Мосты городские — Уфа от А до Я
Автодорожные мосты через р. Белую на Оренбургской переправе. Уфа. Фото Сергея Синенко
Первый уфимский мост – через р. Сутолоку – был сооружен вскоре после строительства Уфимской крепости для переезда на Сергиевскую гору. Первоначально был деревянным, многократно ремонтировался, не меняя местоположения. В конце 1930-х гг. на этом месте сооружен более широкий железобетонный мост с кирпичным парапетом, приспособленный для движения автотранспорта любой грузоподъемности. В 1957 г. здесь выстроен новый мост, который служил до последнего времени.
Мост через реку Сутолоку. Фото начала XX века
Известно, что в XVII в. с западной стороны Уфимского кремля был построен мост через р. Ногайку. Он не сохранился, как и сама речка, ушедшая в канализационные подземные стоки.
Понтонный мост через р. Белую. Архивное фото
Железнодорожный мост через р. Белую в южном направлении с мостками для пешеходов был построен инженером В.И. Березиным и открыт для движения 8 сентября 1888 г. Этот день и считается днем пуска Самаро-Уфимской железной дороги. Тогда же для реки Демы было прорыто искусственное русло, которое начинается в ста метрах ниже современного автомобильного моста у кафе «Золотая рыбка» и идет в сторону Белой напрямую.
8 сентября 1888 года министр путей сообщения адмирал К.П. Посьет в торжественной обстановке перерезал шелковою ленту, растянутую между фермами построенного через реку Белая железнодорожного моста, и поезд впервые пошел к вокзалу «Уфа». Исторический экспонат — флаг России на ленточке, перерезанной в момент торжественного открытия моста через реку Белую.
Железнодорожный мост через р. Белую был открыт для движения в 1888 г.
Русло спрямили для того, чтобы избежать постройки железнодорожного моста еще и через Дему.
До этого Дема впадала в Белую на несколько километров ниже, в нынешнюю бельскую старицу, которая до 1854 г. являлась ее основным руслом. Русло Белой, опоясывающее Нижегородку, в то время представляло собой широкий, но очень мелкий поток воды, который в межень в некоторых местах переходили вброд, местность же вокруг сегодняшнего поселка Козарез в то время являлась большим островом.
Рядом с железнодорожным мостом, чуть выше по течению, на Белой находится небольшой остров, который ежегодно меняет свои очертания, в межень соединяясь с правым берегом и превращаясь в полуостров. Возникновение острова связано с тем, что в начале XX в. в этом месте затонули баржи с хлебом, которые и стали «фундаментом» для последующих наносов.
Почтовая открытка конца XIX в. с видом на мост через р. Уфу возле деревни Ураково (ныне Шакша)
В 1890 г. был пущен мост через р. Уфу возле деревни Ураково (ныне Шакша).
К 1892 г. железнодорожное полотно протянулось до Челябинска, а к концу XIX в. Уфа по объемам транспортных перевозок занимала уже второе место среди городов Урала, уступая лишь Екатеринбургу. В период Гражданской войны мост был взорван колчаковскими войсками.
Мост через р. Уфу в районе Шакши. Фото Сергея Синенко
В 1958–1959 гг. по проекту архитекторов З. Гудковой и В. Кондрашкова («Башпроект») был построен висячий вантовый мостик через овраг в парке на Случевской горе. С середины 1930-х гг. мостостроение в крае приобрело индустриальный характер. В последующие годы строительство и реконструкция мостов через р. Белую, Уфу, Дему решили основные проблемы распределения транспортных потоков вокруг г. Уфы (см. переправы городские).