Мусульманское кладбище Уфы — Уфа от А до Я
Мечеть «Гуфран» на городском мусульманском кладбище. Уфа
Мусульманское кладбище Уфы расположено на крутом высоком берегу реки Белой, с севера ограничено ул. Малой Ахтырской, с востока — ул. Алтайской, с юга и запада – склоном Уфимского косогора. Центральный вход на кладбище находится с улицы Алтайской немного севернее старой уфимской водокачки.
Точное время возникновения кладбища не установлено. Дату основания указывают по-разному, сторонники «удревления» кладбища называют XVIII в., 1830-е гг., иногда – 1840-е, но документально это не подтверждается. К тому же, до середины XX в. в этом не было и особой потребности.
В Уфе, как русском поселении, основанном московскими стрельцами, первоначально были только православные кладбища с надмогильными крестами. Даже в середине XIX в., когда население Уфы составляло 13.500 человек (1850 г.), мусульман было всего 2,3% населения и местом захоронения тех, кто умер в Уфе, являлись сельские кладбища.
С ростом численности татар и башкир возникла потребность в городском мусульманском кладбище. Первый отвод небольшого участка на окраине города для захоронения мусульман, по данным историка С. Семеновой, был произведен в 1852 г. Территория мусульманского кладбища в западной части Уфы, на горе, впервые отмечена на плане 1897 г. Микбар – место вечности – возник на каменистой площадке, обнесенной деревянной изгородью (она видна на фотографии ниже).
Пятая соборная мечеть Уфы на мусульманском кладбище. Фото Сергея Синенко
По данным Ю. Узикова, в фонде Уфимского губернского правления республиканского архива имеется дело «Об устройстве в г. Уфе раскольничьего и магометанского кладбищ», в котором в документах за 1892–1897 гг. площадь мусульманского кладбища указана в 5.816 саженей2. В 1904 г.
Мусульманским Духовным собранием был поднят вопрос об увеличении площади под кладбище – к тому времени оставалось уже мало свободного места для погребений. 30 ноября 1904 г. городская дума высказалась за возможность расширения кладбища, и впоследствии к нему был прирезан участок земли в северо-западном направлении, ближе к первым кварталам улицы Пушкина.
В 1909 г. на кладбище по улице Алтайской была открыта двухэтажная деревянная мечеть, ставшая Пятой соборной мечетью. В 1960 г. после пожара кладбищенская мечеть была снесена.
В 1994 г. на месте Пятой соборной мечети была возведена мечеть «Гуфран», название которой переводится с арабского как «прощение». Это простая, небольшая кладбищенская мечеть для совершения погребальных обрядов. Она была построена по проекту уфимского архитектора И. Сабитова на средства уфимских благотворителей концерна «Планета», «Социнвестбанка», предприятия «Сентябрь». В 2006 г. началась реконструкция и расширение здания мечети, строительство минарета.
Вид на мусульманское кладбище Уфы со стороны Нижегородки. Почтовая карточка издания Н.К. Блохина начала XX в.
На мусульманских кладбищах края, в отличие от православных кладбищ, не было принято очищать могилы от растительности. В результате, за кладбищенскими заборами сохранялась флора, свойственная данному месту в момент возникновения кладбища. Учеными даже высказывалось предложение провести «инвентаризацию» мусульманских кладбищ республики с тем чтобы наиболее интересные из них объявить памятниками природы.
Большая изгородь, которой Мусульманское кладбище было обнесено с момента основания, позволила «законсервировать» растительность, существовавшую на Уфимском косогоре два века назад. Ученые-ботаники говорят, что на небольшом старом кладбище можно встретить участки, характерные для каменистой, кустарниковой, луговой степи и участков сухих широколиственных лесов.
Крутой склон обращенного к реке Уфимского косогора – это типичная каменистая степь с ее полынью, чабрецом, оносмой, васильком, проломником, остролодочником, горлюхой, люцерной, белым донником. Среди растений много действительно реликтовых. Мусульманское кладбище Уфы представляет интерес и как памятник истории, и как памятник природы.
Перечислим некоторых известных людей, похороненных на этом кладбище. Рами Гарипов (Рами́ Ягафа́рович Гари́пов, 1932–1977) – народный поэт Башкортостана. Биишева, Зайнаб Абдулловна (1908–1996) – народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург, переводчик. Кадыров, Габдрахман Файзурахманович (1941–1993) – советский спортсмен (мотоспорт, спидвей), шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971–1973), чемпион Европы (1964).
Гильван Гильмутдинович Амиров (1916–1991) – заслуженный работник культуры БАССР. Файзи Адгамович Гаскаров (1912–1984) – «Заслуженный деятель искусств БАССР» (1944), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1955), «Лауреат республиканской премии имени Салавата Юлаева» (1967), а так же награжден орденом «Знак Почета» (1967). Салих Шайбакович Валеев (1912–1970) – Герой Советского Союза. Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – выдающийся башкирский композитор. Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919–2005) – народный поэт Башкортостана.
Тагир Таипович Кусимов (1909–1986) – Герой Советского Союза. Рыфат Рахматуллович Мавлютов (1926–2000) – ректор УГАТУ, членкор РАН. Габдрахман Расулев (1889–1950) – исламский религиозный деятель, муфтий Мусульманского Духовного собрания. Габдулвахид Сулейманов (1786–1862) – исламский религиозный деятель, Мусульманского Духовного собрания.
Гатауллин Мутыгулла (1975–1936) – муфтий Духовного управления мусульман Башреспублики в 1923–1936 гг. Гениатулла Нигматуллович Терегулов (1891–1984) – врач-терапевт. Хасанов Анас Габбасович (1937-1997) – министр внутренних дел РБ (1990-1995), председатель законодательной палаты Государственного Собрания (Курултай) РБ (1995-1998).
Закир Шакирович Шакиров (1881–1970) – ученый-лингвист, а также его сын Мидхат Закирович Шакиров (1916–2004) – организатор промышленности, государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома (1969–1987). Фарида Кудашева (1920–2010) – народная артистка Башкортостана и Татарстана.