Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

bpla-ukraina Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

СВО в корне поменяло сферы БпЛА, если раньше Bayraktar TB2 и MQ-9 Reaper считались эталоном беспилотных систем, а Switchblade был единственной применимой концепцией, то сейчас USDOD выпускает меморандум «Обеспечение превосходства американских военных беспилотников», который признает новые подходы и нацелен на форсированное развитие малых и дешевых средств огневого поражения.

Немалый вклад в мировое признание заложили ВСУ, которые своей методичной и планомерной работой доказывают, как важны в современной войне все типы дронов. При этом в медиа и среди руководства по направлению беспилотных систем все внимание, преимущественно, сосредоточено на FPV-дронах, зачастую тотально игнорируя сектор тяжелых БпЛА.

Тяжелые БпЛА являются мультироторными БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного или гексакоптерного типа, оснащенные развитыми, нетипичными для FPV, системами связи позволяющими совершать полеты по точкам с большим объёмом переносимого груза.

 

Первый этап интеграции

Первые единичные применения тяжелых БпЛА начались ближе к лету 2022 г. Основными типами систем были сельскохозяйственные дроны компании DJI без доработок систем управления и спутниковой навигации. Единой тактики применения не было — все они были хаотичными и решали малые тактические задачи, например сброс тяжелых БЧ на выявленные позиции или плохо замаскированную технику.

Речи о массовом использовании не шло — все поменяли первые применения FPV-дронов, Харьковское и Херсонское контрнаступления. ВСУ столкнулись с проблемой нехватки личного состава в местах малой концентрации войск, а также с необходимостью снабжения передовых групп, которые в условиях форсированного наступления могли растягиваться на значительную тактическую глубину. Все это приводило к ситуациям, когда занятые позиции начинали контратаковать, нарушали логистику беспокоящим огнем и не давали привычным образом выстроить снабжение до дружественных позиций.

Решение в виде применения БпЛА было встроено на ряде направлений в системы доставки продовольствия и боеприпасов. Применение тяжелых БпЛА были единичными, в основном использовали DJI Mavic или первые FPV, но возможность сохранения личного состава для боевой работы и его высвобождение от нецелевых задач было высоко оценено. В тот момент в сфере FPV начинались первые эксперименты с дистанционным минированием и попытки применения типоразмеров 10” и 13” — именно тогда противник понял, какие преимущества открывают тяжелые платформы.

Читайте также:  Будет ли большая война?

 

Второй этап интеграции

После относительно массового внедрения в подразделения, и наращивания масштабов производства FPV-дронов, ВСУ начали в экспериментальном режиме закупать, перерабатывать и внедрять доступные решения по тяжелым БпЛА из КНР, которые стоили значительно дешевле DJI и позволяли производить необходимые для боевого применения доработки. На этапе Бахмутской операции подразделения ВС РФ впервые начали массово сталкиваться с применениями FPV-платформ с воздушным подрывом и начали замечать тяжелые БпЛА над своими позициями.

Пока мы количественно догоняли противника в сфере применения и внедрения FPV-дронов — он дорабатывал и удешевлял различные решения в сфере БпЛА. Таким образом отработанные в логистических задачах и в дистанционном минировании тяжелые дроны заняли свою нишу.

В тот момент основными типами используемых БпЛА были гекса- и октокоптеры из КНР с установленными стандартными GNSS-приемниками для полета по точкам посредством доработанных решений на базе Ardupilot, со стандартной FPV-камерой для контроля и доведения БпЛА над точкой сброса и впервые появляющимися альтернативными системами управления на базе Starlink со впаянными платами для поддержки передачи сигнала при высокой скорости полет. Тактика применения включала в себя логистику, минирование и ограниченно включала сбросы БЧ на передовые позиции ВС РФ.

 

Что в этот момент происходило у нас

ВСУ последовательно подходят не только к развитию сферы и транспарентному общению с производителями, но и крайне тщательно занимаются обобщением боевого опыта. В отличии от противника мы полностью проигнорировали преимущества сферы тяжелых БпЛА по ряду причин.

Основная: наличие куда большего человеческого ресурса и недостаточная квалификация низшего и среднего командного состава. Ответственные чиновники не увидели перспектив использования дронов подобного типа. Основной акцент был смещен на попытки достижения паритета в сегменте ударных БпЛА, при этом другие сферы развивались на энтузиазме отдельных компаний без централизованной поддержки.

Зачем подразделениям нужны тяжелые БпЛА:

— Логистика. Утрата одного человека так или иначе обходится в сумму эквивалентную минимум 15 млн ₽, что равноценно стоимости порядка 5 тяжелых БпЛА Heavy Shot противника. Высвобождение людей от задач логистики продуктов и боекомплекта будет экономить средства и позволит концентрировать усилия на реальной боевой работе;

Читайте также:  В Казани анализируют методы вербовки в ИГИЛ

— Минирование. Один БпЛА гексакоптерного типа по статистике 93 ОМБР ВСУ за январь 2025 года делает в среднем 86 вылетов, что позволяет заминировать противотанковыми минами, с установленными магнитометрическими датчиками, полосу шириной в 5 км с плотностью установки в каждые 60 м.

— Сбросы БЧ. Чтобы уничтожить окопанную позицию необходимо потратить около 100-150 мин 120-мм миномета или же порядка 5-10 прицельных снарядов 152-мм орудия. Тяжелый БпЛА за 3-4 вылета полностью уничтожит укрытие при помощи сброса мин ТМ-62М непосредственно на позицию.

Экономика играет не последнюю роль. В случае применения по блиндажам FPV-дронов 15’ — стоимость одного применения без учета стоимости БЧ составит около 100 000-130 000 ₽. В случае сброса по блиндажу БЧ с тяжелого БпЛА — максимальная стоимость применения составит около 35 000 ₽ за применение наиболее дорогого и технологичного образца. В месяц подобным образом ВСУ экономит десятки миллионов гривен и ударных БпЛА, которые применяют целевым образом: для поражения техники и остановки наступлений на приоритетных направлениях.

 

Третий этап интеграции

После запуска Brave1 противник внедрил инновационный подход к кодификации, испытаниям и принятию изделий на снабжение подразделений. Именно после запуска централизованной поддержки на свет появились наиболее массовые решения.

Давайте перечислим наиболее популярные:

bpla-heavyshot Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

БпЛА HeavyShot, переносимый вес 20 кг, время полета 30 мин

 

bpla-r-18 Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

БпЛА R-18, переносимый вес 6 кг, дальность полета 15 км

 

bpla-r-34 Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

БпЛА R-34, переносимый вес 20 кг, дальность полета 20 км

 

bpla-kazhan Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

БпЛА Кажан, переносимый вес 13 кг, дальность полета 12 км

 

bpla-vampir Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

БпЛА Вампир, переносимый вес 15 кг, дальность полета 10 км

 

bpla-nemezis Используемые ВСУ мультироторные БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного и гексакоптерного типов

БпЛА Nemezis, переносимый вес 10 кг, дальность полета 10 км

 

Изучая СМИ и другие открытые источники известно, что ВСУ используют порядка 20-25 различных модификаций тяжелых БпЛА.

Особенности третьего этапа — внедрение помехозащищенных систем управления, навигации и передачи данных. Например, CRPA-антенны собственного производства, нетипичные системы управления компании Sine Engineering, использование систем Herelink, Silvus MIMO с возможностью организации Mesh-сетей и других подобных решений.

Ключевое отличие этапа заключается в смещении вектора с количественного производства на кратное повышение внимания к помехозащищенности и внедрению решений на базе нетипичных каналов управления в целях кратного повышения количества вылетов без утрат.

Читайте также:  Город Херсон (Херсонская область)

Например, системы управления Sine базируются на методе ToF, который в отличие от GPS не полагается на спутники. Вместо этого происходит замер времени необходимого сигналу для прохождения пути от передатчика до приемника.

Простые CRPA-антенны массово внедряются ВСУ и стоят практически на каждом 3-м сбитом огнем автоматического оружия БпЛА, кроме того, по информации источников, CRPA-антенны доступны к заказу в качестве компонентной базы на маркетплейсе BraveOne. Также на Украине существует серый рынок компонентной базы. Ряд продавцов на онлайн-площадках предлагают работоспособные CRPA-антенны с неразорвавшихся ФАБ оснащенных УПМК и БпЛА линейки «Герань».

Все это ведет к кратному росту количества успешных вылетов без подавления.

Тактика применения также значительно меняется. Низший и средний командный состав понимает, что экономия и накопление FPV-дронов является приоритетом в условиях экономии ресурсов и смещения вектора на полное уничтожение целей. Поэтому тяжелые БпЛА все чаще и эффективнее применяются в качестве бомберов в следующих тактических комбинациях:

— работа парой для последовательных сбросов на плохо замаскированные позиции и последующее добивание дезорганизованного из-за контузии личного состава или окончательное разрушение выявленной позиции;

— работа в паре с FPV-дронами, которые лишь останавливают цель, а тяжелый БпЛА добивает технику сбросом кумулятивных боеприпасов по поверхности техники;

— сбросы на замаскированную технику;

— сбросы мин на путях эвакуации и подъезда к подбитой технике;

— логистика со сбросом груза в нескольких точках.

При этом все подобные тактики идут в плотном взаимодействии с расчетами разведывательных БпЛА, сопровождаются объективным контролем и при необходимости оперативно поддерживаются ударами FPV-дронов, что делает тактику применения тяжелых БпЛА чрезвычайно эффективной.

 

Выводы

Необходимо форсированно перенимать боевой опыт противника и внедрять тяжелые БпЛА хотя бы для целей логистики, что позволит, как минимум, сокращать затраты на потери в результате нецелевого использования личного состава.

Кроме того, необходимо разрабатывать и внедрять развитые системы противодействия подобным решениям противника. В противном случае технологический разрыв и потери от применения тяжелых БпЛА будут расти с каждым месяцем.

 

Источник: Повёрнутые на войне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 17 =

Next Post

Город Верхнеуральск (Челябинская область)

Ср Июл 23 , 2025
Верхнеуральск — город на левом берегу реки Урал, в 230 км от Челябинска и 50 км от Магнитогорска. Старейший и самый маленький город Челябинской области. […]
Город Верхнеуральск (Челябинская область)