коми» в контекстах коми отир – народ коми, коми морт – человек коми, комиен – говорить по-коми.
В 1920-е гг. на волне национального общественного подъема и решения вопроса о национально-территориальном устройстве был актуализирован этноним «коми». Вместе с тем создание отдельного Пермяцкого национального округа сохранило этноним «пермяк» и его использование в названии округа.
Однако вскоре происходит формирование сложносоставного названия округа в первоначальном варианте Коми (Пермяцкого), потом Коми-Пермяцкого, а затем и составного этнонима «коми-пермяки» для названия народа. При устоявшейся традиции использования этнонима и в настоящее время в общественном дискурсе возникают дискуссии о его «правильности»: «Коми-пермяками они искусственно стали в 1925 году, чтобы в дальнейшем можно было аргументировать объединение с Коми областью. Нигде в мире нет двухсоставных названий народа.
Учитель и учительницы – коми-пермяки. Пермяцкий округ, 1928 год. Национальный музей Республики Коми
Надо привести название народа в соответствие с мировой классификацией народа и вернуть ему исконное название «пермяки» (Коньшин А. Е. Исследования о зюздинских пермяках в исторической ретроспективе // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10. Вып. 4. С. 83–89).
Важным достижением национально-государственного строительства было создание у коми-пермяков институтов развития языка и национальной культуры. Среди них – нормирование языка, создание литературной нормы и начало литературной традиции на родном языке, начало книгоиздания на родном языке, становление Коми-Пермяцкого книжного издательства, появление национальной литературы, развитие системы национального образования на родном языке, преподавание родного языка и литературы и появление средней специальной и вузовской подготовки
педагогов родного языка. В 1931 г. был организован и начал деятельность Коми-Пермяцкий национальный драматический театр.
Становление этнокультурных институций и их деятельность способствовали формированию кадров национальной интеллигенции и развитию национальной культуры весь советский и постсоветский периоды.
Этнодемографические процессы
В настоящее время демографические процессы, в том числе в этническом аспекте, на территории Коми-Пермяцкого округа характеризуются снижением численности населения в результате миграционных процессов и превышения смертности над рождаемостью.
В 1926 г. численность населения вновь образованного Коми-Пермяцкого округа составляла 152,6 тыс. человек. На территории Коми-Пермяцкого округа жили 117 429 пермяков, или 93,4% от общей численности, в округе коми-пермяки составляли 77% населения. Наибольшая численность населения Коми-Пермяцкого округа фиксировалась в 1959 г.
Это было следствием как положительной динамики демографических процессов, так и значительного миграционного притока, связанного с раскулачиванием в 1930-е гг., депортациями предвоенного и военного времени, вербовкой на работы в леспромхозы.
У телефона. Кудымкар, 1931 год. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка
Численность населения в 1959 г. составила 235,7 тыс. человек. В Молотовской области в 1959 г. проживало 136 385 коми-пермяков, в том числе в Коми-Пермяцком национальном округе, который на тот момент был самым многочисленным национальным округом в РСФСР, – 125 917 (87,5% от общей численности коми-пермяков, 54% населения округа).
До конца ХХ в. численность коми-пермяков оставалась стабильной (с 1970 по 1989 г. сокращение на 0,9%), хотя динамика прироста населения была ниже, чем в среднем по стране. Убыль населения в округе в послевоенный
период впервые зафиксирована текущей статистикой в 1961 г., затем, после непродолжительного роста в 1962 г., начался постоянный спад с 1963 г. Еще небольшой положительный прирост был отмечен в 1989–1993 гг. После
1993 г. численность и населения округа, и коми-пермяков постоянно сокращалась (Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков: справочное издание. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2000. С. 70).
При этом обращает на себя внимание сокращение количества коми-пермяков на территории национального округа в 1970–1989 гг. – с 123 621 до 95 415 человек (снижение на 23%), что при условии стабильной численности народа в целом по стране свидетельствует о значительных миграционных процессах.
Период существования Коми-Пермяцкого автономного округа как равноправного субъекта характеризуется наиболее тяжелыми демографическими и экономическими последствиями, даже учитывая в общем негативную ситуацию по стране. С 1989 по 2002 г. численность коми-пермяков сократилась на 15%, а за последующие восемь лет еще на 24,6%
(30 779 человек), что явно превышает характеристики естественной убыли населения России (1,3% и 2% соответственно).
Типы женщин-пермячек. Село Тимино, Пермяцкий округ, 1928 год
На 1 января 2024 г. численность населения Коми-Пермяцкого округа Пермского края, с учетом итогов ВПН-2020, составила 101 664 человека (4% населения Пермского края), в том числе городского – 28 939 человек, сельского – 72 725 человек. Плотность населения – 3,1 человека на 1 кв. км – это в пять раз ниже, чем в Пермском крае, и более чем
в два раза ниже, чем по России в целом.
Последняя перепись отметила в Российской Федерации 55,7 тыс. представителей народа, среди которых 50,1 тыс. проживали в Пермском крае (в переписи 2010 г. численность народа в РФ составляла 94,4 тыс., в Пермском крае – 81,08 тыс.). Всего в Коми-Пермяцком округе последняя перепись 2020–2021 гг. отметила 41 955 коми-пермяков
(40%), 57 497 русских (55%).
Самым «коми-пермяцким» районом в округе считается Кудымкарский муниципальный округ, коми-пермяки там составляют 70%, свыше 50% коми-пермяков еще в Кочевском муниципальном округе, в остальных районах их численность не превышает 50% (см. табл.).
В разрезе на муниципальные образования ситуация сложилась следующим образом: г. Кудымкар – 28 293, из них коми-пермяки – 8571 (30%), Косинский округ – 5881, из них коми-пермяки – 2934 (49,8%), Кочевский округ – 9778, из них коми-пермяки – 5813 (60%), Кудымкарский округ – 22 180, из них коми-пермяки – 15 602 (70%), Юрлинский округ – 8683, из них коми-пермяки – 112 (2%), Юсьвинский округ – 16 901, из них коми-пермяки 7072 (42%), Гайнский округ – 12 881, из них коми-пермяки – 1851 (15%).
На территории округа также проживают татары, украинцы, азербайджанцы, армяне, чеченцы и др., но их численность не превышает 1%.
Этноязыковые процессы
Материалы официальной статистики показывают такие данные по языковой ситуации среди коми-пермяков. В 2010 г., по материалам Всероссийской переписи населения, в крае проживало 81 084 коми-пермяка.
Коми-пермяцкое население Коми-Пермяцкого округа составляло 63 010 человек, или 54,25% от всей численности населения данной территории. Из всех коми-пермяков Пермского края родным коми-пермяцкий язык назвали 53 028 человек (65,4%), 117 человек указали в качестве родного язык коми (0,14%), 1 – киргизский (менее 0,01%), русский –
27 874 (34,4%), 1 – русинский (менее 0,01%), 22 – немецкий (0,03%).
Подавляющее большинство, 80 183 коми-пермяка (98,8%), указали, что владеют русским языком. По распространенности коми-пермяцкий язык занимает в Пермском крае третье место, на нем разговаривает 2,2% населения региона (по России – 0,04%).
Семья коми-пермяков, 1930 год. Национальный музей Республики Коми
Однако материалы переписи 2020–2021 гг. показали значительное снижение как численности народа, так и владеющих родным языком. При всех вопросах к процедуре и итогам переписи 2020–2021 гг. следует привести полученные результаты по изучаемой территории. В 2020 г. родным коми-пермяцкий язык назвали 40 293 жителя России, из них 38 654, или 96%, – коми-пермяки.
В Пермском крае на коми-пермяцкий язык как на родной указали 38 157 (95%), из них 8132 – в городской местности (21%), 30 025 – в сельской (79%). На владение коми-пермяцким языком указало 39 317 человек, из них 34 617 (88%) отметили, что используют его в повседневной жизни.
При этом в городской среде эти показатели составили 7859 и 5937 (76%), а в сельской 31 458 и 28 680 соответственно (91%). Как видно, коми-пермяцкий язык более используется и сохраняется в сельской местности.
Характерно, что количество говорящих на коми-пермяцком языке на 1160 выше численности тех, кто считает его родным. Помимо коми-пермяков (37 716, или 98%), на владение коми-пермяцким указали 860 русских (3%, по России – 1084), 16 – коми, 3 татарина, 3 украинца, 3 удмурта, 2 немца, по 1 – чуваши, лезгины, мордва.
Следствием этнодемографических процессов стало уменьшение количества изучающих родной язык в абсолютных показателях, как снижение числа учебных заведений с преподаванием родного (коми-пермяцкого) языка, так и числа обучающихся, изучающих коми-пермяцкий язык. В последние несколько лет возникают проблемы и с набором группы студентов на коми-пермяцко-русское отделение Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Объективные и субъективные факторы последних десятилетий привели к снижению численности народа и носителей языка, как владеющих коми-пермяцким языком, так и считающих его родным.
Эти тенденции, видимо, будут характерны и для последующих десятилетий, что связано с продолжающейся миграцией из сельской местности в городскую и снижением коми-пермяцкого населения в сельской местности – местах компактного расселения коми-пермяков, там, где продолжается активное сохранение и функционирование коми-пермяцкого языка. Городское население показывает слабое владение коми-пермяцким языком, отказ от языка и смену коми-пермяцкой этнической идентичности уже во втором поколении.
Типы женщин-пермячек. Село Тимино, Пермяцкий округ, 1928 год. Национальный музей Республики Коми
Современное функционирование и развитие коми-пермяцкого языка происходит в условиях активного русско-коми-пермяцкого билингвизма. Сферы использования родного коми-пермяцкого языка не расширяются, он остается языком домашнего (семейного) общения и групповой коммуникации в территориях компактного проживания народа.
В таких современных общественных сферах, как теле- и радиокоммуникации, интернет, коми-пермяцкий язык представлен крайне слабо. Слабая востребованность языка в публичной сфере и возможность его использования являются основными причинами низкой мотивации родителей и учащихся к его школьному изучению, к получению высшего образования по родному языку.
Несмотря на значительные усилия и меры поддержки коми-пермяцкого языка со стороны органов государственной власти и общественных институтов, они не приносят существенных результатов. В этом проявляются как общемировые тенденции глобализации и снижения распространения миноритарных языков, так и процессы, характерные для России в целом и Пермского края.
Молодая замужняя женщина в кокошнике. Деревня Мысы Гайнского района, 1948 год. Фото Веры Белицер. Государственный архив Пермского края
На сегодняшний день существует целый комплекс проблем, связанных с развитием и продвижением коми-пермяцкого языка. Среди них следует отметить отсутствие единых подходов к разработке учебной, методической и дидактической литературы, нехватку современных вузовских учебников по коми-пермяцкому языку, недостаточное количество высококвалифицированных кадров, способных быстро и на современном уровне осуществлять подготовку как учебной литературы, так и других изданий, способствующих развитию языка, в первую очередь, словарей коми-пермяцкого языка.
В последние годы не развивается переводческая деятельность на коми-пермяцкий язык. Недостаточной является представленность языка в общественном и публичном пространстве Коми-Пермяцкого округа (отсутствие дорожных указателей, вывесок, рекламы на коми-пермяцком языке). Чрезвычайно мало общественных инициатив и организаций, реализующих проекты по поддержке и развитию коми-пермяцкого языка.
В то же время следует отметить и те факторы, которые способствуют актуализации языка в современном обществе. Можно констатировать, что одной из основных проблем является отсутствие новых идей и актуальных проектов, связанных с языком и языковой средой. Функционирование этнокультурного образования, как мы отмечали, происходит по тем моделям, которые были разработаны и реализовывались в советский период. Новые идеи этнокультурной гимназии и другие образовательные проекты не воплощаются.
Насущной необходимостью является актуализация научных лингвистических исследований и научного сопровождения языковых процессов. Нерешенными остаются вопросы отсутствия корпуса словарей (диалектные,
академические и другие), проблемы нормирования литературного языка, проекты по составлению и пополнению корпуса языка, онлайн-словарей и переводчиков.
Следует констатировать и слабое участие диаспоры, прежде всего, таких центров, как Москва и Пермь, в этнокультурном развитии народа и языковых процессах. За редким исключением, в краевой столице и в г. Москве не реализуются общественные проекты, связанные с коми-пермяцкой культурой и языком. Язык и языковые процессы не существуют сами по себе, они органично связаны с идентичностью и этнической культурой. Следует воспринимать язык как часть этнокультурного наследия и не сужать идеи поддержки родных языков до исключительно лингвистических проектов.
Охотник с собакой. Деревня Верх-Лупья, Гайнский район, 1948 год. Фото Вера Белицер. Научный архив Института энтологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
При значительном числе представителей народа, не владеющих коми-пермяцким языком, в центре внимания должны быть не только носители языка, но и все, имеющие коми-пермяцкие корни и интерес к коми-пермяцкому языку и культуре. Как показывает практика последних лет, наибольшую актуальность и наибольший эффект имеют разные комплексные этнокультурные проекты в разных сферах – этномода, этноспорт, национальная кухня. Через эти востребованные обществом бренды идет формирование не только интереса к культуре, народу, но и язык (23 Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2021. С. 280–304).
Общественные институты
Важным в развитии этничности в современном мире представляется деятельность национально-культурных общественных институтов. Коми-пермяцкие общественные лидеры одними из первых в регионе создали общественные национально-культурные организации В 1988 г. появилось и действует до настоящего времени «Общество радетелей коми-пермяцкого языка и культуры «Югэр» (г. Кудымкар). В период с 2001 по 2008 г. вела
деятельность общественная организация «Коми-Пермяцкий народ» (г. Кудымкар).
С 2009 г. в Пермском крае действует региональное отделение Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», хотя общественные лидеры принимали участие в деятельности организации с момента ее основания, а второй съезд ассоциации в 1995 году прошел в г. Кудымкаре.
В период 2012–2015 гг. действовала молодежная общественная организация «Том полос» («Мы молодые»). С 2002 г.
коми-пермяцкое общественное движение развивается и в краевом центре, в г. Перми, где в 2002 г. сформировалось общественное движение – коми-пермяцкое землячество, а в 2004 г. – Некоммерческое партнерство «Общественный коми-пермяцкий национально-культурный центр», существовавшее официально до 2016 г., ныне ведущее свою работу без официального статуса.
Сдача хлеба колхозами на Юринский пункт Заготзерно. Кудымкарский район. Сентябрь, 1947 год. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка
В настоящее время наблюдается определенный спад в общественном движении коми-пермяков, и в то же время развитие инициативы в этнокультурных проектах, которые реализуются созданными в последние годы АНО «Центр поддержки культурных и социальных проектов «АРТкад» (Время создавать)»; АНО «Центр сохранения и развития
культурного наследия «Увтыр» (Род)» (г. Кудымкар).
Характеризуя общественное национально-культурное движение коми-пермяков, следует отметить в целом его слабое развитие, отсутствие инициативы, лидеров, участия в реализации значимых общественных проектов. Возможно, одной из причин низкой общественной активности является в целом разрозненность национальной интеллигенции,
которая рассредоточена между разными центрами – Кудымкар, Пермь, Сыктывкар, Москва. При этом отмечается разность интересов и позиций между данными центрами в том или ином политическом и культурном процессе.
Коми-пермяцкая диаспора
Важным фактором этнокультурного развития народа является наличие и влияние диаспорального сообщества, представителей народа, проживающих за пределами национального образования. Особенностью этнодемографических характеристик коми-пермяков является тот факт, что значительная часть представителей народа проживает в одном регионе – Пермском крае. За пределами Пермского края наибольшее число коми-пермяков отмечено в Тюменской области, в г. Сыктывкаре и г. Москве. Однако следует констатировать, что коми-пермяцкая диаспора слабо организована и почти не влияет на процессы, происходящие в Коми-Пермяцком округе.
В диаспоре в настоящее время нет общественных институтов. Для диаспоры характерны активные ассимиляционные процессы, и с коми-пермяками себя соотносят лишь выходцы с территории расселения народа в первом поколении. В диаспоральном сообществе, за редким исключением, профессиональная деятельность представителей народа не связана с национальной культурой.
При социологических исследованиях в коми-пермяцкой диаспоре были выявлены такие тенденции, как частый отказ от коми-пермяцкой идентичности, в некоторых случаях двойственное этническое самосознание, слабая оценка востребованности родной культуры, низкий уровень самооценки.
Почти все опрашиваемые сталкивались с теми или иными конфликтами, связанными с их национальностью. Скорее всего, подобные ответы свидетельствуют не только о реальности таких ситуаций, коми-пермяков представители других народов выбирают как одних из наиболее предпочтительных партнеров для общения и контактов.
Пермь как столица Пермского края выступает тем центром, который мог бы претендовать на лидерство в диаспоре, реализацию этнокультурных проектов и в целом активную деятельность по коми-пермяцкой тематике. У коми-пермяков в г. Перми есть один из государственных «институтов», который позволил бы стать центром притяжения, – это коми-пермяцко-русское отделение филологического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, на котором работают преподаватели-лингвисты и литературоведы коми-пермяки и ведется набор студентов, владеющих коми-пермяцким языком. Однако этой активности в г. Перми также не происходит.
Налицо отсутствие явных лидеров в диаспоре, способных сплотить диаспоральное сообщество, отсутствие интереса и потребности у представителей народа к общественным инициативам. Показателем чему является и тот факт, что существующий номинально коми-пермяцкий центр не ведет общественной деятельности.
Оценка текущей ситуации в Коми-Пермяцком округе
Коми-Пермяцкий округ расположен на северо-западе Пермского края, его площадь составляет 32,7 тыс. кв. км (20% всей территории региона), население – около 105 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2020–2021 гг.)24, это 4% от населения региона, то есть округ является слабозаселенной территорией.
Современный этап истории округа связан с его вхождением в состав Пермского края.
Формально слияние Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа было проведено с целью «объединения социально-экономических потенциалов Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и повышения на этой основе уровня жизни населения, проживающего в указанных субъектах РФ».
Процедура принятия нового субъекта РФ регулировалась статьей 10 Закона «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Коми-Пермяцкий округ вошел в состав Пермского края «как административно-территориальная единица с единой территорией и особым статусом», закрепленным в Уставе Пермского края.
Проведенные в 2020–2021 гг. полевые исследования в округе позволили сделать несколько обобщающих выводов о взглядах населения округа на последствия административной реформы 2005 года. Объединение Коми-Пермяцкого округа и Пермской области большинством опрошенных воспринимается как необратимый и объективный процесс,
поддержанный федеральным центром.
Характерно, что для жителей округа на первом месте стоит гражданская идентичность, они воспринимают себя скорее, как граждане России, нежели как жители Пермского края, округа или представители своей национальности.
Тематика целесообразности объединения постепенно выходит из общественного дискурса (лишь незначительная часть помнит дату создания Пермского края), жителей более всего волнуют текущие проблемы.
Изменения, произошедшие в округе, воспринимаются по-разному, в том числе имеются и негативные взгляды, особенно касающиеся системы здравоохранения и образования.
При этом текущие проблемы респонденты не увязывают непосредственно с последствиями объединения. Более положительные оценки связаны с ростом уровня благоустройства, строительством дорог и расселением жителей
из ветхого и аварийного жилья. В ходе опросов не удалось выявить факты массового проявления недовольства жителей обеспечением национально-культурных прав коми-пермяцкого населения.
На фокус-группах респонденты, наоборот, отмечали существенные сдвиги в издательском деле и в сфере образования в части обеспечения школ учебной литературой на родном языке. Отмечаемые факты постепенного «угасания» культуры коми-пермяков связываются с общими демографическими и ассимиляционными процессами, отсутствием собственной инициативы.
Относительно оценки последствий объединения мнения респондентов разделились.
Среди преимуществ называются повышение уровня жизни, реализация важных инфраструктурных проектов на территории округа.
Основные причины недовольства связаны с недовыполнением обещаний, данных населению в период агитационной кампании. На текущий момент подавляющее большинство населения округа выступает за сохранение его особого статуса в составе Пермского края; идею возвращения независимости округу при проведении социологических исследований поддержало менее 10% населения.
В целом можно констатировать, что процесс интеграции Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в один субъект находится в завершающей стадии, нахождение округа в составе Пермского края не вызывает отторжения населения, жителями осознаются преимущества проживания в более крупном и экономически устойчивом регионе.
В последние 20 лет коми-пермяцкий народ, как и Коми-Пермяцкий округ, развиваются в условиях постсоветской модели национальной политики, которая, учитывая недостатки советского подхода, построена на компромиссе между общегражданскими и локальными этнокультурными ценностями (в действующей редакции Стратегии государственной национальной политики провозглашено достижение двуединой задачи – сохранение культур традиционных народов и укрепление гражданского единства).
Можно констатировать, что органам власти Пермского края удалось сохранить преемственность общественной и культурной традиции советского периода – многие из институтов, созданных в советский период (театр, музей, система образования), функционируют и по сей день, являясь важным инструментом для сохранения языка и культуры коми-пермяцкого народа. Особый статус территории закреплен в Уставе Пермского края и выражается как в управленческой структуре, так и в направлениях развития внутренней политики и культуры Пермского края.
Нельзя не отметить, что современное развитие округа и культуры коми-пермяцкого народа проходит в контексте общероссийских и общемировых процессов. Объективные и субъективные факторы последних десятилетий привели к снижению численности народа и носителей языка, как владеющих коми-пермяцким языком, так и считающих его родным.
Эти тенденции, видимо, будут характерны и для последующих десятилетий, что связано с постоянной миграцией в город из сельской местности, где продолжается активное сохранение и функционирование коми-пермяцкого языка. Городское население показывает слабое владение родным языком, отказ от него и смену коми-пермяцкой этнической идентичности уже во втором поколении.
При этом адекватных государственных механизмов «возвращения» родного языка в семью, восстановления роли семьи как транслятора языковых традиций пока нет. Представляется, что развитие языка через систему образования возможно только в условиях коми-пермяцко-русского билингвизма.
Остается целый ряд нерешенных проблем: не развивается переводческая деятельность на коми-пермяцкий язык, недостаточной является представленность языка в сети Интернет, общественном и публичном пространстве
(отсутствие дорожных указателей, вывесок, рекламы на коми-пермяцком языке). Не хватает общественных инициатив и организаций, реализующих проекты по поддержке и развитию коми-пермяцкого языка.
Положительной тенденцией последних лет можно назвать возникновение интереса к языку и культуре в молодежной среде. Социологические исследования показали интерес к коми-пермяцким традициям и у городских жителей в возрасте до 35 лет, в том числе проживающих за территорией округа. Общественными институтами, органами власти и научным сообществом реализуется комплекс мер и проектов, направленных на актуализацию и поддержку коми-пермяцкого языка. Социологические опросы фиксируют стабильно высокий уровень удовлетворенности населения имеющимися возможностями реализации этнокультурных потребностей (на уровне 86–87%).
Коми-пермяцкая культура все чаще становится востребованной как бренд Пермского края, через фестивальное движение она вызывает интерес у населения всего региона. А новое поколение интеллектуалов, пришедшее в 2000-е гг., предлагает интересные проекты по популяризации языка и культуры в условиях информационного общества.
Значимыми можно назвать целый ряд проектов в сфере языка и культуры, среди которых «Новый коми-пермяцкий учебник», учреждение литературных премий, государственная поддержка общественных организаций, развитие этнофестивального движения и др. Все это создает уверенность, что коми-пермяцкий язык, как и коми-пермяки, смогут создать устойчивые институты для самосохранения даже в условиях городской среды.
Пример развития коми-пермяцкого народа в ХХ в. является очень характерным и показательным для советской и российской политики в сфере межнациональных отношений. Уникальность данной территории заключается в том, что она стала площадкой для воплощения моделей автономии в России как в советский, так и в постсоветский период, что подчеркивает ее значимость в истории и современном развитии российского федерализма.
В настоящее время сложно делать прогнозы дальнейшего этнокультурного развития народа, однако тенденции этнодемографических и этноязыковых процессов пессимистичны. В ближайшие годы сохранятся основные тренды демографических, миграционных и ассимиляционных процессов, что будет способствовать дальнейшему снижению численности народа и носителей языка.
Следует отметить, что на демографических и миграционных процессах сказываются общие негативные тенденции демографического и социально-экономического развития региона – снижение численности сельского населения и урбанизация, миграции из северных территорий. В этих условиях сложившиеся еще в советский период модели этнокультурного образования, подготовки кадров, поддержки книгоиздания и литературного творчества и другие перестают работать эффективно. В настоящее время нужны новые и актуальные модели и проекты развития этнокультурной сферы, поиск которых сложен и требует больших усилий от национальных элит.
Источник: А. В. Черных, М. С. Каменских (г. Пермь) Первый национальный: 100-летие Коми-Пермяцкого округа: итоги национальной политики и современные этнокультурные процессы. — Этнополитическая ситуация в Российской Федерации в 2024 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Пермь, 2024.