Сообщество евреев хасидского толка «Лев Тахор» не поддерживает идеи сионизма и политику Израиля, где их с иронией именуют «еврейскими талибами»
Последователи «Лев тахор» утверждают, что евреев хранит только Всевышний, а посему нет никакой необходимости в создание еврейского государства. На иврите «Лев Тахор» означает «Чистое сердце». Идеологическая основа базируется на уверенности, что Израиль создан в грехе, и чем скорее исчезнет это греховное государство, тем скорее придет Машиах.
Эта ортодоксальная еврейская секта хасидского толка следует строгой версии Галахи (традиционного иудейского права, регламентирующего религиозную, семейную и общественную жизнь верующих), а также собственным практикам, таким как длинные молитвенные сессии, браки по сговору между подростками и черные одеяния для женщин от головы до пальцев ног. Они утверждают, что в конфликт с властью вступили из-за строгости воспитания детей.
Основатель «Лев Тахор» — Шломо Хельбранс родился в светской и сионистской семье, в молодости захотел больше узнать о религии и постепенно пришел к вере. Молодой неофит преуспел в проповеди иудаизма среди нерелигиозных израильтян.
Хельбранс в середине 1980-х гг. открыл в Иерусалиме школу-йешиву «Лев Тахор» несмотря на отсутствие статуса раввина. Он отличался чрезвычайной харизматичностью — так, проникший в «Лев Тахор» агент израильских спецслужб настолько увлекся идеями ее духовного лидера, что стал его пламенным сторонником.
Для взглядов Хельбранса характерен бескомпромиссный антисионизм. Некоторые его высказывания выглядят как особенно пророческие:
«Сионизм ведет еврейский народ и всех жителей священной земли Израиля к катастрофе. Сионизм является полной ересью и не имеет оснований в иудаизме. Сионистское государство в конечном итоге будет аннулировано, и от всей их деятельности на Святой Земле останутся только ужасные разрушения и опустошения».
Свое неприятие системы члены «Лев Тахор» выражали в том числе в строгом соблюдении библейских заповедей: «Наш протест заключается в том, что мы стараемся соблюдать заповеди последовательнее всего, без компромиссов во всем, в кашруте, в вопросах скромности, взглядов, образования детей, и они чувствуют это».
В 1991 г. «Лев Тахор» была вынуждена покинуть Израиль из-за обвинений в связях с движением ХАМАС.
Женщины и девушки этой общины носят черную одежду, напоминающую хиджаб, оставляя открытыми только лица. Они не пользуются современными технологиями — интернет, радио и ТВ, роль женщины сводят к воспитанию детей, а мужчин — к совершенствованию в религиозных знаниях. Все они вегетарианцы
В конце концов беглецы смогли получить политическое убежище в Канаде — власти страны не восприняли израильские обвинения всерьез. «Лев Тахор» обосновался в Квебеке, в городке Сент‑Агате-де-Монт, откуда Хельбранс продолжал призывать к созданию «Всемирного антисионистского конгресса».
Это побудило израильские власти выдвинуть против диссидентов новые обвинения, главным образом связанные с ранними браками и похищениями детей. Иски исходили от светских родственников «Лев Тахор», проживающих в Израиле. Этим достигалось несколько целей – политическая подоплека преследований маскировалась, а сама группа дискредитировалась в глазах своих потенциальных союзников.
На протяжении всех испытаний в Канаде, Гватемале и Мексике ни одно из обвинений против «Лев Тахор» не было доказано в суде. Тем не менее, они постоянно фигурировали в израильских, канадских и ряде международных СМИ. Совместные усилия израильских властей и средств массовой информации привели к повсеместной демонизации сообщества.
Члены «Лев Тахор» в результате были вынуждены эмигрировать в Центральную Америку. Лидер сообщества Шломо Хельбранс в июле 2017 г. при неясных обстоятельствах погиб в Мексике. Считается, что он утонул во время ритуального омовения в реке в мексиканском штате Чапас, однако одни СМИ сообщали, что его настигла карающая длань «Моссада», другие, что Хельбранс жив и до срока скрылся под защитой верных индейцев.
Его последователям удалось создать устойчивую общину в Гватемале, где обратили в иудаизм группу десятков индейцев майя. Община росла, однако с 2021 г. власти Израиля и США стали оказывать давление на руководство Гватемалы с целью выдавить «Лев Тахор». Одной из задач израильтян являлось изъятие детей тех членов общины, кто имел израильское гражданство.
Община стала искать новое убежище, но оказалось, что «Лев Тахор» не может получить приюта в большинство стран Европы и Америки. Некоторые члены общины в результате покинули Гватемалу и направились в Курдистан.
Как рассказывал один из лидеров общины Уриэль Голдман: «Касательно Курдистана, мы думали, что Израиль не сможет добраться до страны, у которой нет с ней официальных дипломатических отношений. У нас были люди, которые провели там несколько месяцев и которые были прекрасно приняты, и возникло желание устроить там еврейскую общину. Но Израиль использовал политические связи и обратился к курдским вооруженным формированиям, проходившим тренировку вместе с израильской армией, чего мы не знали. В один день все изменилось. Нас силой доставили в военный лагерь и изгнали за пределы страны. Все это было сделано в грубой форме и сопровождалось избиениями, у нас отняли личные вещи… и изгнали в Турцию, которая тоже не приняла нас».
Изгнанные из Курдистана и Турции члены «Лев Тахор» оказались в Кишиневе, где связанная с Израилем местная еврейская община немедленно потребовала от президента Молдавии выслать их из страны. Члены «Лев Тахор» оказались буквально рассеяны по всему свету, от Гватемалы до Молдовы и от Канады до Аргентины.
Руководство общины неоднократно обращалось с просьбой о предоставлении политического убежища к руководству различных стран от Румынии до Армении. Особенно опасным для Израиля стало желание «Лев Тахор» переселиться в Иран, что грозит Тель-Авиву огромными репутационными издержками. Само по себе такое переселение соответствует идеологии «Лев Тахор», считающей мусульманские страны наиболее предпочтительным местом для жизни евреев.
СМИ сообщали, что группа «Лев тахор» целиком и полностью солидаризируется с «борьбой Исламской Республики Иран против сионизма» и разделяет концептуальные принципы исламского режима. В своем написанном на фарси письме на имя иранского руководства члены общины сообщали, что она объединяет в своих рядах подлинных верующих во Всевышнего, знаменосцев борьбы с сионизмом, последовательно оппонирующих «торжеству сионизма на Святой Земле и среди всех евреев».
Переселение евреев в страну, которую официальный Иерусалим объявил оплотом мирового антисемитизма и врагом Израиля номер один несомненно стало бы важным пропагандистским успехом Тегерана. Поэтому израильские власти делают все, чтобы не допустить такого демонстративного антисионизма. Относительно эмиграции в Иран хасиды заявили, что «Мы не являемся собственность и игрушкой сионистского государства, мы евреи верные Господу и его заповедям, действительно путешествием туда и обратно, в завершение искупления».
История этого еврейского сообщества еще не закончена и может получить новое продолжение в ситуации, когда на Ближнем Востоке разгорается Армагеддон в прямом смысле — война Последних времен. Так она видится Нетаньяху и его окружению, но точно так же с другого полюса понимают ее религиозные шииты.
Конечно, секулярные круги и той, и другой стороны не признают никаких эсхатологических предсказаний, но историей сейчас движут не они, а люди с обостренным сознанием конца света и сопутствующих ему событий.
Древняя библейская мифология получила сегодня способность интерпретировать события современности. А «еврейские талибы» вполне могут оказаться провидцами…