
СВО в корне поменяло сферы БпЛА, если раньше Bayraktar TB2 и MQ-9 Reaper считались эталоном беспилотных систем, а Switchblade был единственной применимой концепцией, то сейчас USDOD выпускает меморандум «Обеспечение превосходства американских военных беспилотников», который признает новые подходы и нацелен на форсированное развитие малых и дешевых средств огневого поражения.
Немалый вклад в мировое признание заложили ВСУ, которые своей методичной и планомерной работой доказывают, как важны в современной войне все типы дронов. При этом в медиа и среди руководства по направлению беспилотных систем все внимание, преимущественно, сосредоточено на FPV-дронах, зачастую тотально игнорируя сектор тяжелых БпЛА.
Тяжелые БпЛА являются мультироторными БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного или гексакоптерного типа, оснащенные развитыми, нетипичными для FPV, системами связи позволяющими совершать полеты по точкам с большим объёмом переносимого груза.
Первый этап интеграции
Первые единичные применения тяжелых БпЛА начались ближе к лету 2022 г. Основными типами систем были сельскохозяйственные дроны компании DJI без доработок систем управления и спутниковой навигации. Единой тактики применения не было — все они были хаотичными и решали малые тактические задачи, например сброс тяжелых БЧ на выявленные позиции или плохо замаскированную технику.
Речи о массовом использовании не шло — все поменяли первые применения FPV-дронов, Харьковское и Херсонское контрнаступления. ВСУ столкнулись с проблемой нехватки личного состава в местах малой концентрации войск, а также с необходимостью снабжения передовых групп, которые в условиях форсированного наступления могли растягиваться на значительную тактическую глубину. Все это приводило к ситуациям, когда занятые позиции начинали контратаковать, нарушали логистику беспокоящим огнем и не давали привычным образом выстроить снабжение до дружественных позиций.
Решение в виде применения БпЛА было встроено на ряде направлений в системы доставки продовольствия и боеприпасов. Применение тяжелых БпЛА были единичными, в основном использовали DJI Mavic или первые FPV, но возможность сохранения личного состава для боевой работы и его высвобождение от нецелевых задач было высоко оценено. В тот момент в сфере FPV начинались первые эксперименты с дистанционным минированием и попытки применения типоразмеров 10” и 13” — именно тогда противник понял, какие преимущества открывают тяжелые платформы.
Второй этап интеграции
После относительно массового внедрения в подразделения, и наращивания масштабов производства FPV-дронов, ВСУ начали в экспериментальном режиме закупать, перерабатывать и внедрять доступные решения по тяжелым БпЛА из КНР, которые стоили значительно дешевле DJI и позволяли производить необходимые для боевого применения доработки. На этапе Бахмутской операции подразделения ВС РФ впервые начали массово сталкиваться с применениями FPV-платформ с воздушным подрывом и начали замечать тяжелые БпЛА над своими позициями.
Пока мы количественно догоняли противника в сфере применения и внедрения FPV-дронов — он дорабатывал и удешевлял различные решения в сфере БпЛА. Таким образом отработанные в логистических задачах и в дистанционном минировании тяжелые дроны заняли свою нишу.
В тот момент основными типами используемых БпЛА были гекса- и октокоптеры из КНР с установленными стандартными GNSS-приемниками для полета по точкам посредством доработанных решений на базе Ardupilot, со стандартной FPV-камерой для контроля и доведения БпЛА над точкой сброса и впервые появляющимися альтернативными системами управления на базе Starlink со впаянными платами для поддержки передачи сигнала при высокой скорости полет. Тактика применения включала в себя логистику, минирование и ограниченно включала сбросы БЧ на передовые позиции ВС РФ.
Что в этот момент происходило у нас
ВСУ последовательно подходят не только к развитию сферы и транспарентному общению с производителями, но и крайне тщательно занимаются обобщением боевого опыта. В отличии от противника мы полностью проигнорировали преимущества сферы тяжелых БпЛА по ряду причин.
Основная: наличие куда большего человеческого ресурса и недостаточная квалификация низшего и среднего командного состава. Ответственные чиновники не увидели перспектив использования дронов подобного типа. Основной акцент был смещен на попытки достижения паритета в сегменте ударных БпЛА, при этом другие сферы развивались на энтузиазме отдельных компаний без централизованной поддержки.
Зачем подразделениям нужны тяжелые БпЛА:
— Логистика. Утрата одного человека так или иначе обходится в сумму эквивалентную минимум 15 млн ₽, что равноценно стоимости порядка 5 тяжелых БпЛА Heavy Shot противника. Высвобождение людей от задач логистики продуктов и боекомплекта будет экономить средства и позволит концентрировать усилия на реальной боевой работе;
— Минирование. Один БпЛА гексакоптерного типа по статистике 93 ОМБР ВСУ за январь 2025 года делает в среднем 86 вылетов, что позволяет заминировать противотанковыми минами, с установленными магнитометрическими датчиками, полосу шириной в 5 км с плотностью установки в каждые 60 м.
— Сбросы БЧ. Чтобы уничтожить окопанную позицию необходимо потратить около 100-150 мин 120-мм миномета или же порядка 5-10 прицельных снарядов 152-мм орудия. Тяжелый БпЛА за 3-4 вылета полностью уничтожит укрытие при помощи сброса мин ТМ-62М непосредственно на позицию.
Экономика играет не последнюю роль. В случае применения по блиндажам FPV-дронов 15’ — стоимость одного применения без учета стоимости БЧ составит около 100 000-130 000 ₽. В случае сброса по блиндажу БЧ с тяжелого БпЛА — максимальная стоимость применения составит около 35 000 ₽ за применение наиболее дорогого и технологичного образца. В месяц подобным образом ВСУ экономит десятки миллионов гривен и ударных БпЛА, которые применяют целевым образом: для поражения техники и остановки наступлений на приоритетных направлениях.
Третий этап интеграции
После запуска Brave1 противник внедрил инновационный подход к кодификации, испытаниям и принятию изделий на снабжение подразделений. Именно после запуска централизованной поддержки на свет появились наиболее массовые решения.
Давайте перечислим наиболее популярные:

БпЛА HeavyShot, переносимый вес 20 кг, время полета 30 мин

БпЛА R-18, переносимый вес 6 кг, дальность полета 15 км

БпЛА R-34, переносимый вес 20 кг, дальность полета 20 км

БпЛА Кажан, переносимый вес 13 кг, дальность полета 12 км

БпЛА Вампир, переносимый вес 15 кг, дальность полета 10 км

БпЛА Nemezis, переносимый вес 10 кг, дальность полета 10 км
Изучая СМИ и другие открытые источники известно, что ВСУ используют порядка 20-25 различных модификаций тяжелых БпЛА.
Особенности третьего этапа — внедрение помехозащищенных систем управления, навигации и передачи данных. Например, CRPA-антенны собственного производства, нетипичные системы управления компании Sine Engineering, использование систем Herelink, Silvus MIMO с возможностью организации Mesh-сетей и других подобных решений.
Ключевое отличие этапа заключается в смещении вектора с количественного производства на кратное повышение внимания к помехозащищенности и внедрению решений на базе нетипичных каналов управления в целях кратного повышения количества вылетов без утрат.
Например, системы управления Sine базируются на методе ToF, который в отличие от GPS не полагается на спутники. Вместо этого происходит замер времени необходимого сигналу для прохождения пути от передатчика до приемника.
Простые CRPA-антенны массово внедряются ВСУ и стоят практически на каждом 3-м сбитом огнем автоматического оружия БпЛА, кроме того, по информации источников, CRPA-антенны доступны к заказу в качестве компонентной базы на маркетплейсе BraveOne. Также на Украине существует серый рынок компонентной базы. Ряд продавцов на онлайн-площадках предлагают работоспособные CRPA-антенны с неразорвавшихся ФАБ оснащенных УПМК и БпЛА линейки «Герань».
Все это ведет к кратному росту количества успешных вылетов без подавления.
Тактика применения также значительно меняется. Низший и средний командный состав понимает, что экономия и накопление FPV-дронов является приоритетом в условиях экономии ресурсов и смещения вектора на полное уничтожение целей. Поэтому тяжелые БпЛА все чаще и эффективнее применяются в качестве бомберов в следующих тактических комбинациях:
— работа парой для последовательных сбросов на плохо замаскированные позиции и последующее добивание дезорганизованного из-за контузии личного состава или окончательное разрушение выявленной позиции;
— работа в паре с FPV-дронами, которые лишь останавливают цель, а тяжелый БпЛА добивает технику сбросом кумулятивных боеприпасов по поверхности техники;
— сбросы на замаскированную технику;
— сбросы мин на путях эвакуации и подъезда к подбитой технике;
— логистика со сбросом груза в нескольких точках.
При этом все подобные тактики идут в плотном взаимодействии с расчетами разведывательных БпЛА, сопровождаются объективным контролем и при необходимости оперативно поддерживаются ударами FPV-дронов, что делает тактику применения тяжелых БпЛА чрезвычайно эффективной.
Выводы
Необходимо форсированно перенимать боевой опыт противника и внедрять тяжелые БпЛА хотя бы для целей логистики, что позволит, как минимум, сокращать затраты на потери в результате нецелевого использования личного состава.
Кроме того, необходимо разрабатывать и внедрять развитые системы противодействия подобным решениям противника. В противном случае технологический разрыв и потери от применения тяжелых БпЛА будут расти с каждым месяцем.
Источник: Повёрнутые на войне
