Город Херсон (Херсонская область)
Херсон расположен на высоком правом берегу Днепра, вблизи впадения реки в Днепровский лиман Чёрного моря. Морской и крупнейший на Днепре речной порт. Крупный железнодорожный узел. Важный экономический, промышленный и культурный центр исторической Новороссии. Административный центр Херсонской области и Херсонского района. В свою очередь, Херсон делится на три административных района. Суворовский — центральный район города. Днепровский — индустриальный район. Комсомольский — главный промышленный район.
Херсонская область — субъект Южного федерального округа РФ. Российские военные вышли к Херсону 24 февраля 2022 г., в день начала специальной военной операции на Украине. На следующий день глава областной администрации Геннадий Лагута заявил, что власти утратили контроль над переправой к городу. 27 февраля Министерство обороны РФ сообщило о блокировке города. 1 марта российская армия установила на въездах в Херсон блокпосты и взяла город под полный контроль.
В середине мая 2022 г. руководство Херсонской области заявило о намерении включить область в состав Российской Федерации. Голосование по вопросу вхождения области в состав России проходило с 23 по 27 сентября 2022 г. Предпосылками к этому стало признание Россией в феврале 2022 г. независимости ДНР и ЛНР. Республики Донбасса неоднократно заявляли о готовности войти в состав России, позднее с аналогичными заявлениями выступили военно-гражданские администрации Херсонской и Запорожской областей.
Быстрое бескровное взятие Херсона можно назвать одним из главных успехов российской армии в спецоперации. Через Херсонскую область проходит Днепр, что позволяет контролировать крупнейшую водную артерию Украины. Здесь также расположены важные переправы через стратегическую реку — Каховская ГЭС, Антоновский железнодорожный и автомобильные мосты под Херсоном
Голосование проходило с 23 по 27 сентября. В Херсонской области явка на референдуме составила 78,86%, проголосовал 571 001 человек, свой выбор в пользу России сделали 87,05% избирателей. При этом ДНР, ЛНР и Запорожская область вошли в состав РФ в своих административных границах, а Херсонская область — с двумя районами Николаевской области, в которых прошел референдум.
В октябре 2022 г. украинская армия стянула на Херсонском направлении большое количество техники и 40-50 тысяч военных. Херсон стали готовить к обороне. По системе каналов начали сброс воды, чтобы защитить город от наводнения в случае разрушения армией Украины Каховской ГЭС. На левый берег Днепра началась эвакуация жителей.
Время наступления ВСУ на Херсон определяют политические факторы. Американское командование настаивает на необходимости начать операцию до 8 ноября (промежуточные выборы в Белый дом). Причём, любой занятый ВСУ населённый пункт будет объявлен ключевой точкой военных действий и западными масс-медиа будет подаваться как победа. Уже известно, что наступление ВСУ на Херсон готовилось после взрыва на Крымском мосту и выведении его из строя 8 октября, но железнодорожное снабжение российской армейской группировки было восстановлено через 12 часов после взрыва. Возобновлено и автомобильное сообщение, военный транспорт направлен через Донецкую и Запорожскую области.
9 ноября командующий Объединенной группировкой российских войск генерал Сергей Суровикин сообщил о решении выстроить оборону по левому берегу Днепра. Как сообщили в Минобороны, на левый берег реки вывели более 30 тысяч российских военных и около пяти тысяч единиц вооружения и техники.
Херсон, таким образом, был оставлен ВС РФ и занят подразделениями ВСУ. Администрация Херсонской области временно перевела свой аппарат в город Геническ, одновременно заявив, что речь не идет о переносе административной столицы Херсонской области.
Нет сомнений, что временно занятый ВСУ Херсон будет российскими войсками освобожден. Вероятней всего, наступлением ВС РФ с севера по правому берегу, как и был Херсон освобожден от фашистов в годы Великой Отечественной войны, так как форсирование Днепра в нижнем течении неоправданно сложно.
Ранняя история Херсона
Возникновение города непосредственно связано с событиями русско-турецкой войны 1735-1739 гг. На правом берегу Днепра в 1737 г. было возведено русское укрепление Александр-Шанц. После победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства русского военного флота.
План-схема укрепления Александр-Шанц (современная реконструкция)
Для выбора места была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал Алексей Сенявин, командующий Азовской флотилией. Именно он предложил строить корпуса судов под прикрытием укрепления Александровского-Шанца, а после, спуская их в лиман, в районе Глубокой гавани оснащать орудиями, мачтами и такелажем.
План Сенявина был одобрен высочайшим рескриптом в декабре 1775 г. 8 июня 1778 г. Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 г. заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон. Название вероятно связано с тем, из крепости Александр-Шанц был выход на высокий берег Днепра. Императрица Екатерина II в тот период увлекалась греческим языком, а берег по-гречески — херсон. Есть также мнение, что название произошло от названия крепости в Крыму «Херсонес» — полуостров.
Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром Новороссии. Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором стал фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Григорий Александрович Потёмкин.
Строительство крепости и города первоначально было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала. С 1 февраля 1784 г. главным строителем крепости и города стал инженер-полковник Н. И. Корсаков.
Строили Херсон матросы, солдаты, каторжные, казенные и вольные рабочие из разных городов России. Николай Иванович Корсаков погиб в чине бригадира у стен Очакова в августе 1788 г. На надгробии его могилы у стен Екатериненского собора высечена эпитафия: «Здесь друг Отечества почтенный муж Корсаков к жалению сынов России погребён, он строил город сей и осаждал Очаков, где бодрый дух его от тела отлучён…».
Херсон, деревянный городской мост
В Херсоне начиналось строительство Черноморского флота. Под руководством Алексея Наумовича Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов. Именно по предложенной им схеме (строить на верфи корпуса судов, спускать их в лиман и уже там оснащать орудиями, мачтами и такелажем) строили корабли в Херсонском адмиралтействе вплоть до его ликвидации в 1827 г.
16 сентября 1783 г. со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль «Слава Екатерины». В 1790 г. в городе построен первый черноморский литейный пушечный завод.
Херсон, Потемкинская улица
Европейские кампании в это время завели в Херсоне коммерческие дома и конторы: французские торговые фирмы (барона Антуана и др.), а также польские (Заблоцкого), австрийские (Фабри), русские (купца Маслянникова). Очень важную роль в расширении торговых сношений г. Херсона с Францией играл барон Антуан. Он отправлял русский зерновой хлеб на Корсику, в порты Прованса, в Ниццу, Геную и Барселону.
Барон Антуан составил исторический очерк торговых и морских отношений портов Чёрного и Средиземного морей. Многие марсельские и херсонские купцы стали конкурировать с бароном Антуаном в торговле с южной Россией и Польшей через Чёрное море: в течение года прибыло 20 судов из Херсона в Марсель. Торговля велась со Смирной, Ливорно, Мессиной, Марселем и Александрией.
Херсон в XIX в.
В 1803 г. Херсон стал центром Херсонской губернии. Значительную роль в судьбе города сыграл Эммануил Осипович де Ришелье, ставший в 1805 г. генерал-губернатором Новороссийского края (будущий премьер-министр Франции). Именно он принял решение направить налог с торговли вином в Новороссии на развитие Херсона, тем самым усилив его значение как регионального центра. В городе развивалось судостроение, создавались предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Были утверждены герб и флаг города.
Херсонская крепость, здание арсенала
В оборонительную систему крепости входили также высокие насыпные валы, бастионы, подземные минные галереи, ров, а также Московские и Очаковские ворота с подъемными мостами. Фортификационный колодец, который сейчас находится на территории Екатерининского собора, сооружен в Херсоне в 1785 г. для обеспечения питьевой водой гарнизона Херсонской крепости.
В начале ХIХ в. Херсон становится одним из центров гражданского судостроения на юге России. Порт располагал большим парусным и паровым флотом. Отсюда за границу отправляли строевой лес, шерсть, сало, пшеницу, медь, рыбу. По морю ввозили сукно, шелка, пряности. В 1831 г. купеческие верфи были объединены в единую государственную верфь, где за период с 1833 по 1843 было сооружено 187 судов.
Погрузка продовольствия в Херсонском порту. С 1901 г., после 30-годового перерыва, связанного с работами по углублению Днепровского дна, снова открываются морские ворота города и Херсон становится портом экспортирования хлеба
В 1813 г. в городе открылось начальное училище, которое до 1860-х гг. являлось единственным учебным заведением подобного рода во всей Российской империи. В 1815 г. открылась губернская мужская гимназия. В 1834 г. — училище торгового мореплавания, которое готовило штурманов, шкиперов и судостроителей коммерческих судов. В 1874 г. открылось земское сельскохозяйственное училище.
Херсон. Из атласа Российской Империи 1871 г.
В начале ХХ в. в Херсоне насчитывалось 166 улиц и переулков, 10 площадей. Насчитывалось 10913 жилых и торговых построек, 91% которых были одноэтажными, 8% — двухэтажными и 1%-3-4-этажными. В городе сформировались городские районы Мельницы и Сухарное. В 1908 г. дала первый ток городская электростанция.
Херсон, общественная библиотека
Херсон в советское и постсоветское время
С окончанием гражданской войны в Херсоне началась работа по восстановлению промышленности и хозяйства города. С марта 1923 г. до 1930 г. Херсон — центр Херсонского округа, затем районный город.
Значение Херсона как транспортного узла значительно повысилось после открытия железнодорожной линии Херсон — Мерефа. Строительство ДнепроГЭС и шлюзование на Днепре существенно повысило значение Херсонского порта, особенно после того как с 1933 г. водное сообщение от Херсона до верховьев Днепра стало постоянным.
Херсонский речной вокзал
После начала Великой Отечественной войны, многие предприятия были эвакуированы на восток, а вместе с оборудованием своих предприятий в тыл уехало много высококвалифицированных специалистов, которые должны были в короткий срок организовать на новом месте выпуск необходимой стране продукции.
Обращает на себя внимание то, что на юго-востоке Украины, в русском Херсоне в период Великой Отечественной войны активно действовала «Организация украинских националистов» на базе активистов, командированных с западной Украины, которую возглавлял присланный сюда Богдан Бандера — родной брат Степана Бандеры.
Формирование промышленности города закончилось в 1950-е годы, когда заработали производственные мощности судостроительного завода, заводов им. Петровского, нефтеперерабатывающего и хлопчатобумажного комбината, построен завод железобетонного докостроения «Паллада».
Музей природы в Херсоне на ул. Горького, 1975 г.
В советскую эпоху сформировался и архитектурный облик города. В Херсоне был создан классический архитектурный ансамбль административного центра, видным сооружением которого стало здание киноконцертного зала «Юбилейный». В этот же период в городе появилось большинство монументов, среди которых памятник адмиралу Фёдору Ушакову (1957 г.) и поэту Тарасу Шевченко (1971 г.).
В 1977 г. возведен Антоновский автомобильный мост через Днепр, связавший правобережную часть региона с Крымом.
Развитие в городе в советский период получило образование, наука и культура. Появилась сеть высших и средних специальных учебных заведений. Заработали театры, открылись музеи и другие центры культуры. К началу 90-х годов подавляющее большинство населения города имело среднее образование и значительная часть – высшее. В целом же, Херсон традиционно продолжал развиваться в рамках передовой русской культуры и языка. Наибольшее количество жителей в своей истории город насчитывал в 1989 году – 365 тысяч.
В советский период своей истории Херсон окончательно сформировался как один из промышленных и культурных центров юга СССР. Это время для него явилось наиболее плодотворным.
Развитие города и области в постсоветский период начало замедляться и приобретать черты системного кризиса. Начиная с 2004 г. население города интенсивно снижалось. Город постепенно теряет свое значение как международный транспортный узел.
Судостроение как одна из главных отраслей производства постепенно стало сворачиваться и в настоящее время находится в стадии стагнации. Херсонский морской порт существенно сократил свою работу. Значительно уменьшились железнодорожные и авиаперевозки. В поселке Чернобаевка под Херсоном располагается международный аэропорт Херсон, откуда ранее выполнялись внутренние рейсы, а также перелеты в Вену, Стамбул, Тбилиси (в 2019 г. пассажиропоток составил 154 тыс. человек). С сентября 2021 г. аэропорт закрыт, находится на реконструкции.
Сельскохозяйственное производство сократилось почти на треть, соответственно сократилась пищевая промышленность. Созданная в советский период эффективная система орошения находится в критическом состоянии.
Несмотря на то, что город является русскоязычным и русский язык с августа 2012 г. получил статус регионального, именно в Херсоне было ликвидировано представительство Фонда «Русский мир». После киевского майдана 2014 г. в Херсоне вся система образования постепенно переводится на украинский язык, , под запретом оказалось российское телевидение и радио, насильственно насаждается извращенная версия истории Новороссии. Несмотря на то, что Херсон по-прежнему оставался городом русской культуры и языка, здесь постепенно ликвидируются русские школы.