Конец света по-русски…

666_5252 Конец света по-русски... История и краеведение Люди, факты, мнения Православие

Конец света по-русски…

Что такое русский апокалипсис?

Апокалипсис? Это нам не впервой. «Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов», — сказал Патриарх Кирилл.

Со словами Патриарха Кирилла, что Апокалисис грядет, конечно, не поспоришь… Но совсем недавно, 21.12.2012, мир уже готовился к наступлению Апокалипсиса, так что опыт есть. И 100 лет назад апокалипсические настроения господствовали. И еще… И еще…

765-1 Конец света по-русски... История и краеведение Люди, факты, мнения Православие

Когда приближался 1666 год, многие тоже ждали, что вот он, Апокалипсис пришел-таки.

Апокалипсическое число Зверя 666, прибавленное к 1000 лет христианской истории, предрекали концом света…

Он в конце концов наступил. Оказалось, что выглядит как общественный и церковный раскол.

В то время в русском обществе существовал взгляд на Москву, как объединительницу русской земли, центр и оплот православия. Это ощущение господствовало. Страна жила замкнуто, в застывших, мало меняющихся формах государственного и церковного устроения, не выказывая охоты что-то менять. Господствовал дух постоянства. Он утверждался многими поколениями людей. И спасение виделось в неизменности уклада, в том, чтобы следовать установлениям предков, не допуская ереси со стороны.

События – значительная опасность для традиции…

А когда события переполняют жизнь, человек перестает доверять своему, родному. Он ищет новые опоры, новые слова, обращается к иностранщине. Линиям преемственности в такие эпохи грозит разрыв.

Знаем по учебникам, что иноземное влияние в России началось с Петра Великого. Патриарх Кирилл считает, что Петр I цивилизационно сдал Россию и заложил основы социальных потрясений XX века.  «Петр ввел в России то, что ей не было свойственно, — он ввел модель западноевропейского абсолютизма, — заявил Патриах.

Читайте также:  Обращение муфтия Ризаитдина Фахретдинова к ДУМ БАССР

Да, все так, но Петр не явился «из ничего». Его появление было подготовлено чередой предшествующих событий. И когда наступил век, богатый событиями, стало совсем не так и не то…

В умах происходил перелом. В московском правительстве и в среде духовенства появились люди, которые стали сомневаться в правоте и старинного уклада, и устоев, которыми долгое время жили, и доброкачественности всего существующего порядка.

Они мучились сомнениями – на самом ли деле прошлое завещало им средства, достаточные для дальнейшего благополучия государства?!

Некоторые из них говорили – «старина не дает пригодных рецептов для настоящего, у нее нечему учиться! А если запас доморощенного разумения истощился, за него не чего больше держаться».

Они оглядывались по сторонам, искали рецепты жизни у чужих людей… убеждались в превосходстве Запада и собственной отсталости. На место веры пришло уныние и недоверие к самим себе!

Все это происходило задолго до Петра и «форточки в Европу». Русские двери широко растворились для иноземного влияния еще при Годунове. В Москве возникла немецкая слобода, которую сначала разорят, а при Алексее Михайловиче поднимут до небывалых высот.

Иностранцев теперь зовут со всех сторон…

Их приглашают командовать армией, лить пушки и ядра, строить мануфактуры и горные заводы. Зовут не только военных и промышленников, зовут торговцев, аптекарей, музыкантов, вообще – любых советчиков, чтобы указали, как русскому человеку жить и к чему в жизни стремиться!

Многие русские, особенно из высших слоев, начинают обезьянничать, искажая лицо и меняя привычки. Например, начинают курить табак. Распространилось всеобщее – и в высших, и в низших слоях общества – пьянство. Пьянство такое повальное, которого Русь прежде не видывала (возможно, только наши современники его переплюнули).

Читайте также:  Город Таврийск (Херсонская область)

Распространяется воровство, сквернословие, бродяжничество, блуд – как перед концом света – «успеть бы!». Вкушают жадно, ненасытно и Русь на глазах превращается в Новый Вавилон.

На это смотрит народ. Растление нравов он связывает с иностранщиной, засильем иногородцев…

Разгул низменных страстей кажется верным признаком конца света, а время окончательной катастрофы указывается точно – 666, прибавленное к 1000 лет. Самые праведные и честные люди идут в раскол… Не от загрязнения нравов и не от шаткости веры идет протест раскола, а против них. Тревога одна – за чистоту, за праведность.

Как одни из столпов веры утверждаются двуперстие при наложении креста, сугубая аллилуйя, хождение вокруг храма посолонь, Исус с одним «и» и прочее… Эти мелкие расхождения первоначально не имели для веры решающего значения (различия в обрядах и разночтения в церковных книгах замечались и раньше), но преобладающим ощущением стало отчаяние. Отчаяние народное, всеобщее…

Удивительно, но в 1666 году, назначенном как приход апокалипсического Зверя, состоялся церковный собор, проклявший и отлучивший раскольников от церкви.

Этот собор освятил войну против своего народа. Начались массовые казни несогласных.

Так трагические предсказания исполнились. Апокалипсис заполнил собою жизнь. А ведь тех, кто держался за старину, оказалось в стране более четверти населения…

Особенно крепко за старину держались окраины государства. Началось скитальчество значительной части народа в собственной стране, переселение сторонников старой веры на Русский Север, в глухие сибирские края, в труднодоступные места на Урале и казачьи станицы Зауралья, населения которых жило старым обычаем и старой правдой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + семнадцать =

Next Post

Андрея из Оренбурга поздравили моряки разных стран мира

Вт Ноя 21 , 2017
Он не ходит, но мечтает стать капитаном дальнего плавания Семилетний Андрей из Оренбурга мечтает, что однажды станет капитаном дальнего плавания. В реальности Андрей не ходит: […]
Андрея из Оренбурга поздравили моряки разных стран мира