Благовещенский собор Казанского кремля

blagoveshenskiy_sobor Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор Казанского кремля на протяжении столетий был и остается духовным центром православной Казани, что определило его исключительное место в истории города и края. Архитектура и стенопись единственного в российской истории храма, место которому было выбрано собственноручно царем Иваном Грозным, являются произведениями искусства всемирной ценности. Руководитель музея истории Благовещенского собора Ольга Пехтелева начинает цикл рассказов о росписи самого древнего храма Казани.

На протяжении веков Благовещенский собор был православным центром Казани: сюда была принесена на литургию новоявленная Казанская икона Божией Матери в 1579 году, здесь служил священномученик святейший Патриарх Ермоген, будучи на престоле казанского митрополита, здесь принимали почти всех представителей династии Романовых, в 1906 году в соборе была совершена литургия святым праведным Иоанном Кронштадтским.В соборе, в раке, восстановленной по дореволюционным фотографиям, находится главная реликвия Казани – частица мощей святителя Гурия Казанского, первого Архиепископа Казанского и Свияжского. В подклете собора, в храмах в честь Всех Святых покоятся останки восемнадцати казанских архиереев.

05 Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

Благовещенский собор Казанского кремля – главная кафедра казанских архиереев на протяжении веков.

Четыре с половиной столетия над убранством собора трудились выдающиеся архитекторы и изографы, а российские государи и священнослужители передавали сюда чтимые святыни. Строительство и позднейшие перестройки собора связаны с переломными периодами русской истории.

Благовещенский собор был основан как деревянная обыденная церковь в 1552 году, после покорения Казани Иваном IV: «И избра место среди града и водрузи на нем крест своима рукама царьскима и обложи на том месте и церковь во имя Пречистыя Владычицы нашеа Богородицы честнаго Ея Благовещения.» Из того же источника – Царской книги известно, что царь Иоанн Васильевич принял участие и в освящении построенной обыденной церкви 6 (19) октября 1552г.: «того же месяца 6 свящал государь церковь соборную Благовещения Пречистыя Матери».

В 1555 году указом царя была учреждена Казанская Епархия и жребиембыл избран на престол первого Казанского Архиепископа бывший игумен Иосифо-Волоцкой обители Гурий, до этого год бывший на престоле архимандрита Троицкой Селижаровой обители. 28 июля (10 августа) 1555г. он прибыл в Казань со свитой из нескольких архимандритов, игуменов и священников Русского царства.

02-554x640 Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

Деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы стала центром христианского просвещения в Казани. Ее малая вместительность уже не могла соответствовать высокому назначению архиерейской кафедры. Одной из основных задач Гурия стало строительство просторного каменного величественного собора как знака русской государственности в Казани.

«Царскою грамотою в декабре того же 1555г. предписано было известным в истории русского строительства. Псковским церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань и взять с собой потребное количество рабочих для построения здесь нового каменного города, т.е. городских укрепленных стен. Этим же мастерам – Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю, нужно думать, было поручено и построение каменного Благовещенского собора… Для построения собора каменщики употребляли тот же самый материал. Каковой и для возведения крепостных стен – известковый камень, выломанный по нагорному берегу реки Волги. Усматривается и одинаковая каменная кладка стен крепостных и собора; хотя и не все камни правильной формы. Однако, хорошо они прилажены и поставлены на известковый цемент. Над сооружением собора трудились 80 каменщиков, которые получали разную плату в зависимости от времен года».

Читайте также:  Аксаковский народный дом

01 Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

Закладка самого собора на месте деревянной обыденной церкви произошла в мае 1561 года. 15 (28) августа 1562 года каменный собор освятили с приделами. Один в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а другой в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба

Дело в том, что по дороге на Казань, царь молился в Муроме у мощей Свв. Блг. Князей Петра и Февронии в Христорождественском соборе. А придел в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба мыслился как памятный знак почтения ходатаям за весь великокняжеский род.

Пять куполов Великой церкви вместе с девятью куполами церкви Благовещения и всей ее крышей позолотил сам царь Иоанн Васильевич, покрыв их чистым накладным золотом.

«Церковь соборная Благовещения Пресвятыя Богородицы камена поставлена из Государевой казны. А в церкви Государево строение: Деисус верхний большой, 9 образов на золоте, ветхи, двери царские, да двери сиверские на золоте. А а образов: Образ местной Страшный Суд, обложен серебром, пелена бархат черчат на золоте, образ Благовещения обожжен серебром, да в церкве ж Благовещения Пресвятыя Богородицы образов поставленья Государева три иконы местные писаны с тихвинского образа Пречистыя Богородицы…»

Царь Иоанн Васильевич отправил Гурия со свитой в Казань, одарив его драгоценными иконами и всей необходимой церковной утварью.

Первоначально, не только неф (основная часть) Благовещенского собора был украшен подобающе «государеву» собору, а также два соборных придела.

«У соборные ж церкви у Благовещения Пресвятыя в приделе церкви. Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, а в церкви образы, книги и ризы и все строение церковное Государево …А в другом приделе у Благовещения, у муромских чудотворцев, пять образов Спасовых… образ муромских чудотворцев князь Петра, княгини Февронии…».

Читайте также:  Казанский благотворитель Павел Щетинкин

03 Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

В 60-х годах XVI века у собора была своя деревянная колокольня, на которой висел большой благовестный колокол с очапом, два средних колокола и два меньших, все отлиты на средства государевой казны.

Уже давно специалисты пытаются реконструировать облик первого каменного Благовещенского собора Казанского кремля, не сохранившегося до наших времен из-за многочисленных пожаров и следуемых за ними перестроек. Первоначально это был пятиглавый, шестистолпный, трехабсидный храм с яркими чертами псковского и владимирско-суздальского зодчества. Псковский стильи сейчас проявляется в обработке абсид орнаментом из тройных поясков фигурной кладки до сих пор сохранившихся на центральной части абсиды. Владимирско-московские валиковые аркатурына абсиде соединены с псковскими узорчатыми поясками. Стены имеют раскрытые щелевидные завершения и закомарные покрытия, как в Московском Благовещенском соборе. Внутренние шесть столпов круглые в основании и несут на себе сложную систему сводов, которые имеют закомарные покрытия, как в Успенском соборе Московского кремля.

Первоначально купола собора имели византийскую шлемовидную форму.

«В целом Благовещенский собор представляется чрезвычайно сложным памятником, в котором смешаны, иногда сознательно, а иногда бессознательно, различные формы и мотивы. Но общий образ чрезвычайно монументального и даже несколько грузного собора сразу вводит его в разряд «государственной» по звучанию архитектуры. Однако хорошо видно, что эту архитектуру создавали псковичи: об этом свидетельствуют псковские пояски, аркатуры и арочки, а также по-псковски устроенные синтрон, перекрытия абсид и уступчатые переходы от столбов к импостам. Эти «псковизмы» не являются основными формами, но ясно указывают на происхождение мастеров. Основной же темой здесь является тема «кремлевских соборов».

Ориентация на Успенский собор Московского Кремля объясняется тем, что именно в Успенском соборе 16 января 1547 года Великого князя венчали на царство, а вхождение Казани в состав Московского государства упрочивало за Москвой статус именно царской державы. Отсюда и монументальность, и репрезентативность здания в формах, ориентированных на зодчество Московской Руси.

Читайте также:  Жители Пермского края, причисленные к лику святых

04 Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

В июле 1563году скончался первый Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий и был погребен возле алтаря Спасо-Преображенского собора Спасского кремлевского монастыря в специально устроенной для него келейником монахом Ионой (Застолбским) пещерке, над которойИона водрузил надгробный камень, обнеся его каменной палатой и завещав похоронить себя впоследствии рядом с духовным наставником.

В соборе стал служить новый Владыка – Архиепископ Герман, бывший игумен Свято-Успенского монастыря на Свияжске. Владыка Герман также прославлен в лике святых и почитается как один из Великой Казанской Троицы – Гурий, Герман и Варсонофий.

Святитель Варсонофий не был на Казанской кафедре. Но был весьма близок трудам Святителя Гурия, будучи назначен первым игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле по желанию самого царя Иоанна Васильевича. Похоронить себя он также завещал возле Владыки Гурия.

Фрагмент цикла настенной масляной живописи 1869-1870 годов, посвященный Великой Казанской Троице – Святителя Гурию, Варсонофию и Герману, мы видим в притворе Благовещенского собора на потолке. Роспись была создана по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (Амфитеатрова) Николаем Львовичем Сафоновым, иконописцем Владимирской губернии Вязниковского уезда. До Казанского кремля Сафонов работал в Троице-Сергиевой Лавре, расписывал храм Прп. Сергия, в Благовещенском соборе Московского кремля, в Дмитриевском соборе Владимира восстановил древние фрески, в Нижнем Новгороде, в Рыбинске и Екатеринбурге. Малярные работы осуществлял мастер Голубев из Костромы.

Работа началась в мае 1869 года, закончили через год с небольшим.

06 Благовещенский собор Казанского кремля Православие ТАТАРСТАН

На фрагменте именуемом «Предстояние за Казань» изображены в рост предстоящие пред Пресвятой Богородицей первые Казанские святители: Гурий, Варсонофий и Герман, чьи имена возглашаются с амвона каждую службу. Им отведена честь установление служб на Казанской земле и учреждения Казанской Епархии. Они, по сути, ввели здесь христианство, и они вводят посетителей в кафедральный собор города. Им дана честь предстательствовать пред Богородицей, которой посвящен храм, за местных христиан и благословлять их.

Автор: Ольга Пехтелева, руководитель музея истории Благовещенского собора Казанского кремля.

Современные фото: Владимир Васильев, архив музея Благовещенского собора Казанского кремля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × один =

Next Post

Город Чистополь (Татарстан)

Сб Сен 10 , 2022
Город Чистополь (Татарстан) Город Чистополь  расположен на левом берегу Камы (Куйбышевское водохранилище), в 100 км к юго-востоку от столицы Татарстана Казани, в 125 км к северу […]
Город Чистополь (Татарстан)