Центральная часть Сталинского района г. Уфы. Фрагмент карты 1939 г. В соответствии с правилами секретности, на ней не показаны главные объекты – нефтеперерабатывающий и моторостроительный заводы
Индустриальное развитие Уфы — Уфа от А до Я
Индустриальное развитие Уфы в 1920–1930-е гг. началось с постройки в 1928–1931 гг. на Непейцевской горе в 12 км от города близ деревни Черниковка Центральной электрической станции (ЦЭС). На территории, занятой лесным массивом и прибрежными лугами в излучине р. Уфы, планировалось создать большой промышленный комбинат: спичечную, бумажную, фанерную фабрики, лесопильный и дубильно-экстрактный заводы, а также мощную ЦЭС, которая бы снабжала электроэнергией все эти предприятия.
В 1932 г. начала работать спичечная фабрика, в следующем году вступил в строй Черниковский лесопильный завод, а еще через год дали первую продукцию фанерная фабрика и завод «Дубитель», чем завершилось создание Уфимского промышленного комбината.
В те годы станция Черниковка была простым разъездом, на котором пассажирские поезда даже не останавливались.
Вокруг стояли леса, где водились зайцы, лисицы, глухари, на озерах плавали дикие утки. Появление в этом районе промышленного узла полностью изменило природу и ландшафт речной поймы – болота были осушены, русла мелких речек изменили свое направление, от предприятий к станции были проложены железнодорожные ветки.
С открытием в 1932 г. ишимбайской нефти возник вопрос о ее доставке в Уфу и переработке в топливо. Вскоре Уфа получила железнодорожную связь с районом нефтедобычи. С 1935 г. рядом со станцией Черниковка на небольшом холме началось строительство 417-го завода, впоследствии Уфимского крекингзавода – первого городского нефтеперерабатывающего предприятия. В 1938 г. были получены первые тонны уфимского бензина, а через два года уже более 10 крекингустановок вырабатывали топливо различных типов для автомобилей, тракторов и самолетов.
Монтаж первой установки Уфимского крекингзавода. Фото 1936 г.
Сооружение Уфимского моторостроительного завода началось в 1931 г. Его вел специально для этой цели созданный ВСНХ СССР 17-й государственный строительный трест (позже строительный трест № 3). Башкирский обком партии, изучив особенности местности, решил «считать подходящей, отвечающей требованиям и дальнейшим перспективам развития завода площадку около деревни Богородское».
В первые месяцы было построено 38 бараков, 3 дома, контора, проведена железнодорожная линия протяженностью в 5,3 километра, проложено 18 км шоссейной дороги. Вскоре вокруг будущего завода возник рабочий поселок со школами, клубами и больницами (см. ИНОРС). В 1936 г. были выпущены первые 3 мотора марки «У-5», сразу же направленные для испытания на уборке урожая, а к ноябрю 1938 г. был произведен пятитысячный мотор. Вскоре была осуществлена реконструкция предприятия и налажено производство моторов различных типов, включая авиационные.
Многие старые предприятия в 1930-е гг. реконструировались.
Так, госзавод № 1 (ныне «Горнас») был полностью технически перевооружен и перешел на выпуск горного оборудования для золотодобывающей промышленности. К концу 1930-х гг. здесь были построены литейный и котельный цехи, завод освоил производство газогенераторов и стал обслуживать наряду с золотодобывающей и нефтепромышленность.
Был реконструирован паровозовагоноремонтный завод, рассматривалась возможность расширения предприятия, размещенного на площадке менее 10 гектаров, путем сноса части прилегающей Вокзальной горы. Но это требовало слишком больших затрат. Фанерная фабрика, располагавшаяся в центре Уфы, перебазировалась к лесозаводам, в район Нижегородской слободы. Здесь на лесозаводах № 3, 13 и 15 были поставлены скоростные пилорамы, увеличившие объемы производства.
В 1929 г. на основе кустарной мастерской была организована швейная фабрика им. 8 Марта. На аналогичной базе в том же году была создана обувная фабрика им. Ворошилова. В начале 1930-х гг. в Уфе были построены крупные предприятия пищевой промышленности – макаронная и кондитерская фабрики, а также молочный завод.
Введение в строй Уфимского промышленного комбината, предприятий пищевой и легкой промышленности, крупнейших заводов союзного значения – моторного и нефтеперерабатывающего – обеспечило превращение Уфы в один из индустриальных городов Урало-Поволжской зоны. В действительно крупный промышленный центр Уфа превратилась в период Великой отечественной войны, когда сюда были эвакуированы из западных и центральных районов страны десятки заводов и фабрик.