В Оренбурге в Галерее искусств «На Пушкинской» состоялась отраслевая сессия «Советское наследие в Оренбурге. Монументальное искусство»
Советские мозаики и росписи в Оренбурге намерены включить в объекты культурного наследия. Обсуждения про необходимость сохранения монументального искусства прошли в Галерее искусств «На Пушкинской».
Монументальное направление активно развивалось в Оренбурге в 70-80-е годы ХХ века. Многие работы созданы известными художниками-монументалистами по заказу городской администрации. Самые известные работы из мозаики до сих пор украшают здание ДК «Газовик», типографии «Южный Урал», центральный вход стадиона «Динамо» и другие здания.
На сегодняшний день часть работ утрачена, часть находится в ветхом состоянии. Министр архитектуры Наталья Ибрагимова предложила придать объектам монументального искусства в Оренбурге статус объектов культурного наследия. Многим работам уже свыше 40 лет, что само по себе служит основанием для внесения их в реестр ОКН.
Мозаика на стене Дома культуры «Газовик» в Оренбурге
По словам председателя оренбургского отделения ВООПиК Веры Арнгольд, ранее это была идея ВООПиК:
– Тогда инспекция ОКН устно ответила, что мозаики — это не монументальное искусство и поэтому не памятники. Хорошо, что знамя подхватил Минарх. Дело не только в сохранении, но и в восстановлении. Непонятна только выборка. Мы предложили четыре мозаичных панно включить в эту коллекцию — на улице Туркестанской №№ 7, 9, 11 и панно на бассейне «Пингвин». Это знаменитые «французские» дома, там жили французы, строившие газзавод.
По этому вопросу высказал своё мнение и доктор культурологии, директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев:
– Думаю, что обсуждение вопросов сохранения росписей и мозаик в городе Оренбурга и в Оренбургской области является важным направлением сохранения культурного наследия и безусловно многие мозаичные панно вызывают интерес, это часть нашей истории, нашей культуры.
Председатель Оренбургской областной организации профсоюза автотранспорта и дорожного хозяйства Павел Хвалёв также прокомментировал эту тему.
– Расцвет монументального искусства пришелся в Оренбурге на 1970 – 1980-е годы. Мозаики и росписи наполнили город самобытной атмосферой и придали ему неповторимый облик. Одна из наиболее запоминающихся для меня работ, не указанная в статье, располагалась на стене спортивного комплекса «Пингвин». Надеюсь, и она будет восстановлена и попадет в реестр ОКН. Вопрос сохранения советского монументального искусства в Оренбурге до сих пор остается открытым. Предлагаю помимо восстановления и сохранения произведений устанавливать таблички с указанием автора, названия, года создания и кратким описанием/историей. А такие выставки – это шанс познакомиться и пообщаться с авторами вживую. Почему бы и сейчас не предоставить возможность современным художникам украшать фасады зданий Оренбурга подобного рода работами, которые определенно пользовались бы интересом как у местных жителей, так и гостей областного центра?, – сказал Павел Хвалёв.
Эксперты и общественники сошлись во мнении, что мозаику и росписи нужно сохранять. Соответствующие заявки на включение монументальных работ в реестр объектов культурного наследия будет направлено в областную Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия.