В доме по улице Гоголя, 1 в 1891 г. снимал квартиру молодой Федор Шаляпин. Уфа. Фото Сергея Синенко
Гоголя улица — Уфа от А до Я
Гоголя улица, в исторической части города на территории Кировского и Ленинского районов. Первоначальное название улицы – Ханыковская, в честь Оренбургского губернатора Якова Владимировича Ханыкова (1818–1862), известного географа, картографа. В начале 1820-х гг. он являлся секретарем Императорского русского географического общества.
Им составлены «Карта Аральского моря и Хивинского ханства с их окрестностями», «Карта озера Иссык-Куль с окрестностями», изданы картографические работы «Очерк состояния внутренней Киргизской орды», «Пояснительная записка к карте Аральского моря и Хивинского ханства с их окрестностями», «Карта северо-западной части Средней Азии», а также географические исследования – «Описание Оренбургского края», «Сведения о путях в Хиву», собранные Ханыковым вместе с В. И. Далем и др.
В ноябре 1901 г. улица была переименована в Гоголевскую в честь классика русской литературы XIX в. Николая Васильевича Гоголя (1809–1852).
По данным краеведа П. Ф. Ищерикова, Гоголь, «…показывая провинциальную глушь России в эпоху Николая I, в первой редакции «Ревизора» изобразил Хлестакова едущим в Белебей и по пути принятым за ревизора из Петербурга. По Гоголю, в глуши Белебеевского уезда и находилась Подкатиловка – деревенька отца промотавшегося Хлестакова».
«Ревизор» шел на уфимских сценах на русском и башкирском языках особенно часто в 1930–1950-е гг. Произведения Н. В. Гоголя переводили на башкирский язык А. Карнай, Г. Хайри, З. Биишева, Н. Идельбай, Ф. Исянгулов.
Первые домав улицы начинаются на склоне уфимских холмов в сторону реки Белой на перекрестке Гоголя – Волновая.
Здесь, в трехоконном деревянном доме Борисовых постройки 1880-х гг. (ул. Гоголя, 1) жил в 1891 г. будущий великий певец и артист Федор Иванович Шаляпин. В прогулке по Труниловской слободе мы уже приводили воспоминания Шаляпина о жизни на улице Труниловской, о трагикомических обстоятельствах, по которым он вынужден был поменять квартиру. «Я съехал с квартиры от прачки, наняв комнату у какого-то столоначальника. Он тоже играл в театре… Жил он с женой. Детей у них не было. Жизнь текла скучно и покойно».
Поиск второй квартиры Шаляпина, так же, как и первой, был проведен краеведом Г. Ф. Гудковым.
Им записаны воспоминания одного из старожилов Черкалихиной слободы К. И. Горюхина. Вот что тот сообщил. «В 1800–1891 годах я работал писцом в губернской земской управе на углу улиц Ильинской и Телеграфной. Вместе со мной в одной комнате в управе некоторое время работал и молодой Шаляпин – ему было тогда семнадцать лет. Работал он также писцом. Мы возвращались с работы нередко с ним вместе – шли по улице Ильинской до угла улицы Гоголя мимо Духовного училища в сторону реки Белой, а я шел дальше по Ильинской улице. Запомнилось, что Шаляпин ходил с тросточкой – тогда была такая мода».
Факт проживания Шаляпина в доме по улице Гоголя подтверждается и другими источниками, включая исследования краеведа Г. А. Бельской. Некоторое время инициативная группа работала над созданием здесь дома-музея великого певца, но, судя по всему, безрезультатно. К этому вопросу есть смысл вернуться. Музей Ф. И. Шаляпина в городе должен быть.
Продолжаем прогулку. Поднимаемся на пригорок на перекрестке с улицей Тукаева – здесь улица обрывается.
Пространство бывшей Гоголевской улицы с 1950-х гг. занято корпусами Башгосуниверситета, но их легко обогнуть. Справа – старые цеха завода телефонной аппаратуры. После закрытия производства они уже почти полтора десятилетия стоят без дела, разрушаются.
Слева – корпус биологического факультета Башгосуниверситета, бывшее здание мужского духовного училища. Уфимское епархиальное среднее православное духовное учебное заведение открылось при Духовной семинарии в 1818 г. и сначала размещалось в одном здании с семинарией и Уфимской Консисторией (район Дома правительства, здание не сохранилось).
В 1884 г. его перевели в двухэтажное здание по улице Большой Ильинской, 34, построенное по проекту архитектора К. Н. Кодрунцева в 1880–1885 гг.
Состояло училище из приходского и уездного училищ с двухклассным обучением, после окончания приходского учащиеся поступали в уездное. К концу XIX в. здесь обучалось около 250 человек. С начала Первой мировой войны здание училища было занято под военный постой и лазарет, занятия проводились в помещениях Духовного женского училища.
Здание бывшего духовного мужского училища, ныне корпус биологического факультета Башгосуниверситета. Уфа. Фото Сергея Синенко
Училище закрыли в 1919 г. В здании размещался колхозный техникум, в военные годы – подразделения Академии генерального штаба РККА. В конце войны здание было передано Башпединституту. Здесь находились и учебные аудитории, и общежитие. С преобразованием пединститута в 1957 г. в Башкирский государственный университет, здание было передано под биологический факультет БГУ.
Следующий квартал открывает каменное двухэтажное здание Контрольной палаты постройки 1840-х гг. (ул. Гоголя, 13, Заки Валиди, 37/1), занятой под жилье. В квартале много деревянных домов, представляющих исторический и архитектурный интерес.
Среди них выделяются три дома усадьбы В. В. Пискунова – южный и северный постройки 1890 г., а также главный дом усадьбы Пискуновых постройки начала XX в., стоящий во дворе. Последний, отличающийся затейливой резьбой, в настоящее время занимает Мусульманское духовное управление (ул. Гоголя, 21).
На четной стороне улицы внимание привлекает деревянный двухэтажный доходный дом Н. И. Гурылева постройки 1911 г. с антресолями и большой открытой террасой второго этажа на заднем фасаде (д. 22). Усадьба уфимского мещанина Гурылева и его родственников включает одноэтажный и двухэтажный деревянные дома, образцы самобытного деревянного зодчества.
Боковые фасады имеют спаренные окна, объединенные общим наличником. Окна западного фасада главного дома украшены резными наличниками, в орнаменте которых использованы плетеночные узоры вятских мотивов, а также треугольными фронтонами и подоконными досками. Здание украшает аттик над входом и на крыше, элемент модерна. Тес, пилястры, наличники окон, аттик над входом имеют «каменный» декор.
Дома интересны еще и тем, что здесь жил А. К. Носков (1872–1956) – известный ученый, исследователь природы уфимского края, член Русского географического общества.
В 1914 г. он был приглашен в Уфу, где стал первым директором открывшегося Коммерческого училища. В начале 1920-х гг. Носков занимался организацией Института народного образования – будущего пединститута, ныне педагогического университета. Им опубликовано более ста научных трудов, включая работы о климате Башкирии и растительности Предуралья.
С домами Гурылева соседствует деревянный двухэтажный доходный дом чиновника Рябинина постройки начала XX в. с изолированным входом на второй этаж, где сохранилась деревянная балюстрада (д. 26). Весь декор здания выполнен «под каменный» – тес под руст, пилястры, двери, фриз, аттик над входом, только рисунок резьбы оконных наличников традиционен. Дом памятен тем, что в нем в 1920–1950-х гг. жил профессор медицины Д. И. Татаринов.
Дом-музей Мажита Гафури. Фото Сергея Синенко
Следующий по улице – деревянный, одноэтажный, с резными наличниками дом-музей Мажита Гафури (д. 28). Музей открыт в 1948 г. в доме постройки 1900-х гг., который был подарен М. Гафури правительством республики в связи с его юбилеем и присвоением ему звания народного поэта Башкирии (1923).
В этом доме писатель прожил с 1923 по 1934 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1940 г. в связи с шестидесятилетием со дня рождения Гафури Красноусольский район Башкирской АССР (родина поэта) был переименован в Гафурийский. В этот дом часто приходили писатели и поэты А. Тагиров, Д. Юлтый, Б. Ишемгул, С. Кудаш, Г. Гумер, Г. Ибрагимов, Ш. Камал, С. Кулибай, Г. Амири, Г. Салям, С. Агиш. Мажит, его жена Зухра и сын Анвар были музыкально одаренными людьми. К двадцатилетию литературной деятельности М. Гафури было подарено пианино, клавиш которого касались впоследствии руки Газиза Альмухаметова, Султана Габяши, Салиха Сайдашева и Загидуллы Яруллина.
Долгое время эта часть улицы сохраняла стиль дореволюционной застройки, не отличалась и особой ухоженностью. «Улиц с твердым покрытием было мало, – вспоминает историк Б. Попов об Уфе предвоенной поры. – Периферийные улицы в дождливую погоду тонули в такой грязи, что нельзя было ни пройти, ни проехать. Теперь даже трудно представить, что на улице Гоголя против дома, где когда-то жил Мажит Гафури, лошадь застревала по брюхо и ей приходилось вытягиваться в струнку, а возчику затрачивать немало усилий как физических, так и «художественно-речевых», чтобы вырваться из этой трясины. Зимой… проезжее полотно покрывалось плотным снежным настилом.
По нему мог лихо проехать лыжник, влекомый мчащимся галопом всадником. Можно было пронестись на коньках, зацепившись за бампер автобуса. Правда, иногда выскочивший из машины шофер ловил зазевавшегося пацана и с помощью подручного инструмента освобождал его от коньков».
Нечетную сторону следующего квартала открывает жилой дом инженерно-технических работников «Востокнефть» постройки 1932–1937 гг. (ул. Пушкина, 69).
На четной стороне – деревянный дом с каменным цокольным этажом жены военного Х. Гуревич (1911) постройки конца XIX в. (ул. Гоголя, 32).
Угол дома на главном фасаде скошен, что для Уфы довольно необычно, под ним низкое крыльцо в подвальчик (до недавнего времени его занимал магазин «Деловая книга»). Массивные наличники окон с накладными деталями. Главный фасад по улице Гоголя – необшитый сруб с каменным низом, мезонин.
Идем вдоль забора, за которым большой хозяйственный двор, гаражи. Двухэтажное здание в кирпичном стиле – дом И. И. Талова постройки конца XIX – начала XX в. (д. 34). В нем в начале XX в. размещалась частная женская гимназия С. П. Хитровской. В советское время здание и пристрой к нему занимал Институт усовершенствования учителей. Ныне в нем находится музей Истории народного образования и другие учреждения.
В доме И. И. Талова постройки конца XIX – начала XX в. в начале XX в. размещалась частная женская гимназия С. П. Хитровской. Уфа. Фото Сергея Синенко
Дом Талова соединяется пристроем, выдержанным в том же кирпичном стиле, с элитным жилым комплексом «Тихий центр» (д. 36).
Он возведен в 2000–2001 гг., состоит из нескольких зданий разной этажности, в декорировании которых широко использована фигурная кирпичная кладка, русты, башенки и другие элементы классического кирпичного стиля. Лицевые здания, выходящие на улицу Гоголя и примыкающие аркой к старым постройкам, по стилистике продолжают архитектуру здания бывшей частной Хитровской гимназии.
Архитектурный комплекс органично вписался в этот отрезок улицы, имеющий большой исторический фон, служит образцом вдумчивого подхода к строительству в старой части города, демонстрирует, как новые жилые здания могут гармонировать с памятниками культурного наследия.
Противоположную сторону улицы украшает особняк М. А. Лаптева (д. 27), уфимского лесопромышленника и купца, владельца нескольких городских бань. Здание построено в 1912–1913 гг. по проекту самарского архитектора А. Щербачева. К особняку примыкал черный двор с одноэтажными службами, баня и сад с бассейном. Архитекторы относят стиль здания к модернизированному ренессансу. В 1917 г. в особняке находился штаб Красной гвардии под руководством М. С. Кадомцева.
В 1919 г. здесь открылся художественный музей. Он был основан по инициативе и при содействии выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова.
Планы открыть художественный музей в Уфе Нестеров вынашивал долгие десятилетия. Мы уже говорили, что первоначально художник думал отдать под музей землю своей родовой усадьбы, находившейся рядом со зданием Дворянского собрания между нынешними улицами Ленина и Советской. По совместному плану М. Нестерова и уфимского губернатора Александра Степановича Ключарева, музей первоначально предполагалось разместить в строящемся Аксаковском народном доме. Но помешали война и революция. Аксаковский дом был достроен не до конца. 5 января 1920 г. в особняке, ранее принадлежавшем М. А. Лаптеву, открылась первая экспозиция.
Первое название музея – Уфимский художественный пролетарский музей Октябрьской революции.
Основой коллекции стало собрание картин Нестерова, преподнесенное в дар городу в 1913 г. – тридцать работ кисти Нестерова и картины русских художников – И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, И. Шишкина, К. Коровина, М. Врубеля, А. Головина и других, всего сто одно произведение. Собрание работ Нестерова пополнялось поступлениями от автора в 1927 и 1937 гг. от его семьи и родственников.
Особняк уфимского лесопромышленника и купца М. А. Лаптева построен в 1912–1913 гг. по проекту самарского архитектора А. Щербачева. В 1919 г. в нем разместился художественный музей. Уфа. Фото 1910-х (выше) и 1920-х гг.
Уфимский краевед А. А. Черданцев, работавший директором музея в начале 1920-х гг., рассказывал: «К этой основе были присоединены картины других художников, мебель, фарфор из музейных фондов Ленинграда и Москвы, а также из реквизиционных складов отдела Уфимского городского хозяйства, и получился настолько интересный музей, что посетители называют его в своих заметках «жемчужиной Уфы».
В музее шесть отделов, живопись русская и иностранная, скульптура русская и иностранная, гравюры и прикладное искусство. Для туриста интересна будет стена второго зала, отданная уфимским художникам (Блюменталь, Бурлюк, Девлеткильдеев, Лежнев, Петухов, Протопопов, Тюлькин, Черкашенинов и др.). В этой же второй зале мебель под голубым шелком в стиле ампир. В третьей зале – иностранного искусства – небольшая коллекция заграничного фарфора (сакс, севр, веджвут). Очень маленькие собрания картин французских, итальянских и голландских художников. В четвертой зале собрание русского фарфора, хрусталя, вышивок и старинной иконописи. При музее – библиотека по искусству, всего пять тысяч томов. Есть отделение русских рукописных книг».
В 1954 г. музею присвоено имя М. В. Нестерова. Сегодня фонд музея составляет свыше восьми тысяч экспонатов. В коллекции музея – гравюры, в том числе Рембрандта, полотна западноевропейских художников произведения русского и советского изобразительного искусства XVI–XX вв., мелкая пластика, европейский и восточный фарфор. В разделе современного искусства много работ уфимских художников разных поколений – А. Тюлькина, А. Лежнева, К. Девлеткильдеева, Т. Нечаевой, Р. Нурмухаметова, А. Ситдиковой, Б. Домашникова, А. Лутфуллина, А. Бурзянцева, Б. Фузеева, З. Басырова, Э. Саитова, С. Краснова, У. Мухаметшина, К. Губайдуллина, З. Гаянова, Н. Латфуллина, М. Давлетбаева, В. Кузнецовой и других.
Рядом с музеем – двухэтажный деревянный дом Губе с мансардой, богато украшены традиционной резьбой фриз, карниз, наличники окон (ул. Гоголя, 33).
Соседствует с усадьбой Губе дом купца П. А. Степанова-Зорина (д. 33а) с изолированным входом на второй этаж, закрытым в сени расстекловкой (элементы модерна). Резьба наличников, аттика над входом, пилястр выдержана под «каменный» декор. Дом построен во второй половине XIX в.
Деревянный дом купца П. А. Степанова-Зорина. В глубине соседнего двора дома Губе находится конюшня, бывшая каретная в усадьбе Степанова-Зорина. Уфа. Фото Сергея Синенко
Продолжаем прогулку, выходим на перекресток с улицей Свердлова. Ее первоначальное название – Малая Казанская улица, так как за гостиным двором эта улица продолжала то же направление, что и Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции), а вместе они составляли линию, протянувшуюся через весь город от Троицкой площади у Оренбургской переправы до Никольской площади перед спуском к Нижегородке. После революции улица была переименована в Новую Казанскую, затем в Интернациональную, а в 1937 г. названа в честь советского партийного деятеля Якова Михайловича Свердлова.
В следующем квартале можно осмотреть несколько деревянных домов, характерных для уличной застройки конца XIX – начала ХХ в.
Среди них одноэтажный жилой деревянный дом с мансардой и антресолями во двор и дом, украшенный пилястрами с накладной резьбой (ул. Гоголя, 50 и 52). На нечетной стороне –деревянный двухэтажный доходный дом начала ХХ в., фриз, наличники и пилястры которого украшены резьбой «под камень», а также деревянный дом с антресолями конца XIX – начала ХХ в., имеющий наличники с богатой накладной резьбой растительного орнамента (д. 39 и 41). Также «под каменный» декорирован деревянный дом Д. Авдеева (1911), его украшают колонны, имитирующие каменные (д. 43).
Каменный дом Д. Авдеева постройки 1880-х гг. Уфа. Фото Сергея Синенко
Завершает квартал каменный, с цокольным этажом дом И. М. Шапина постройки 1880-х гг. (д. 45), который в 1911 г. также принадлежал Д. Авдееву. Он выдержан в кирпичном стиле, аттики, фриз, наличники, пилястры украшены орнаментом из кирпича.
Итак, мы на перекрестке улиц Гоголя и Коммунистической. Слева – дом А. И. Лобанова, в котором размещается республиканское Управление по контролю за оборотом наркотиков. К нему примыкает угловой особняк купца, городского головы С. П. Зайкова (1911 г.) постройки конца XIX в. (ул. Гоголя, 47, Коммунистическая, 31).
Особняк возведен в кирпичном стиле, в советское время достроен третий этаж.
Здание украшает фриз, пилястры, лепные наличники. В ходе реконструкции оно полностью изменило свой первоначальный вид.
Особняк купца, городского головы С. П. Зайкова постройки конца XIX в. на углу улицы Коммунистической и Гоголя в кирпичном стиле, в советское время достроен третий этаж, пять лет назад проведена полная реконструкция здания. Уфа. Фото Сергея Синенко
Из исторических зданий на нечетной стороне улицы можно отметить также жилые дома Т. Н. Мартемьянова и Ф. С. Хаева (д. 53а/1 и 55/1) постройки 1890-х гг. Двухэтажный дом Хаева (1911 г.) выполнен в кирпичном стиле, фриз украшен кирпичным орнаментом, окна выполнены с закруглением.
Среди достопримечательностей квартала особое место занимает изящное здание в классическом стиле – филармония (д. 58).
Изначально на этом месте стояло небольшое каменное двухэтажное строение, в котором находилась уфимская синагога, молельный дом евреев, исповедующих иудаизм.
Евреи в Уфе появились с середины XIX в., их число быстро росло за счет торговцев, ростовщиков, аптекарей и мелких ремесленников. Для них печатались специальные календари с указанием праздников не только в христианском, от рождества Христова, летоисчислении, но и в иудейском – «от сотворения мира». Деревянная синагога в Уфе была построена в конце XIX в. (ул. Гоголя, 54).
Многие из уфимских евреев-мужчин совершали здесь ритуальное обрезание, бракосочетались по специальному контракту, здесь проводились другие традиционные иудейские обряды. К 1915 г. на улице Гоголя, где селились многие еврейские семьи, возник целый внутриквартальный комплекс, состоявший из здания бывшей деревянной синагоги, перенесенной в глубь двора и переоборудованной под богадельню, здания еврейской школы и двухэтажной каменной синагоги.
Синагогу закрыли в 1930 г., здание было передано НКВД.
В 1931 г. началось кардинальное переустройство здания, которое стало называться «Клуб имени М. С. Погребинского» в честь руководителя НКВД БАССР. Еврейская община Уфы в это время организовала временный молельный дом в усадьбе коммерсанта Экивина (ул. Ленина, 63). В течение 1930-х гг. бывший молельный зал синагоги (помещение нынешнего центрального фойе) и соседний двухэтажный жилой дом кирпичного стиля были объединены в одно большое здание, как говорят архитекторы, весьма удачно.
В 1939 г. перестроенное и расширенное здание занял Русский драматический театр.
Здание государственной филармонии. Уфа. Фото Сергея Синенко
В соседних помещениях того же здания была организована государственная филармония, которая объединила хор, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, коллектив передвижной оперетты, эстрадную бригаду, ансамбль кураистов и самый известный творческий коллектив филармонии – Башкирский государственный ансамбль народного танца под руководством Ф. А. Гаскарова. В 1941 г. в филармонии был организован литературно-музыкальный лекторий. В первых концертах принимали участие артисты Башкирского драматического и оперного театров А. Мубаряков, З. Бикбулатова, Г. Карамышев, Г. Тукаев, певцы Б. Валеева, Г. Хабибуллин, А. Сутягин, Д. Нурмухаметова.
В годы Великой Отечественной войны семнадцать концертных бригад филармонии дали в расположении войск около двух тысяч концертов.
Расцвет национальной эстрады на сцене филармонии связан с творчеством Ф. Кудашевой, М. Галеевой, Б. Гайсина, С. Дильмухаметова, И. Смакова, С. Абдуллина, Р. Янбекова. В числе популярных исполнителей народных песен – М. Гайнетдинов, Т. Узянбаева, Ф. Кильдиярова, кураисты Р. Буляканов, А. Аиткулов, И. Ильбаков, Р. Рахимов. В 1970 г. при филармонии создана хоровая капелла, в 1980-х гг. – джаз-группа «Дустар». Здесь активно работают фольклорная группа «Ядкар», эстрадная группа «Караван-Сарай» и другие.
В 1982 г., в связи со строительством нового здания для Русского драматического театра, старое здания и оборудование (кресла и световая техника) театра были переданы на баланс Башкирской государственной филармонии. На сегодняшний день филармония имеет два концертных зала: Малый, рассчитанный на 300 мест, и Большой зал на 633 места. В Малом зале исполняется камерная музыка, в 1987 г. здесь установлен орган, в Большом зале проходят концерты симфонической, хоровой, народной и эстрадной музыки. Масштабная реконструкция здания Башкирской государственной филармонии была проведена в 1986–1987 гг. по проекту уфимских архитекторов М. П. Мазина и Ю. А. Пацкова. В 1992 г. здание по ул. Гоголя в г. Уфе, в котором размещается Башгосфилармония было поставлено на государственную охрану республиканского значения как памятник архитектуры конца XIX в.
Бизнес-центр «Капитал» занимает целый квартал между улицами Гоголя и К. Маркса. Уфа. Фото Сергея Синенко
Следующий короткий квартал по четной стороне занимает здание Бизнес-центра. На нечетной стороне – дом И. Нехаева постройки второй половины XIX в. с пропильной резьбой на карнизе и накладной на наличниках, аттике, фризе, пилястрах. Рядом – дом А. Дементьева, возведенный в то же время с богатой накладной резьбой, которая покрывает наличники, пилястры, фриз и аттик над входом (ул. Гоголя, 67 и 69). В ходе реконструкции улицы здание подготовлено под снос.
На углу с улицей Красина стоит дом Я. Напалкина постройки второй половины XIX в. с накладной резьбой наличников и растительным орнаментом на фризе (д. 75).
Вдоль улицы Гоголя рядом с казармами Уфимского гарнизона тянется казарменная стена, основная часть которой возведена в 1830–1839 гг. Уфа. Фото Сергея Синенко
Нечетную сторону улицы занимают казармы Уфимского гарнизона. На углу с улицей Достоевского стоит деревянный дом А. Прокофьева или И. Габова начала ХХ в. с интересной резьбой под «каменную» (д. 67).
Заканчивается улица тупиком – упирается в тюремную стену. С конца XIX в. среди уфимцев здание Уфимской губернской тюрьмы известно как «Гоголевский тупик». Рассказ о нем – в очерке-прогулке по улице Аксакова.