Балет Шостаковича «БОЛТ»
А.И. Кравченко В цеху. Линогравюра начала 1930-х гг.
Пост о Шостаковиче от 3 апреля.(«Воля предназначения») надо бы дополнить. Все-таки именно Дмитрий Шостакович — автор загадочного балета «Болт», который, по современным рамкам, поставить вообще невозможно. Но по тогдашней задумке агитпроповских заказчиков патриархальному дореволюционному мирку надо было противопоставить четкую индустриальную поступь социализма. Соответственно, дело происходит то в заводском цеху, то в прифабричном селе (в клубе). Исходный зачин суров: хулиган Ленька Гульба приходит в цех пьяным, и его, проклятого индивидуалиста, увольняют. Тогда он назло засовывает болт в станок (тема вредительства, видимо, способствовала проходимости либретто).
Другие персонажи — Прогульщик, Бюрократ, Головотяп с березовой чуркой вместо головы, Летун, Истопник, Ломовой. Но – масштабы (!!!): Текстильщица – 30 шт., Комсомолка – 24 шт., Рабочий у печи – 74 шт. Техники-наладчики и три машинистки обходят цех в быстром танце, упорно тяготеющем к «Лебединому». Ольга и Ленька исполняет дуэтный танец между зарядкой и запуском нового цеха. Был номер, иллюстрирующий никчемность конференций по разоружению «типа кадрили»…
В общем, балет запретили, объявив о переделках по просьбе трудящихся. Спустили дело на тормозах. Газеты написали, что это карикатура на советскую действительность. Вообще-то так оно и было. А вот музыку Шостаковича потом растащили на сюиты; на отдельные номера – она зазвучала по радио, уже без всякой идеологии. Гений — есть гений.
о Шостаковиче, «БОЛТ»
Так интересно написали, что я бы этот БОЛТ посмотрела.
Только где? ________________________________________________________________